ПОДЕЛИТЬСЯ
06 сентября 2021 | 15:36
Дело о хищениях в горздраве Алматы: осужденная экс-чиновница записала видеообращение
В Алматы осужденная за хищения экс-чиновница записала видеообращение к Президенту Казахстана. Ролик был опубликован в соцсетях сразу после оглашения приговора, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Алматы осужденная за хищения экс-чиновница записала видеообращение к Президенту Казахстана. Ролик был опубликован в соцсетях сразу после оглашения приговора, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Речь идет о бывшем заместителе руководителя Управления общественного здоровья Асель Бисенбаевой. Она подозревалась в групповом хищении бюджетных денег в особо крупном размере, а именно 234 миллионов тенге. На скамье подсудимых помимо экс-чиновницы оказались пять человек. Всех фигурантов уголовного дела приговорили к лишению свободы от 3 до 7,5 года.
Позиция осужденной
После вердикта на странице Бисенбаевой в Facebook появился видеоролик, в котором она просит защиты у Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Женщина считает себя невиновной и хочет объективного расследования.
"1 июня прошлого года руководителем УОЗ пришел Камалжан Надыров, а 24 июня он указал мне написать заявление об увольнении по собственному желанию. Я написала и он заставил меня отрабатывать месяц. 23 июля я узнала, что моими электронными ключами без моего ведома подписываются договора на портале госзакупок. Ни один бумажный договор, протокол или один договор не подписан моей живой подписью, не завизирован и не согласован.
Доверенные люди Надырова на мои претензии о том, почему все так происходит, ответили, что "какие были ключи, такими и подписывали". (...) Потом я заблокировала ключи, но 27 июля ко мне пришел "человек Надырова" и сказал, чтобы я отдала ключи, потому что пациенты и врачи нуждаются в еде, воде и одноразовых масках, также, что необходимо поставить медоборудование, и что мои ключи - единственные в управлении. Он дал гарантии, что все проводится по закону и все процедуры на портале госзакупок правильные", - сказала она.
Бисенбаева также отметила, что нет ни одного доказательства, подтверждающего ее сговор с поставщиками и получения ею прибыли.
"Когда я принимала это решение, я хотела, чтобы люди не умирали, чтобы они были обеспечены и водой, и едой, и одноразовыми масками. (...) Если я не нужна своей стране как специалист и профессионал, то я нужна своим детям и матери. Если я совершила ошибку, то сполна за нее расплатилась своей сломанной жизнью и смертью отца, который умер во время судебного процесса. Я прошу оказать содействие в объективно и полном расследовании этого дела и вынести правильно и справедливое решение. Я не заслужила этого: то, что сейчас происходит, это очень несправедливо. Я не причастна к коррупционным правонарушениям", - добавила осужденная чиновница.
Позиция адвоката
Также свое мнение высказал ее адвокат Мурат Амитов. По его словам, все доводы обвинения не нашли своего подтверждения в суде. Он также отметил, что все доказательства о невиновности Бисенбаевой были предоставлены суду.
"Однако суд решил иначе. На момент подписания договора моя подзащитная находилась в городском акимате. А договор подписали электронно-цифровой подписью Бисенбаевой в здании Управления общественного здоровья. Биллингом телефона доказано, что Бисенбаева физически не находилась в здании УОЗ на момент подписания договора.
Кроме этого, кто-то от имени Бисенбаевой подделал приказ о внесении изменений в план государственных закупок. У нас имеется заключение эксперта. Зачем подделывать ее подпись, если по утверждению обвинения Бисенбаева вступала в сговор с другими лицами?" - задается вопросом правозащитник.
Амитов также заявил, что свидетели на суде подтвердили, что "у сотрудников УОЗ был доступ к ЭЦП-ключам Бисенбаевой". Он отметил, что это подтвердилось осмотром компьютеров бухгалтерии и Отдела госзакупа УОЗ, где обнаружено ЭЦП-ключ Бисенбаевой.
"В итоге все доказательства, подтверждающие отсутствия вины Бисенбаевой, судом были истолкованы против нее, что противоречит гарантиям Конституции. Человека осудили за то, что она передала свой ЭЦП-ключ для того, чтобы врачи в пандемию не остались без пиши и жилья. Ее несовершеннолетний ребенок сегодня остался один, потому что воспитывался только матерью", - добавил адвокат и отметил, что будет обжаловать приговор.
