Чем запомнится выступление Касым-Жомарта Токаева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и на что хотел обратить внимание мировых лидеров казахстанский Президент. Мнением поделился известный российский политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
Чем запомнится выступление Касым-Жомарта Токаева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и на что хотел обратить внимание мировых лидеров казахстанский Президент. Мнением поделился известный российский политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
На этой неделе Касым-Жомарт Токаев находился в США с рабочим визитом и провел серию встреч с лидерами стран мира. Глава государства принял участие в Саммите "Центральная Азия – США" и выступил с главной международной трибуны на общих дебатах 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По мнению Дубнова, Президент Токаев выступил визионером на "высокой неделе" ООН.
"Глава любого государства имеет право выступить на "высокой неделе" Генеральной Ассамблеи ООН. Но этим не каждый год пользуются, потому что для такого выступления нужен повод, некое собрание проблем, которые нужно обозначить и высказать свое отношение к этим проблемам. Читая выступление господина Токаева, я всегда имею в виду, что он когда-то был заместителем генерального секретаря ООН. В своем спиче Токаев выступил неким визионером: попытался осветить проблемы, стоящие сегодня перед человечеством. Только в конце он сказал несколько фраз о том, что происходит в самом Казахстане. Видимо, Президенту Казахстана сегодня кажется чрезвычайно важным высказаться по проблемам, которые, если не решать, то уже не придется говорить о ситуации в каждой из стран. Он говорит об "эрозии международных отношений", которые очень опасны и могут привести к точке невозврата на земном шаре", - выразил мнение Аркадий Дубнов.
Фото пресс-службы Акорды
По словам эксперта, Президент Токаев говорит о необходимости следовать международному праву, воплощенному в уставе ООН, иначе растет конфронтация, нарушаются торговые цепочки.
"Но самое близкое мне и довольно точное замечание - он боится, что человечество теряет уверенность в завтрашнем дне, а молодежь не верит, что мир будет лучше, чем тот, в котором жили его предки. Это правда. Я думаю о будущем своих детей и мне грустно. Я в России живу. Восприятие из России выглядит достаточно трагичным. Поэтому он призывает к диалогу на основе Устава ООН и норм международного права", - отметил российский политолог.
"Токаев единственный из Глав центральноазиатских государств упоминает о том, что он поддерживает решение украинского кризиса дипломатическим путем. Про украинский кризис никто из его коллег по Центральной Азии не упоминал: возможно, не рискнули, не хотели обижать "старшего брата". Это делает честь Токаеву", - отметил Аркадий Дубнов.
Политолог отметил, что в ходе выступления в ООН Касым-Жомарт Токаев озвучил важные глобальные проблемы.
"В своем выступлении он обозначил реперные точки мировых проблем. Самой неожиданной сегодня стала проблема угрозы применения ядерного оружия. Она обострилась в период начала военных действии России в Украине. До этого угрозой применения ядерного оружия никто не "бряцал". В этой связи логично предложение Касым-Жомарта Токаева добиться к 2045 году полного отказа от ядерного оружия. Это будет лучшим вкладом поколения нынешних мировых лидеров в будущее нашей планеты. Я, наверное, слишком циничен и скептически настроен, чтобы поверить в то, что в течение ближайших 20 лет мировые державы захотят говорить об отказе от ядерного оружия. Все наоборот. Только Казахстан справедливо гордится, потому что он никому не угрожает, и на него, надеюсь, никто не нападет. Казахстану не нужно ядерное оружие как гарантия ненападения на него. А другие державы приобретают или пытаются приобрести ядерное оружие, чтобы не допустить нападения на себя. Так вооружилась Индия и Пакистан, боясь друг друга. Так сделал Израиль, боясь агрессии со стороны арабских стран. Так сожалеет сегодня Украина, что, мол, если бы она не отказалась от ядерного оружия, не было бы сегодня войны в Украине. Это похоже на выдачу желаемого за действительное, надежду, что к 2045 году такое возможно. Но говорить об этом надо, как цель формулировать надо", - говорит Дубнов.
Фото пресс-службы Акорды
По мнению эксперта, от Президента Токаева было важно услышать резкое осуждение религиозной нетерпимости в мире, которая нарастает в последнее время.
