Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о низкой читательской грамотности казахстанских учеников. Эксперт Назарбаев Университета Руслан Каратабанов поделился мнением, почему это произошло, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о низкой читательской грамотности казахстанских учеников. Эксперт Назарбаев Университета Руслан Каратабанов поделился мнением, почему это произошло, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Скорее всего причина низкой читательской грамотности школьников кроется в 90-х - 2000-х годах и связана с нестабильностью экономики, уходом ряда учителей из сферы образования, отсутствием корпуса авторов", - сказал старший менеджер программ повышения квалификации Высшей школы образования НУ Руслан Каратабанов.
По его словам, с обретением независимости в Казахстане в связи с экономической и социальной ситуацией произошло общее снижение качества образования на педагогических специальностях в вузах. Процент слабых учителей был больше, чем сильных, если сравнивать с советским периодом.
"Наработанные методики советского периода были утрачены, а в связи с развитием Интернета потребители стали ориентироваться на упрощенную информацию, которая ни в коей мере не способствовала понятийному мышлению. Учителя, родители и ученики стали требовать более упрощенной лексики в учебниках, и те понятия, термины, категории, которые использовались в старых учебниках, стали казаться сложными для восприятия. Культура чтения начала сильно падать", - пояснил эксперт.
Есть и негативные аспекты советского образования, которые отразились на независимом Казахстане.
"Мы от Советского Союза унаследовали методы преподавания, при которых ученик должен был быстро прочитать текст и его пересказать. А задания, которые бы ориентировали на осмысление материала, на поиск нового материала по теме, уже отсутствовали", - указал Каратабанов.
Как бывший преподаватель географии, он привел пример, когда учителя рассказывали детям об угольной промышленности Казахстана.
"По старому образцу мы давали сведения о месторождениях, о запасах, где перерабатываются. А задания, почему именно в этом месте добывается уголь, почему именно такой способ добычи угля выбран, а не другой, таких глубоких заданий не было. Но именно эти задания способствовали тому, чтобы ученик прочитал бы гораздо больше, и в поисках ответа на эти вопросы он перелопатил бы другую, более специфичную литературу. Наращивались бы не только знания, но и лексикон, понимание вопроса", - объяснил эксперт.
НУ вложился в казахстанский "Uber для репетиторов-студентов"
Однако, по его словам, все изменилось после недавней образовательной реформы.
"Обновленное содержание образования, которое разрабатывалось совместно с Назарбаев Интеллектуальными школами, как раз формирует читательскую грамотность практически по всем предметам. В целях обучения имеются такие, которые прямо и обязательно призывают использовать самые различные ресурсы. В цифровую эпоху очень ценятся навыки интерпретации информации и переизложение ее в новой форме", - указал Каратабанов.
По его словам, негативное восприятие обновленного содержания образования вызвано тем, что учителя еще не накопили опыт преподавания по новым методикам. Для этого требуется несколько лет.
"И родители привыкли к непродуктивному образованию. Когда мой ребенок приходит из школы, для меня просто и понятно, когда задание моего ребенка - прочитай, повтори, изложи, перескажи. А когда ребенок просит помощи у родителей, а там задание: проведи интервью с представителями трех поколений в вашей семье и выясни, как в разные времена менялись традиции у казахского народа. Это задание уже родителей заставляет напрягаться, потому что они в корне не привыкли к чему-то такому, будучи учениками", - отметил эксперт.
Тем не менее Руслан Каратабанов уверен, что новая форма обучения поднимет и общую функциональную, и читательскую грамотность современных школьников.