Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев рассказал о своем видении конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном, возможных последствиях для обоих государств, а также оценил перспективы разрешения конфликта, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев рассказал о своем видении конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном, возможных последствиях для обоих государств, а также оценил перспективы разрешения конфликта, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По словам эксперта, 12 мая на полях второго совещания министров иностранных дел в формате "Центральная Азия+КНР" глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди в очередной раз заявил о готовности Нур-Султана оказать помощь Кыргызстану и Таджикистану в урегулировании вопроса пограничного конфликта между двумя этими странами.
Ранее, 11 мая, состоялся телефонный разговор между российским лидером Владимиром Путиным и президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым, в рамках которого оба президента также обсуждали пограничный конфликт на кыргызско-таджикской границе.
Таким образом, после того как военная ситуация на границе двух стран стабилизировалась (стороны завершили отвод войск 3 мая), страны начали активный поиск дипломатических путей решения конфликта, в повторной эскалации которого никто не заинтересован, отмечает Мадиев.
"Несмотря на то что конфликты на спорных участках границы в густонаселенной Ферганской долине являются привычным делом, нынешний конфликт оказался беспрецедентным по своим масштабам: активно использовалась тяжелая техника, разрушены дома и инфраструктура, наконец, обе стороны понесли значительные человеческие потери.
Все это свидетельствует о существенном конфликтном потенциале, накопленном вокруг спорных участков на границе обеих стран, который может поставить под угрозу стабильность Центральной Азии, региона, находящегося на стыке всех ключевых геоэкономических процессов в Евразии", - считает эксперт.
По его словам, в случае повторной серьезной эскалации отголоски будут ощущаться далеко за пределами Кыргызстана и Таджикистана.
"Нельзя забывать, что обе страны являются одними из главных экспортеров рабочей силы в регионе. Так, в 2020 году в России встали на учет около 650 тысяч таджикских и 250 тысяч кыргызских граждан. При этом в допандемийном 2019 году в России находились более 1,5 миллиона граждан Таджикистана и почти 600 тысяч граждан Кыргызстана. Таким образом, в случае обострения конфликта и его потенциального выхода из-под контроля он может быть легко экспортирован за пределы границ двух стран, вовлекая зарубежные таджикские и кыргызские общины", - говорит Мадиев.
Кроме того, обе страны являются членами ключевых региональных организаций, таких как ОДКБ и ШОС, в которых не прописаны конкретные механизмы реагирования и разрешения конфликтов между их членами. В результате сохраняющаяся напряженность в двусторонних отношениях Душанбе и Бишкека окажет негативное влияние на многостороннюю кооперацию в регионе, отмечает он.
"Для стран региона это важно в контексте работы механизма консультативных встреч глав государств Центральной Азии, который играет важную роль в углублении кооперации на региональном уровне. В случае отсутствия прогресса в переговорах между Бишкеком и Душанбе в ближайшие годы данный формат встреч может оказаться в подвешенном состоянии, что поставит под вопрос перспективы региональной интеграции, для которой, по сути, и создавался данный механизм", - рассказал он.
Также, по мнению эксперта, нельзя упускать из внимания и более широкую геополитическую повестку, а именно ситуацию в Афганистане, которая может измениться уже в обозримой перспективе в результате начала процесса вывода войск США и НАТО.
"Повторная эскалация пограничного конфликта потребует от Душанбе сосредоточить военные и дипломатические ресурсы в районе спорных участков вдоль кыргызско-таджикской границы, что может развязать руки различным террористическим элементам со стороны афганской границы. Так, в декабре 2020 года Таджикистан был вынужден развернуть дополнительные войска вдоль границы с Афганистаном после сообщений о захвате боевиками одного из районов в провинции Бадахшан.
Кроме того, отвлечение государственных ресурсов Кыргызстана и Таджикистана в результате дестабилизации ситуации на границе может открыть дополнительные лазейки для наркотрафика из Афганистана, где производится около 90 процентов мирового опия-сырца.
Таким образом, сохраняющаяся напряженность на спорных участках границы Кыргызстана и Таджикистана беспокоит абсолютно всех ключевых игроков в регионе", - говорит Мадиев.
Ситуация осложняется внутренними факторами с обеих сторон. Так, обе страны переживают весьма чувствительный в политическом смысле момент. В Кыргызстане пришла новая власть во главе с Жапаровым, который консолидирует свое влияние и намерен установить более сильную централизованную властную вертикаль.
Таджикистан, который остается единственной страной в регионе, которая не осуществила транзит высшей власти, уже в ближайшей перспективе столкнется с необходимостью решения данного вопроса.
"В этой ситуации обе стороны вряд ли будут проявлять готовность к уступкам, без которых будет крайне сложно добиться какого-либо прогресса. Перспективу двусторонних переговоров также омрачают и тяжелые социально-экономические последствия коронакризиса, которые создают условия и предпосылки для раскрутки националистических и популистских настроений в случае очередного конфликта.
Таким образом, становится очевидным, что решить проблему в сугубо двустороннем формате будет крайне сложно и потребуется активное участие международных посредников. При этом, однако, возникает вопрос о том, каких именно посредников", - рассуждает эксперт ИМЭП.
Так, свои услуги уже предложили практически все мировые державы и ключевые игроки, проявляющие интерес к Центральной Азии: США, Россия, Китай, Турция и Иран. Эксперт считает, что для каждого из них посредничество в разрешении конфликта между Бишкеком и Душанбе - это потенциальная возможность усилить свое влияние в регионе. По его словам, активное вмешательство внерегиональных держав может нарушить текущий геополитический расклад сил в регионе, толкая Центральную Азию в сторону очередной "Большой игры".
"Таким образом, страны Центральной Азии должны научиться решать свои проблемы самостоятельно, внутри региона. И здесь наша страна, которая уже предложила свои посреднические услуги, могла бы сыграть весьма важную конструктивную роль.
Нельзя исключать, что в качестве одного из ключевых медиаторов мог бы выступить в том числе и Первый Президент Казахстана, который пользуется огромным авторитетом и доверием во всех странах региона.
Кроме того, нельзя не использовать и возможности других внутрирегиональных игроков, включая Узбекистан, который, безусловно, желает стабилизации пограничных отношений в Ферганской долине.
В целом все ответственные силы в Центральной Азии заинтересованы в том, чтобы сохранить ту позитивную динамику в региональном сотрудничестве, которая сложилась за последние годы и не позволить втянуть страны региона в очередную бесплодную конфронтацию", - заключил Мадиев.
Напомним, конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном вспыхнул 28 апреля в районе реки Исфара на водораспределительном пункте "Головной", который каждая из сторон считает своей территорией.
Днем 29 апреля ситуация на границе вышла из-под контроля и переросла в перестрелку между пограничниками двух стран. После нескольких дней вооруженного конфликта и нестабильности на границе силами властей на всех уровнях ситуацию удалось стабилизировать. В ходе пограничных столкновений погибли десятки человек, сотни получили ранения.
Самые важные новости - в нашем Telegram-канале! Подписывайтесь прямо сейчас
Оперативная информация о событиях в стране и мире. Присоединяйтесь к Tengrinews.kz в Aitu!