"Имеются в виду варварские действия в отношении ислама. Речь идет о демонстративном сожжении Корана в Швеции, которое должно показать, что есть "свобода слова". Люди воспринимают это страшно оскорбительным. Зачем нужна такая свобода, если она порождает возможность эскалации противостояния и религиозной нетерпимости? Это проблема, которая рассматривается по-разному в странах с традиционной демократией, например, во Франции и Швеции, и в странах, где эти традиции не укоренены, в том числе в Казахстане и других странах с мусульманским населением. Очевидно, что Токаев не мог не сказать об этом. Продолжение этой институции, ее действий - в Съезде мировых религий. Хорошая вещь, но помогает ли она в решении этих проблем? Я не уверен, к сожалению", - отметил эксперт.
Аркадий Дубнов прокомментировал предложение Касым-Жомарта Токаева о проведении реформ в Совете Безопасности ООН и присоединении к инициативе Казахстана, о мировом единстве за справедливый мир и согласие.
"Если знать позицию, занимаемую Россией, и сверяться с выступлением Сергея Лаврова, он критиковал генсека ООН за недостаточно ответственную работу секретариата ООН. Токаев, напротив, в другом своем выступлении высоко оценивает работу генсека ООН. Позиция России по расширению Совета Безопасности является осторожной и, скорее, негативной, потому что она опасается лишения права вето. Россия единственная из "пятерки" постоянных членов Совбеза и ядерных государств злоупотребляет этим правом вето по отношению к другим членам. Так вот Токаев приветствует идею расширения Совбеза ООН, где должны быть представлены "средние государства".
Но есть вещи, которые меня немного смущают, когда Президент Токаев напоминает о выдвижении инициативы Казахстана о "мировом единстве за справедливый мир и согласие". Я хочу здесь спросить, что такое "справедливый мир"? Кто даст критерии справедливости? Одна страна считает справедливым, что ей нужно вернуть утраченные территории. Другая страна говорит, что это ее территории, и она имеет права на них, исходя из истории. Одна страна говорит, что справедливо будет установить ей независимое государство там, где его, может быть, не было. А другая говорит: "Ничего подобного. Это чужая территория", - отметил политолог Аркадий Дубнов.
"Разговоры о справедливости в мире, где никак нельзя найти четкое соотношение между правом нации на самоопределение и гарантией сохранения территориальной целостности - это два основополагающих принципа, заложенные в Уставе ООН, мне кажутся немного наивными. Это, скорее, публицистика, чем приближение к реальному видению будущего. Но господин Токаев действительно смотрит вперед и так же, как и все мы, желает своим детям и внукам счастливого будущего в справедливом мире", - говорит политолог.
Отметим, Касым-Жомарт Токаев принял участие в саммите стран ЦА и США, где впервые в формате C5+1 встретились Президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. По мнению Дубнова, идея проведения встречи С5+1 на высоком уровне со стороны американской администрации обязана геополитическому конъюнктурному моменту в мировой политике.
Фото пресс-службы Акорды
"Здесь два фактора. Первое – это увеличение влияния Китая, в частности, на Центральную Азию, а в общем с инициативой "Один пояс - один путь", которая претендует на мировую инициативу. Китай намерен вкладывать в нее большие средства. В центре всего пространства, где Пекин намеревается реализовывать эту программу, находится Центральная Азия. Сегодня основным контрапунктом всей мировой политики является противостояние США и Китая. Можно вспомнить инициативу другого проекта, выдвинутую Байденом на последней "Большой двадцатке", которая должна противостоять китайской программе "Один пояс - один путь". Я могу предположить, что эта встреча была продиктована намерением не то чтобы "оттянуть" Центральную Азию от тесного сотрудничества с Китаем, но предоставить некую альтернативу Центральной Азии, в центре которой ценности другого, "западного" мира - мира развитой демократии", - считает эксперт.
Вторым фактором Дубнов называет введение антироссийских санкций на фоне происходящих событий в Украине.
"Как известно, американцы очень чувствительны к возможному нарушению этих санкций со стороны ряда стран, в первую очередь со стороны стран Центральной Азии. Летом Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан посетили высокопоставленные американские чиновники, которые как раз занимаются контролем над обходом этих санкций. Если на самом саммите С5+1 об этом не говорилось напрямую, а насколько мне известно, такие вещи там публично не поднимались, но все же понимают, политики - люди изощренные, они понимают, что сейчас важно для Америки, чего она хочет от Центральной Азии. Она хочет этих двух вещей: первое – дать Центральной Азии другую "некитайскую" альтернативу экономического процветания и развития; второе - не дать Центральной Азии быть полностью втянутой в качестве скрытого союзника России", - отмечает российский политолог.
Он также пояснил, что нужно странам Центральной Азии от американцев.
"Токаев об этом достаточно откровенно говорил. Ему нужно более активное участие американского бизнеса в Казахстане, ему важны американские передовые технологии. В предыдущем своем выступлении в Казахстане Токаев говорил, что Казахстан хочет стать евразийским цифровым центром. Интерес к США весьма высок. Это демонстрирует еще и то, что Казахстан проводит абсолютно независимую политику, осуществляет эту многовекторную политику без оглядки на некоторое скептическое отношение Пекина и недовольство Москвы. Это можно сказать и в отношении остальных центральноазиатских лидеров, которые приехали на саммит в США. Просто замечу, что ни один из них не отказался от участия, некоторые тянули с ответом, но никто не отказался. Это означает, что тотальный навес российского влияния над регионом если не слабеет, то уж точно не увеличивается", - отметил Дубнов.
Он также выразил мнение касательно того, можно ли говорить о какой-либо приоритетности в развитии отношений между США и странами Центральной Азии.
"Исторически ведь есть ревностное соревнование между Узбекистаном и Казахстаном, как между лидерами. На мой взгляд, Узбекистану есть что сегодня предъявить как государству с опережающим развитием по отношению к другим соседним странам. Анализируя выступление Шавката Мирзиеева, я отметил, что у него тоже была очень интересная речь. Она была насыщена конкретными деталями, связанными с внутренней ситуацией в Узбекистане. Он докладывал в ООН, что Узбекистан перестал использовать принудительный труд, что сбор хлопка уже не используется детьми-школьниками, что таким образом решена многолетняя практика, которая сделала Узбекистан осуждаемым мировым сообществом, и страна даже попала в "черные" списки. Казахстану не нужно было докладывать такого рода детали, Казахстан не входил в подобные "черные" списки. Это не говорит, что Казахстан так сильно продвинулся, просто каждая страна имеет свою специфику, свое прошлое", - сказал Дубнов.
"Важно, что Казахстан объявил устами Токаева о своей ответственности за ситуацию в Афганистане, несмотря на то, что он не граничит с Афганистаном. Он предложил создать в Алматы Региональный центр ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. Казахстан не отстраняется от решения самой главной за последние десятилетия проблемы – прекращения войны в Афганистане, восстановления Афганистана", - выразил мнение политолог.
"Токаев сформулировал свое личное кредо – верховенство закона. Это чрезвычайно ответственное заявление. Что бы ни происходило сейчас в Казахстане, где бы ни нарушались какие-то права, если люди будут считать, что там нарушается закон, и они смогут это доказать, ответственность за это лежит на Президенте Токаеве, который обещал своим личным авторитетом верховенство закона. Я надеюсь, что оно насыщено убежденностью в том, что ему по силам сделать Казахстан страной, где есть сила права, а не наоборот, где применяется право силы. Право силы так или иначе мы видим на Южном Кавказе. Хорошо или плохо, оно там превозмогает силу права", - заявил Аркадий Дубнов.
Ранее сообщалось, что Касым-Жомарт Токаев за время своей рабочей поездки в США провел целую серию встреч с лидерами стран Европы. Политолог отмечает, какое значение имели все эти двусторонние переговоры.
"Мне очень понравилось, что он встретился подряд с двумя президентами Словении и Венгрии: в высшей степени соблюдал гендерный принцип. Он пригласил их в Казахстан. Он также встречался с главами европейских государств и с президентом Ирана. Все четыре европейских государства сегодня уже члены НАТО, включая Финляндию. Это опять говорит о самостоятельности казахстанского лидера, который, оставаясь союзником России и ОДКБ и понимая, что отношение Москвы к этому альянсу теперь совсем недружественное, проводит по-прежнему свою политику. Это дорогого стоит.
Я каждый раз вспоминаю его фразу, она была сказана пару месяцев назад, и мне очень понравилась. Он сказал, что основной его задачей является попытка противостоять расколу между Востоком и Западом. Все последние встречи Токаева являются свидетельством стремления противостоять этому расколу", - резюмировал Дубнов.
Текст: Евгения Сазонова
"Сказал то, о чем думают его коллеги" - эксперт о речи Токаева в Нью-Йорке
Ранее казахстанский политический обозреватель и депутат Мажилиса Никита Шаталов высказался о рабочей поездке Президента Касым-Жомарта Токаева в Нью-Йорк. Подробнее читайте здесь.