В Комитете национальной безопасности представили документальный фильм о спецоперации "Жусан", благодаря которой 524 казахстанца смогли вернуться на родину из зон боевых действий в Сирии. На кадрах показаны женщины и дети, которые сейчас проходят реабилитацию, передает Tengrinews.kz.
В Комитете национальной безопасности представили документальный фильм о спецоперации "Жусан", благодаря которой 524 казахстанца смогли вернуться на родину из зон боевых действий в Сирии. На кадрах показаны женщины и дети, которые сейчас проходят реабилитацию, передает Tengrinews.kz.
Всего в рамках трех этапов операции "Жусан" из Сирии были вывезены 524 казахстанских гражданина, включая 30 мужчин, 137 женщин, 357 несовершеннолетних, из них 27 сирот.
Заявление Токаева: 171 ребенок эвакуирован из Сирии
"Специалисты нашего центра, теологи и психологи, проводят реабилитационную и разъяснительную профилактическую работу - это религиозное просвещение, психологическая коррекция и социальная адаптация граждан, вернувшихся из зон террористической активности", - рассказал директор Информационно-пропагандистского и реабилитационного центра "Акниет" Алим Шауметов.
На кадрах женщина, уехавшая в Сирию в 16 лет, рассказывает, насколько сложно ей сейчас привыкнуть к условиям Казахстана.
"Непривычно, конечно, семь лет. Много чего забыла. Сложности нет, просто... Одежда красивая, да, цветная вся, но я не привыкла к этой одежде. (...) Там была когда, мечтала увидеть маму, родственников. Я вышла замуж в 15 лет. У меня отец умер, родственники приехали, забрали. Двоюродный брат дяде сказал, что жениться хочет на мне. И дядя выдал. Ему было 15. Он вперед меня выехал в Сирию. Через год - я. Сейчас мне 27. Четверо детей. Было пять, один два года назад умер от истощения, от голода. Месяц ему был", - рассказала одна из вернувшихся казахстанок.
По словам директора Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодарской области Гульназ Раздыковой, на момент приезда у женщин наблюдались серьезные изменения сознания. В первую очередь это замкнутость, биполярность мышления, глубокая религиозная погруженность, переходящая в поле фанатизма.
У многих были серьезные психологические травмы из-за потери детей.
"Человек не должен врать самому себе. Я знала, куда иду, зачем, для чего. Единственное, на чем я замкнулась, - потеря детей. Хотела, чтобы оставшиеся мои дети смогли вырасти. Из-за того, что знаний было мало, нам казалось, что домохозяйка - этого достаточно. Оказывается, нет. Когда приехали, была отчужденность, фыркали-мыркали, не хотели хиджаб снимать. Потому что нам было преподнесено все это так, что не должны с такими людьми разговаривать. А потом мы увидели эту любовь, это отношение. Люди оставили свои семьи, уехали, чтобы сделать нам хорошо, чтобы убедить нас в том, что, несмотря ни на что, наше общество нас приняло, простило", - поделилась другая казахстанка.
На первом этапе спецоперации удалось вернуть 47 казахстанцев из зоны боевых действий в Сирии. Мужчины, женщины и дети, ставшие заложниками террористов, через родных просили о помощи.
В начале мая эвакуировали еще 231 казахстанца, в том числе 156 детей, в основном дошкольного возраста.
С 28 по 31 мая проведен заключительный, третий этап специальной гуманитарной операции "Жусан". Из зон боевых действий в Сирии эвакуирован 171 ребенок.