Профессор юриспруденции Муслим Хасенов заявил, что ежегодно в Казахстане 172 ребенка заканчивают жизнь самоубийством, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Профессор юриспруденции Муслим Хасенов заявил, что ежегодно в Казахстане 172 ребенка заканчивают жизнь самоубийством, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В Мажилисе обсуждают вопросы по ужесточению наказания за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних.
"Очень высокая латентность, очень непонятные причины во многих случаях. Неопределенные. Я проанализировал за восемь лет всю статистику и пришел к достаточно шокирующим выводам. Ежегодно в Казахстане в среднем 172 ребенка совершают акты суицида. А количество попыток суицида среди несовершеннолетних достигает 350 случаев в год. То есть это 527 конкретных фактов суицидальности среди детей", - сказал PhD по юриспруденции, ассоциированный профессор Университета КазГЮУ имени Нарикбаева Муслим Хасенов.
По его данным, в год по статье "Доведение до самоубийства" регистрируется около 40 дел.
"Если взять вместе с попытками суицидов, то эта доля составляет восемь процентов. Получается, по остальным 77 процентам случаев детского суицида даже не возбуждается досудебное расследование и не регистрируется в ЕРДР. Причины такой ситуации чисто юридические. Формально само по себе проявление суицида не является уголовным правонарушением.
Соответственно, формально такие факты не являются поводом к началу досудебного расследования, согласно 180 статье УПК. То есть это должно быть либо заявление физлица, либо сообщение должностного лица, либо явка с повинной, либо сообщение в СМИ, или рапорт должностного лица", - пояснил он.
Профессор добавил, что суицид - абсолютно ненормальное явление, не естественная смерть, а насильственная смерть.
"Мы не должны упрощенно воспринимать суицид как добровольный уход из жизни, особенно если это касается ребенка. Потому что это очень циничный и опасный подход. И мы должны понимать, что у любого суицида, особенно детского, есть причины, когда человек, особенно ребенок, доведен до отчаяния, и, помимо внутренних психологических факторов, есть внешние.
И в науке уголовного права уже сформировалось понятие "криминальный суицид". Это такое самоубийство, причиной которого выступает внешнее негативное воздействие физического, психического, информационного характера", - сказал Хасенов.
Юрист привел правовую статистику в Казахстане, которая гласит, что 40 процентов всех детских суицидов совершены по неустановленным причинам.
"Это серьезный сигнал. А как же мы установим причины, если мы изначально по факту не проводим расследование? Если нет расследования, сбора доказательств, практически невозможно установить и вину, виновных привлечь к ответственности. Есть и факты, когда родственники лиц, совершивших суицид, по каким-то причинам не подают заявление либо отказываются от возбуждения ввиду страха, подкупа либо просто нежелания в силу трагических обстоятельств", - отметил эксперт.
Профессор считает, что уголовный процесс располагает всем необходимым инструментарием для выяснения всех причин.
"Предлагается внести в 180-ю статью УПК дополнение, что факт суицида должен быть поводом к началу досудебного расследования, потому что каждый факт мы должны расследовать. Только так мы можем разобраться в истинных причинах и при необходимости выявлять виновных", - заключил он.
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!