В Алматы прошел закрытый предпоказ фильма "Черный, черный человек". С творением Адильхана Ержанова, который получил "азиатский "Оскар" за лучшую режиссуру, познакомился корреспондент Tengrinews.kz.
В Алматы прошел закрытый предпоказ фильма "Черный, черный человек". С творением Адильхана Ержанова, который получил "азиатский "Оскар" за лучшую режиссуру, познакомился корреспондент Tengrinews.kz.
Фуршетный стол, напитки, живая музыка, танцоры в стиле кабаре и селебрити казахстанского кино, среди которых много КВНщиков. Такая картина предстала передо мной за полтора часа до запланированного закрытого показа фильма "Черный, черный человек" в одном из кинотеатров Алматы.
Интересно было наблюдать, как пафосные приглашенные гости взаимодействуют с творческой тусовкой съемочной группы фильма "Черный, черный человек". Было приятно сознавать, что многие казахстанские звезды пришли поддержать соотечественника. Меня это не удивило - разве могло быть иначе? Ведь режиссер картины удостоился "азиатского "Оскара", что дорогого стоит. Между тем Адильхан Ержанов в неформальной обстановке признался, что победа в премии Asia Pacific Screen Awards 2019 стала приятным сюрпризом.
"Многие кокетничают, когда говорят, что не ждут победы после номинации. На самом деле все ждут. Но в этой ситуации на лучшего режиссера были номинированы мои кумиры: Ван Сяошуай, Лав Диас, Элиа Сулейман, они великие режиссеры и лучше меня. Поэтому, когда приз дали мне, понял, что я просто везунчик", - рассказал Адильхан Ержанов.
Стоит отметить, что Ержанов ранее уже был четырежды номинирован на премию Asia Pacific Screen Awards за свои фильмы: "Хозяева" (2014, "Лучший фильм" и "Лучшая операторская работа") и "Ласковое безразличие мира" (2018, "Лучший фильм" и "Лучший сценарий").
Фото со съемок "Черный, черный человек"
Пока я общался со съемочной группой, большая часть собравшихся начала заходить в зал номер шесть, где должна была состояться казахстанская премьера фильма. И тут меня ждало горькое разочарование, выяснилось, что казахстанские селебрити пришли не для того, чтобы поддержать авторское кино. На это же время здесь была запланирована презентация киноконцертного зала. И отечественные звезды были приглашены именно на это событие, но никак не на кинопоказ "Черного, черного человека".
Спустя пару часов нас с режиссером и съемочной командой все же впустили на просмотр фильма. В приветственной речи Адильхан Ержанов поблагодарил всех казахстанцев за поддержку и презентовал публике заветный "азиатский "Оскар".
Адильхан Ержанов со статуэткой "Лучший режиссер" Asia Pacific Screen Awards 2019
А дальше начался сам показ фильма. Первый кадр - мужчина с повязкой на глазах стоит посреди высохшего кукурузного поля. Спустя полтора часа, ближе к концу фильма, стоит тот же мужчина, теперь с куском ткани на голове. Напротив - главный герой направляет на него двуствольное ружье. Эти сцены не единственные, что зацепили, но они очень символичные. Запомните их, мы еще к ним вернемся.
Кадр из фильма
Сюжет фильма повествует о расследовании убийства мальчика. Местная полиция находит слабоумного в качестве подставного виновного. Дело в шляпе, осталось лишь оформить. Но тут вмешивается журналистка, и все идет не по плану. Следователю придется провести настоящее расследование, которое изменит судьбу всех действующих лиц.
Главный герой - следователь Бекзат в исполнении казахстанского актера Данияра Алшинова - много курит и носит черную куртку поверх мешковатого свитера. С глазами, полными грусти, и двустволкой в руках он напоминает Данилу Багрова из фильма "Брат" Алексея Балабанова.
"Черный, черный человек" - фильм в духе лучших южнокорейских криминальных драм. Это история о полицейском, который пошел против системы. Где есть коррумпированная власть и большой брат, который следит за всем, что происходит вокруг. Наивная и полная решимости добиться правды журналистка. Очень своеобразная пара - умственно отсталый и влюбленная в него девушка, которой на вид меньше 18 лет.
Для ценителей авторского кино все типажи и некоторые ситуации будут узнаваемы. И это не плагиат, скорее отсылки и дань уважения другим авторам. Хотя в разговоре Адильхан Ержанов признался, что никаких аллегорий и метафор в этой картине нет, но все же сложно их не замечать.
Картина "Влюбленные" Рене Магритта и кадр из фильма "Черный, черный человек".
Как и должно быть в авторском произведении, в этом фильме события развиваются очень камерно: долгие планы с медленным наездом на лицо героев, статичная камера при диалогах, панорамные ракурсы пейзажей. Операторская работа на высоте. Как и игра актеров. Все натурально и без прикрас - герои ругаются матом, смеются, проглатывают часть слов при разговоре и ведут себя как реальные люди. Сцены перестрелок и жестокости такие же натуральные и беспощадные, как и реальные кадры бандитских разборок.
В итоге два часа хронометража. Это не самое легкое, но интересное для зрителя времяпрепровождение. А также картина важна для кинематографа и будущего авторского кино в Казахстане.
Вернемся к началу фильма: сцена, где персонаж стоит с повязкой на глазах посреди кукурузного поля, будто сам режиссер авторского кино в Казахстане. Один в высохшем поле. А сцена, где главный герой направляет на него двустволку, символизирует отношение зрителя. "Убивать" или нет подобное искусство? Выбор за каждым, но поддержать Адильхана Ержанова, пожалуй, стоит. Сделать это можно будет в начале следующего года, когда фильм выйдет в казахстанский прокат.