Позиция прокуроров
Редакция Tengrinews.kz обратилась в городскую прокуратуру Алматы за разъяснением ситуации. В надзорном ведомстве пояснили, что в июне прошлого года Глава государства поручил проверить целевое использование денег, выделенных на борьбу с пандемией. В ходе проверок прокуроры выявили, что в Управлении общественного здоровья для медработников приобрели обычные немедицинские маски на 234 миллионов тенге. После этого было возбуждено уголовное дело, расследовать которое поручили спецпрокурорам города.
"Проверка началась 3 августа, а 17 августа было начато расследование. Было установлено, что для медицинских сотрудников должны были купить трехслойные медицинские маски с бактериологической фильтрацией. А экспертиза показала, что приобретенный товар не соответствует данной техспецификации", - сказала начальник Управления спецпрокуроров Прокуратуры Алматы Канат Кунгожинов.
Он рассказал, что во время борьбы с последствиями COVID-19 для ввоза медицинских товаров в Казахстан был принят упрощенный вариант. То есть на границе для таких изделий действовал практически "зеленый коридор". Требовалось лишь наличие сертификата от завода-изготовителя.
"Эти маски подрядчик завез из Китая как "обычный немедицинский товар" еще 2 июля. Производить в документах указывал, что это немедицинские маски. Далее в Управление общественного здоровья поступает поручение на покупку медицинских масок и ведомство объявляет тендер. И именно в этот день подрядчик подает заявление в УОЗ, чтобы им разрешили завезти и растаможить медицинские маски. Хотя они не имели ни одного документа, а приложенных к заявлению бумаги не являлись основанием для признания этих масок медицинскими.
Мы заострили на это внимание, потому что Бисенбаева направила письмо в Миндзрав, чтобы на использование этих масок были выданы разрешения. Она уже тогда видела, что не было никаких оснований для этого. Далее разрешение было получено и завезенные контрабандным путем маски были легализованы. То есть маски были признаны медицинскими и подрядчик не стал платить налог в 20 миллионов тенге", - добавил прокурор.
Кунгожинов отметил, что после этого компания-подрядчик продает эти маски другой фирме по 33 тенге. А последняя перепродала в Управление общественного здоровья уже по 58 тенге. В данной сделке прокуроры насчитали около 100 миллионов тенге накрутки.
"В своих показаниях Бисенбаева говорит, что от ее имени подписывались договора. Но, по закону, ЭЦП-ключ имеет такую же силу, что и обычная подпись. Поэтому каждый владелец ЭЦП должен отвечать за него. Кроме того, в документах УОЗ мы нашли счет-реестр на оплату этих масок, где Бисенбаева 28 июля расписалась живой подписью и указала "оплатить". В этом документе была написана сумма, номер договора и другие данные. Также в этом документе подписался руководитель Отдела госзакупок Айдар Жуматаев. Экспертиза показала, что это их подписи", - сообщил начальник Управления спецпрокуроров.
Также в надзорном органе рассказали и о компании, которая участвовала в тендере и поставила маски.
"Прайс-лист компании, выигравшая тендер, нигде не зарегистрирован. А дополнительно участвовавшие в тендере компании заявили, что участники этой преступной схеме попросили их предложить свои цены и создать видимость. Они сказали, что на тот моменту них не было в наличии масок и вообще никогда не занимались продажей медицинских изделий", - подчеркнули прокуроры.
Канат Кунгожинов считает, что своим видеообращением к Президенту Казахстана осужденная Бисенбаева пытается заручиться поддержкой общественности.
"Я думаю, что это один из способов самозащиты и заручиться общественной поддержкой. Когда мы смотрели ее видеообращение, где она заявляет, что обвинение построены лишь на одном ЭЦП, это уже не соответствует действительности. Потому что на основе обвинительного акта легли документы с ее живой подписью, показания свидетелей и другие доказательства.
Она также заявляет, что незадолго до этого тендера ее просили уволиться. Я не думаю, что находящийся в опале сотрудник будет раскидываться своим ЭЦП-ключами налево-направо. Кроме того, Бисенбаева указывает, что имеет большой опыт. Но как такой профессионал мог не учесть техспецификацию масок, тем более борьба с пандемией у нас все еще продолжается? Эти же маски предназначались для медицинских сотрудников, которые борются с пандемией, и они должны быть медицинскими", - подытожил Кунгожинов.
Отметим, что решением суда вместе с Бисенбаевой и Жуматаевым были осуждены четверо фигурантов, признанных виновными в организации хищения денег.
Ранее сообщалось, что Бостандыкский район суд №2 вынес приговор в отношении бывших сотрудников Управления общественного здоровья по делу о хищении медицинских масок в 2020 году.
Показать комментарии
Читайте также