09 мая 2016 | 18:29

Деятели культуры в тылу - Алматы в годы ВОВ

Владимир Прокопенко Корреспондент
Иллюстрация Tengrinews.kz

В годы Великой Отечественной войны Алматы стал пристанищем для эвакуированных людей со всего СССР и госпиталем, куда привозили сотни тысяч раненых солдат. Но кроме этого, город оказался убежищем для множества эвакуированных режиссеров, актеров, художников и писателей со всего Союза. О деятелях культуры, побывавших и творивших в Казахской ССР, рассказали корреспонденту Tengrinews.kz экс-главред "Казахфильма", писатель Дидар Амантай и историк-архивист, сотрудник Центрального государственного архива РК Николай Кропивницкий.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В годы Великой Отечественной войны Алматы стал пристанищем для эвакуированных людей со всего СССР и госпиталем, куда привозили сотни тысяч раненых солдат. Но кроме этого, город оказался убежищем для множества эвакуированных режиссеров, актеров, художников и писателей со всего Союза. О деятелях культуры, побывавших и творивших в Казахской ССР, рассказали корреспонденту Tengrinews.kz экс-главред "Казахфильма", писатель Дидар Амантай и историк-архивист, сотрудник Центрального государственного архива РК Николай Кропивницкий.

В ноябре 1941-го в Алматы были эвакуированы "Мосфильм" и "Ленфильм". Вместе с Алма-Атинской студией художественных фильмов они образовали Центральную объединенную киностудию Союза (ЦОКС). Так, одним из главных достижений ЦОКС стал фильм "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли.

Реклама
Реклама

Режиссер Сергей Эйзенштейн во время съемок фильма "Иван Грозный" и артист Николай Черкасов. Алма-Ата 1941 год.

"Первым директором ЦОКС был назначен Михаил Тихонов. Они выбрали именно Алма-Ату потому, что это был очень фактурный город. Но кроме двух киностудий, к нам был эвакуирован Всероссийский государственный институт кинематографии имени Сергея Герасимова (ВГИК), а также Всесоюзная сценарная студия. Там работали такие мастера, как Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Сергей Михалков, Константин Симонов, Леонид Леонов, Любовь Орлова, Григорий Александров и другие выдающиеся деятели культуры", - рассказал писатель Дидар Амантай.

Сергей Эйзенштейн во время встречи с представителем торговой палаты США Джонсоном Э. Алма-Ата, 1941 год.

По информации собеседника, за годы своего существования ЦОКС выпустила около 80 процентов всей отечественной кинопродукции, то есть 23 полнометражных картины и 10 короткометражек. Среди них такие картины, как "Секретарь райкома" (1942 год, режиссер Иван Пырьев); "Она защищает Родину" (1943, режиссер Фридрих Эрмлер); "Зоя" (1944 год, режиссер Лео Арнштам); "Во имя Родины" (1943, режиссер Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев) и другие.

Сергей Эйзенштейн во время встречи с Диной Нурпеисовой. Алма-Ата, 1941 год.

"Помимо художественных фильмов в Алматы создавались "Боевые киносборники". Это были игровые короткометражные ленты. Так, лента "Сын бойца" была снята по сюжету, который подсказал режиссеру Вере Строевой только что приехавший с фронта писатель Сергей Михалков. В работе над сценарием принимал участие известный писатель Габит Мусрепов, а главную роль в короткометражке сыграл актер Капан Бадыров. В 1943 году эта новелла попала в США и была включена в полнометражную ленту "Песнь о России", смонтированную американцами из разных советских фильмов. Она имела исключительный успех. А наши на фронте воспринимали ее как документальную хронику", - рассказал Амантай.

Кинорежиссер Михаил Ромм (крайний справа) во время встречи с главным редактором Алма-Атинского телевидения Игорем Саввиным (крайний слева) и кинорежиссером, оператором Берковичем М. Алма-Ата, 1958 год. 

В годы войны в Алматы образовалась целая армия из числа эвакуированных писателей и поэтов. "Поэт, драматург и автор популярных детских книг Самуил Маршак жил здесь. В Алма-Ате был и писатель Михаил Зощенко. В своих записях про Казахстан он говорил, что привез с собой полтора чемодана. (Дело в том, что вес позволенного багажа не должен был превышать 12 килограммов, и Зощенко собрал в чемодан 20 тетрадей-заготовок будущей книги "Перед восходом солнца". В итоге на все прочее осталось только четыре килограмма. - Прим. автора). Кстати, именно в Алма-Ате он и закончил свою книгу, за которую с 1949 по 1960 год находился в опале. Также работала в Казахстане детская писательница, поэтесса Наталья Кончаловская. Редко, но приезжал с фронта, ведь тогда он был еще и  военным корреспондентом, писатель Сергей Михалков. Все эти деятели культуры жили, либо ненадолго приезжали в Алма-Ату. Размещались в разных домах, в гостиницах", - рассказал историк-архивист Николай Кропивницкий.

Самуил Маршак во время встречи с Героем Советского Союза Маликом Габдуллиным. Казахстан, 1944 год. 

"Культурная жизнь в те времена в Алма-Ате кипела. Так, недавно нам стало известно, что артист, выступавший в СССР с психологическими опытами "по чтению мыслей" зрителей Вольф Мессинг здесь гастролировал в 1943 году. Я так думаю, что где-то в это время, вскоре, он купил тот самый знаменитый самолет и отдал его на фронт. (Мессинг внес в Фонд Красной Армии крупную сумму и попросил на эти деньги построить боевой самолет для прославленного балтийского летчика Константина Ковалева, который был удостоен звания Героя Советского Союза - за 12 лично сбитых вражеских самолетов, и 12 уничтоженных в группе. - Прим. автора). В прошлом году мы обнаружили, что здесь, на сцене объединенного Казахско-русского драматического театра, играл советский актер Владимир Зельдин. Советский прозаик, поэт, киносценарист Константин Симонов в своих записках о войне рассказывал, что его приводила в Алма-Ату работа над фильмом. Он приезжал сюда и работал в качестве консультанта", - рассказал Кропивницкий.

Пленум Союза писателей РСФСР. Писатели (слева направо) Абдильда Тажибаев; Константин Симонов; Мухамеджан Каратаев во время встречи. Москва, 1959 год. 

"В Союзе писателей имеется очень интересный документ. Все знали, что сюда приехали писатели, кинематографисты и другие деятели искусства. Так вот, в связи с этим было принято решение ознакомить их (эвакуированных в Алматы деятелей искусства. - Прим. автора) с достижениями культуры Казахстана. В частности, ряд лекций было поручено прочитать писателю Мухтару Ауэзову. Он рассказывал о литературе и истории Казахстана. Также по истории читал лекции писатель Габит Мусрепов. Все исправно посещали эти семинары, проходящие по четвергам в Союзе писателей, и вели там беседы. Это было все очень интересно", - рассказал Кропивницкий.

Декада казахской литературы и искусства. Участники-писатели: (слева направо): Мухтар Ауэзов, Константин Симонов, Максим Рыльский, Жумагали Саин. Москва, 1958 год.

Кроме этого, по словам собеседника, в тяжелые годы войны в Алматы был организован Первый общереспубликанский айтыс для поднятия духа. На нем в числе почетных гостей и жюри были Жамбыл Жабаев и Сабит Муканов. "Тогда в айтысе было восемь участников из разных городов. Победителем стал акын из Костаная. Интересный факт, что на этот айтыс из Гурьева приехали два человек. А когда они собрались ехать обратно, время-то голодное было, а ехать им нужно было на перекладных, то в дорогу им был выписан большой паек. В нем было несколько килограммов мяса, 500 папирос, несколько килограммов муки, два килограмма сливочного масла, сыр и другое. Представляете, для того времени как много это было", - рассказал  Кропивницкий. 

Декада казахской литературы и искусства. Константин Симонов во время открытия вечера. В президиуме (слева направо): математик Аскар Закарин; философ, специалист по проблемам национальных отношений в СССР, Нурымбек Джандильдин; писатель Мухтар Ауэзов; писатель Габит Мусрепов; государственные деятели Жумабек Ташенов; Амир Канапин; поэт Максим Рыльский. Москва, 1958 год.

Кроме всего прочего, по информации историков, в военные годы в Алматы приезжал с гастролями джаз-оркестр Эдди Рознера, выступала эстрадная певица Изабелла Юрьева. Актер Аркадий Райкин давал гастроли с театром миниатюры.

Киносценарист Константин Симонов (справа крайний), среди участников конференции писателей стран Азии и Африки. Писатель Габит Мусрепов (слева второй). Ташкент, 1958 год.

Фото ©Центральный государственный архив города Алматы. 

Напомним, ранее участники трудового фронта рассказывали, что, несмотря на то, что Казахстан был тылом, голод ощущался и в Алматы. Их воспоминания о жизни в тогдашней Алма-Ате можно прочитать здесь.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram