25 октября 2018 | 02:38

В Актюбинской области установили памятник "казахскому Нострадамусу"

Монумент Монке би в одноименном селе. Фото: Нурмуханбет Дияров/avestnik.kz

В Шалкарском районе Актюбинской области установили памятник Монке би, которого за его пророческий дар называют "казахским Нострадамусом". Об этом сообщает "Актюбинский Вестник".

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Шалкарском районе Актюбинской области установили памятник Монке би, которого за его пророческий дар называют "казахским Нострадамусом". Об этом сообщает "Актюбинский Вестник".

Памятник предку высотой три метра высечен из кордайского гранита. В свое время портрет бия был сделан известным художником Сагынтаем Алимбетовым, и на его основе скульптор Алтай Бейсенов и архитектор Бакытжан Косанов изготовили монумент.

Реклама
Реклама

В ходе торжественной церемонии были названы имена спонсоров - проректор Казахского национального университета имени аль-Фараби, профессор Мухамбеткали Буркитбаев, предприниматели Бакытжан Ержанов и Сагитжан Серикбаев.

Открытие памятника сопровождалось театрализованным представлением. За кадром звучали его знаменитые слова-предсказания "Ақырзаман болғанда…".

В представлении была показана сцена встречи Монке би с Сырымом батыром. Именно тогда, как утверждает история, Монке би скажет: "Наступят такие времена, когда бедность уйдет от нас. Будет много людей разных национальностей, ночью будет светло, как днем. Пусть будет много света!".

Монке Тлеуулы родился в 1675 году (дата смерти неизвестна). Он был сыном Тлеу батыра и одним из советников Абулхаир хана. Монке би известен как превосходный оратор, акын, мыслитель и прорицатель. Еще при жизни его называли Монке аулие (святой Монке).

Свои предвиде­ния Монке би облекал в философскую стихотворную форму. Некото­рые из них дошли до наших дней. Ниже представлен подстрочный перевод поэтических про­зрений Монке би, выполненный писателем Герольдом Бельгером:

…И будут дома составные, сборные. За каменной оградой.

И будут судьи скользкие и верткие, которых ничем не проймешь.

Будут ежемесячные сборища, от которых народу и пользы-то в слепую копеечку.

И будет сын твой проныра, пройдоха по имени Едірей.

И будет дочь непослушная, вздорная по имени Бедірей.

И будет сноха, переступающая тебе дорогу, по имени Ежірей.

И будешь пить желтую водицу, которой и собака брезгует, но люди захотят ее.

Будут снадобья - кругляшки-пуговки, будет старичье, которое молодежь и в грош не ставит.

И будут твои дни без надежды на завтра, и братишка младший схватит тебя за ворот,

И язык твой будет корявый, пестрый, и вера твоя станет сомнительной.

Появятся упыри, кровь людскую сосущие.

Станет черствой близкая твоя родня.

Будут мужчины и женщины цапаться, как собака с кошкой.

Пустыми бумажками сорить будут, будто водой.

И, все это увидев, покинешь лживый мир.

От полноводных озер останется лишь дно, исчезнут скакуны,

Останутся лишь клячи, ум покинет джигитов, останется расчет.

Исчезнет стыд у женщин, останется смазливость,

Слово лишится смысла, останется лишь тень,

Дух святого сгинет, останется надгробье.

Достойные исчезнут, останутся ничтожества.

Наступят времена безумцев, безмозглых.

Разных-разных племен-народов

много будет, днем и ночью светло будет.

На весь мир протянутся пути от выси и Создателя.

Без платы человек трудиться не будет.

На разные куски мир раздробится.

"Такое вот предсказание бия, акына, степного мудреца Монке, изложенное в стиле жырау в начале XVIII века. То есть, 300 лет на­зад. Все это мы ныне видим. Как степной мудрец-рапсод все это провидел?! Какой прозорливый ум! Монке би яс­нее, доступнее, чем темный, загадочный Нострадамус", - удивлялся Бельгер.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram