Представители Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) прокомментировали высказывание депутата Мажилиса Кенеса Абсатирова о неравноправных и дискриминационных для членов Евразийского экономического союза нормах.
Представители Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) прокомментировали высказывание депутата Мажилиса Кенеса Абсатирова о неравноправных и дискриминационных для членов Евразийского экономического союза нормах.
По информации АКАБ, решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 72, определяющее условия промышленной сборки моторных транспортных средств на территории стран Таможенного союза и единого экономического пространства, направлено на создание равных конкурентных условий для развития индустрии автотранспортных средств, автокомпонентной базы и повышения уровня локализации автопромсборочных производств.
Решение предусматривает реестр юридических лиц для выпуска продукции в обращение на территории ЕАЭС. Наличие юридического лица и моделей его моторных транспортных средств в реестре означает их соответствие нормам осуществления технологических операций по сварке и окраске кузова и достижению уровня локализации производства моторных транспортных средств в странах Союза не менее чем 30 процентов. Такие модели могут свободно обращаться на территориях других стран ЕАЭС.
В реестр изначально могут попасть только те компании, уровень локализации которых составляет не менее 30 процентов, а это все узнаваемые в Казахстане производства: АО "Азия-Авто" в Усть-Каменогорске, ТОО "СарыаркаАвтоПром" в Костанае, "Hyundai TransAuto" в Алматы, "КАМАЗ-Инжиниринг" в Кокшетау, "Daewoo Bus Kazakhstan" и "СемАЗ" в Семипалатинске.
"Все перечисленные компании работают над повышением казахстанского содержания, мы абсолютно свободны в выборе брендов для производства, каких-либо притеснений не чувствуем, занимаемся модернизацией своих предприятий, повышением конкурентоспособности и развитием экспортного потенциала. И именно экономическая целесообразность лежит в основе решения ЕЭК", - сообщили эксперты АКАБ.
По информации специалистов, у отечественных автопроизводителей есть значительный потенциал по наращиванию существующих мощностей, но целесообразности в открытии новых сборочных площадок нет. "Все существующие крупные заводы имеют соглашения о промышленной сборке, что делает свободной их деятельность в рамках ЕАЭС, позволяя расширять модельный ряд и привлекать новые бренды для производства. Очевидное преимущество решения № 72 - это льготы для наших производителей по освобождению от таможенных пошлин в рамках большого Евразийского пространства", - отметили в Ассоциации казахстанского автобизнеса.
Эксперты отмечают, что Казахстан только начал движение в сторону технологической модернизации, которая подразумевает автоматизацию процессов. При этом неизбежно возникнет вопрос занятости, поскольку часть кадров будет работать над повышением собственной квалификации и найдет свое место в изменившихся условиях, часть сотрудников перейдет в развитие смежных отраслей и инфраструктуры, но определенная доля не сможет приспособиться и будет требовать социальной помощи, трудоустройства и поддержки от государства. "Есть два пути решения этой проблемы: сознательно тормозить технологическое развитие, по максимуму используя ручной труд, либо изначально сдерживать количество потенциальных "горячих" точек. В этом плане логика ЕАЭС очевидна", - отметили в АКАБ.
Напомним, ранее депутат Мажилиса Кенес Абсатиров отметил, что некоторые нормы ЕАЭС, определяющие условия промышленной сборки моторных транспортных средств на территории государств - членов Таможенного союза и единого экономического пространства, ущемляют интересы членов Евразийского экономического союза. "Одной из задач, поставленных Президентом страны в Послании "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность", является защита и продвижение национальных экономических интересов интеграционных объединений, включая Евразийский экономический союз. Фракция ДПК "Ак жол" уже неоднократно обращалась к правительству с запросами о неравных условиях, в которые поставлены казахстанские предприниматели некоторыми соглашениями в рамках ЕАЭС. Иногда вопросы вызывают не только подобные соглашения, но и то, каким образом представители Казахстана прорабатывают подобные обязательства, прямо ущемляющие национальные интересы", - сказал депутат фракции "Ак жол".