Зарубежные и отечественные эксперты высказались по поводу перехода к свободно плавающему курсу тенге, о котором правительство Казахстана объявило утром в четверг, 20 августа.
Зарубежные и отечественные эксперты высказались по поводу перехода к свободно плавающему курсу тенге, о котором правительство Казахстана объявило утром в четверг, 20 августа.
Как отмечает РБК, в условиях падения цен на нефть "девальвация тенге была неизбежна". "Катализатором послужила недавняя девальвация китайского юаня, спровоцировавшая падение большинства валют развивающихся стран. Китай закупает 20 процентов казахстанского экспорта, и для сохранения экспортной конкурентоспособности Казахстану необходимо было нивелировать эффект китайской девальвации. То же самое верно и в отношении рубля", - сообщает российское издание.
РБК уточняет, что "дополнительное давление на валюты развивающихся стран создает предстоящее начало цикла ужесточения монетарной политики в США". И при этом приводит слова управляющего директора казначейства и рынков капитала DBS Bank Hong Kong Ltd Томми Онга, который заявил Bloomberg, что девальвация тенге - "это шаг, направленный на подготовку к повышению ставки ФРС".
По словам Онга, в ожидании роста ключевой ставки в США некоторые страны с развивающейся экономикой предпочитают ослабить свою валюту, чтобы стимулировать экспорт и избежать массированных интервенций.
Также издание цитирует аналитика Nomura Тимоти Эша, который заявил, что "девальвация тенге теперь переводит внимание на валюты постсоветского региона, которые могут вновь оказаться под давлением, включая азербайджанский манат, армянский драм, грузинский лари, гривну и рубль. "Девальвация в Казахстане привлечет внимание обычных людей в странах СНГ: вероятно, они будут нервничать, учитывая происходящее с ценами на сырье и в региональной геополитике", - сказал эксперт.
Аналитик Sberbank CIB Том Левинсон пишет, что Казахстан последним из государств СНГ включился в гонку девальваций. "Нацбанк Казахстана предпринял этот шаг в связи со значительной потерей конкурентоспособности, вызванной тем, что Россия, ключевой торговый партнер Казахстана, допустила существенное ослабление рубля на фоне падения цен на сырьевые товары. Дополнительным фактором могло стать недавнее ослабление китайского юаня", - считает эксперт.
Главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский считает, что промедление Казахстана с девальвацией негативно сказывалось на экономике страны. По его словам, Казахстан был вынужден вводить ограничения на импорт товаров из России, местные товары оказались неконкурентоспособными.
В интервью "Курсиву" аналитик инвестиционной компании "Альпари" Анна Бодрова заметила, что свободно плавающий курс тенге доступен и удобен для государства только в случае наличия диверсифицированной экономики и отсутствия внешних рисков.
"Предположим, что с внешними рисками у Казахстана все в порядке - их почти нет. Зато диверсифицированная экономика отсутствует, Казахстан давно и успешно живет в условиях сырьевой экономической системы. Сейчас далеко не самый удачный момент для введения новой кредитно-денежной политики Нацбанком Казахстана. За эти нововведения заплатит население, как и при любой одномоментной или плавной девальвации. К текущему моменту и с начала года тенге ослаб на 31 процент в паре с долларом. При текущих ценах на нефть "справедливый" курс доллара может составлять от 200 до 235 тенге. Все остальное - эмоции рынка и инвесторов, которых никто не предупредил о начале новой денежной политики государства. Самыми уязвимыми секторами экономики при девальвации тенге оказались ритейл и сектор услуг, наиболее защищенным - добыча и переработка энергоресурсов", - сказала Бодрова.
В свою очередь, финансовый аналитик Вадим Иосуб заявил, что риски перехода к плавающему курсу связаны в основном с психологическим восприятием постоянно меняющегося курса участниками рынка и населением, которые ранее были приучены к постоянному и предсказуемому значению. Теперь придется привыкать к колебаниям курсов в одну и другую сторону. По его мнению, "в ближайшее время, при проведении регулятором жесткой денежно-кредитной политики, доллар может скорректироваться в область 200-230 тенге".
Как убежден экономический аналитик Жарас Ахметов, все, что происходит сейчас в Казахстане, в начале этого года происходило в России: "Там держали валютный коридор, потом его отменили, курс стал бить рекорды. Чтобы удержать ситуацию под контролем, ввели драконовскую учетную ставку ЦБ. Как результат - высокая инфляция и падение промышленного производства. Мы пройдем примерно такой же путь".