Аскар Жумагалиев освобожден от должности министра цифрового развития. Редакция Tengrinews.kz вспомнила, чем он запомнился на разных должностях.
Аскар Жумагалиев освобожден от должности министра цифрового развития. Редакция Tengrinews.kz вспомнила, чем он запомнился на разных должностях.
Министр цифрового развития, вице-премьер
В последние годы Аскар Жумагалиев занимался цифровизацией Казахстана. Сначала в должности вице-премьера по цифровизации, затем министра цифрового развития. Несмотря на то что в должности министра Жумагалиев уже не мог полноценно заниматься цифровизацией других госорганов, потому что они сами занимались и разработкой систем, и выбором поставщиков, он запомнился всем как главный цифровизатор страны.
Жумагалиев активно занимался реализацией госпрограммы "Цифровой Казахстан". За этот период доля автоматизированных услуг, которые можно получить онлайн, увеличилась до 83 процентов. Процесс получения электронной цифровой подписи, который всегда вызывал много критики, переведен в дистанционный формат. Экс-министр Жумагалиев активно продвигал приложение eGov mobile, где получение услуг свели к нескольким кликам и предусмотрели привязку ЭЦП к отпечатку пальца и Face ID. У казахстанцев в приложении появились цифровые документы, запустились первые проактивы, Telegram-боты, услуги по QR, интеграционная платформа Smartbridge и многое другое. Государственные органы провели более 1000 интеграций, началась разработка "облачной ЭЦП", портала eGov 3.0, переход сайтов госорганов на единую платформу и многое другое. Более 5000 госслужащих, которые еще недавно не могли проносить в здание смартфон, перешли на удаленный формат работы.
Весна была "жаркой" для всех, в том числе и для Жумагалиева. Хоть казахстанцы и подали на 42 500 более 7 миллионов заявок, в памяти остался зависающий портал egov в первые дни подачи заявлений на пособие.
В сфере телекоммуникаций начались два масштабных проекта, направленные на обеспечение населения широкополосным интернетом. Операторы связи за два года должны проложить практически 20 тысяч километров оптики и установить тысячи базовых станций 3G/4G в самых отдаленных селах.
Буквально неделю назад, перед отставкой Жумагалиева, ООН объявила результаты очередного рейтинга по развитию электронного правительства, в котором оценила работу стран за 2018-2019 годы. Казахстан поднялся с 39-го до 29-го места, став лидером среди стран СНГ.
"Казатомпром"
Фото kazatomprom.kz/Айбек Иманкожоев©
Это было, пожалуй, самое неожиданное назначение для связиста, магистра электронного управления, защитившего диссертацию по электронному правительству в Федеральной политехнической школе Лозанны. Будучи председателем правления национальной атомной компании, Жумагалиев практически ушел со страниц СМИ и соцсетей. На этой должности он увеличил долю "Казатомпрома" в казахстанско-канадском совместном предприятии "Инкай" с 40 процентов до 60 процентов, а также чистую прибыль компании с 36,5 миллиарда тенге (в 2015 году) до 108,8 миллиарда тенге (по итогам 2016 года). Здесь же, в "Казатомпроме", Жумагалиев запустил "Цифровой рудник" - информсистему, которая должна была контролировать все процессы добычи урана, однако после его ухода она не получила дальнейшего развития.
Министерство транспорта и коммуникаций
Фото Даниал Окасов©
Спустя год после назначения Жумагалиева в Казахстане произошла авиакатастрофа CRJ200 под Алматы, которая и усугубила проблемы в отрасли гражданской авиации. Авиационная администрация Казахстана в лице Комитета гражданской авиации была полностью переформатирована. Зарплаты сотрудников были значительно увеличены, а на работу пригласили действующих пилотов, одной из которых была первая женщина-пилот – Тоты Амирова. Уже после ухода Жумагалиева Еврокомиссия провела очередной аудит и убрала авиакомпании Казахстана из черного списка, где страна находилась в течение 7 лет. Кстати, именно при нем в законодательстве появилось требование о прохождении независимого аудита безопасности, против которого позже выступила компания "Бек Эйр".
Среди других важных решений, которые были приняты в эти годы, закрытие стационарных постов транспортного контроля, которые очень часто обвиняли в коррумпированности. В этот же период были запущены специализированные Центры обслуживания населения для автовладельцев, 4G и услуга MNP, позволяющая казахстанцам переходить от одного оператора к другому, сохраняя свой номер телефона.
Министерство связи и информации
Фото с сайта flickr.com
В этот период началась трансформация Центров обслуживания населения, находившихся до этого в ведении акиматов. ЦОНы кардинально трансформировались. Их деятельность была полностью автоматизирована. В этот же период в Казахстане появилась долгожданная 3G. Дело в том, что на протяжении долгих лет необходимые для запуска технологии частоты находились в ведении военных структур, но были освобождены и переданы операторам связи.
В качестве министра, курирующего информацию, Аскар Жумагалиев, прежде всего, запомнился тем, что объединил праздник журналистов и связистов. При нем был разработан законопроект "О телерадиовещании", построен "Казмедиацентр", запущен детский телеканал "Балапан" и разработана концепция информационного канала 24.kz. Однако большинство помнит его еще и как министра, который впервые выставил KPI госСМИ и включил норму, обязывающую казахстанские телеканалы ежегодно увеличивать долю отечественного контента.
"Казахтелеком"
Фото twitter.com/primeministerkz
Став председателем телекоммуникационной нацкомпании, Жумагалиев первым делом внедрил безбарьерное обслуживание, убрав из отделений компании высокие стойки и окошки, посадив клиента и оператора на один уровень. Позже такие же изменения произошли в ЦОНах. В период его работы компания смогла решить проблему очереди на установку телефонов. Технические возможности появились сразу, как только всем филиалам установили план по подключению абонентов.
Как у министра "девятка" всплыла. Интервью с Аскаром Жумагалиевым