16 августа 2018 | 13:33

"Позиция в рейтинге не приносит денег". Как в Казнете пытаются казаться лучше

Фото unsplash.com/Ali Yahya

Для чего казахстанские сайты покупают себе посетителей и "накручивают" просмотры? Редакция Tengrinews.kz рассказывает, сколько стоят "красивые показатели" и что думают эксперты о накрутках трафика ради хорошего места в рейтингах.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Для чего казахстанские сайты покупают себе посетителей и "накручивают" просмотры? Редакция Tengrinews.kz рассказывает, сколько стоят "красивые показатели" и что думают эксперты о накрутках трафика ради хорошего места в рейтингах.

Как объясняет директор технического департамента Tengrinews.kz Виктор Мосалев, технически "накрутка трафика" подразумевает под собой увеличение загрузок счетчика посещаемости.

Реклама
Реклама

"Эти действия имеют какой-то смысл только в случае участия в рейтинге сайтов. На самом деле от таких рейтингов уже давно отказались в западном сегменте Интернета... Примитивный рейтинг, который отображает только число посетителей, не показывая источники происхождения трафика, поведение пользователей, может только удовлетворять чувство собственного достоинства владельцев сайта, но бизнесу и рекламодателям он бесполезен", - говорит специалист.

При этом есть общепринятые способы увеличить трафик. Например, использование контекстной рекламы от Яндекса, Mail.ru и других. А также тизерные сети - а-ля Marketgid и DirectAdvert.

"При запуске Tengrinews.kz в 2010 году мы использовали контекстную рекламу, чтобы познакомить пользователей Казнета с новым проектом. Но после этого мы перестали тратить на это деньги", - рассказывает Мосалев.

Как отмечает директор техдепартамента, некоторые сайты "балуются" закупкой трафика с порносайтов или придумывают любые лазейки для того, чтобы завлечь пользователя.

"Из неприемлемых способов накрутки можно отметить покупку очень дешевого, но не целевого трафика - с дорвеев, порносайтов, скрытых фреймов на сайтах. Есть прецеденты, когда участники рейтинга выставляют себя как СМИ, но при этом гонят трафик на нецелевые разделы вроде пиратского медиаконтента. В рейтинге кажется, что на сайте читают новости, а на самом деле 80 процентов заходят с целью скачать пиратскую музыку и вообще не заглядывают в новостной раздел", - подчеркивает Виктор Мосалев.


Вот так выглядит один из сайтов по продаже посетителей

На запрос "купить трафик на сайт" Google выдает более 2,5 миллиона результатов. Один из ресурсов обещает 100 тысяч посетителей за 140 долларов (около 51 тысячи тенге). Другая "биржа" берет за такое же количество посетителей 6 200 рублей (97 долларов, или  35 тысячи тенге). Цены также зависят от источника трафика - можно, например, поставить условие, чтобы посетители были только из Казахстана или Москвы. Некоторые сайты по продаже посетителей напоминают тумбу с бумажными объявлениями.

По мнению президента Интернет-ассоциации Казахстана Шавката Сабирова, сегодня в Сети можно купить все - и лайки в Facebook, и хорошие просмотры. "Вы можете купить трафик и занимать первое место в рейтинге - все зависит от количества денег. Но это ломает общую картину медийной статистики".

"В итоге мы не можем увидеть истинного положения дел в отрасли, не получаем полной картины об аудитории и ее поведении, на что на самом деле реагируют казахстанцы. Это очень плохо", - считает он.

"Сейчас нет однозначных счетчиков, которые бы говорили о популярности. Та статистика, которая есть, зависит от личного восприятия. Рекламодатели не имеют точных данных о том, сколько покупного трафика на ресурсах, сколько чистого. Рекламодателям следует понимать, что всегда проще и результативней платить напрямую источнику информации, чем одному человеку продвигающему", - добавляет Сабиров.

Менеджер по стратегическому планированию ADV Group Kazakhstan Антон Хон говорит, что при выборе рекламной площадки крупные клиенты постепенно перестают ориентироваться на строчку в рейтинге.

"По нашим исследованиям, судя по тому, как все подсчитывается, в рейтинге все нацелены показать наибольшие цифры. Это, возможно, даже не качественная аудитория, а какая-то накрутка".

В своей работе рекламные агентства используют данные SimilarWeb, Google Analytics, Яндекс.Метрика и других сервисов анализа данных о поведенческих моделях пользователей сайтов и мобильных приложений.

"При размещении рекламы мы больше верим данным Google Analytics, чем заявленным местам в рейтингах", - делится Антон Хон.

Эксперт сравнивает ситуацию с накрутками подписчиков в соцсетях. "Мы проводили исследования - у некоторых наших известных блогеров в Instagram в среднем только 25-30 процентов - реальные люди, соответственно, 65-70 процентов - это боты, массфоловеры или бизнес-аккаунты".

Редакция Tengrinews.kz обратилась к известному российскому медиаэксперту Александру Амзину (работал в Lenta.ru, Яндекс, сейчас является издателем The Bell) с просьбой рассказать о ситуации в соседней стране.

"В России для отчета перед рекламодателями используются Яндекс.Метрика, Google Analytics, а также данные рекламных сетей. То есть нерейтинговые инструменты", - объясняет Амзин.

"Трафик, конечно, закупают, но совершенно для других целей. Позиция в рейтинге не приносит денег. Более того, на рынке появилось осознание того, что у владельцев рейтингов свой собственный маленький бизнес по продаже или использованию данных участников, поэтому бороться за нечестное место в рейтинге не очень выгодно. Выгоднее убедить признанных рынком участников в своей легитимности", - добавляет он.

Амзин отметил, что часть российских СМИ отказывается от общих рейтингов, акцентируя внимание на предоставлении рекламодателям продвинутой статистики.

Digital-директор ADV Group Kazakhstan Адильбек Кадирбаев прогнозирует, что с ростом рынка казахстанские сайты перестанут покупать трафик ради хороших показателей.

"Не исключаю, что не очень подкованные менеджеры без высокой экспертизы падки на эти вещи, и при размещении рекламы ориентируются только на место в рейтинге. Если digital-стратег или медиапланер грамотен, то он анализирует не цифры, а сам контент на площадке, насколько он релевантен для рекламодателя. Есть тенденция, что лидеры рынка выходят из различных рейтингов, потому что нет полной картины. Я бы рекомендовал при инвестиции денег в какую-либо площадку комплексно анализировать сайт со всех сторон, используя несколько сервисов. Ориентироваться только на рейтинг - это не хорошо".

"Есть ряд рекламодателей, которые не хотят ни в чем разбираться, которые смотрят только на красивую циферку. Поэтому некоторые площадки и накручивают себе трафик".

"Но эволюция идет, мы прогнозируем, что к 2020 году все крупные площадки уже перейдут на programmatic (метод закупки интернет-рекламы в реальном времени на основе данных о целевой аудитории)", - уверен он.

Tengrinews.kz долгое время занимает первую строчку в казахстанском рейтинге Zero.kz. Сейчас редакция приняла решение выйти из рейтинга, так как мы считаем, что методы подсчета, к сожалению, не позволяют получить полную картину о ситуации в Казнете, а также порождают стремление у некоторых сайтов покупать трафик ради хорошей позиции в топе. Tengrinews.kz продолжит работу над тем, чтобы предоставлять читателям оперативный и качественный контент. Рекламодателям и другим заинтересованным лицам мы готовы предоставлять продвинутую статистику на основе данных Google Analytics и подобных сервисов.

***
Статистика Tengrinews.kz по данным Google Analytics (в июле 2018 года)
400-450 тысяч уникальных пользователей в сутки
Более 12 миллионов посетителей в месяц
77 миллионов просмотров страниц за месяц. 


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram