РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
05 сентября 2023 | 14:00

Эксперт объяснил причину роста тарифов на мобильную связь и интернет

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В Алматы прошел Eurasian Mobile Summit 2023. На этом важном для всех участников процесса обеспечения населения связью мероприятии обсуждался широкий круг вопросов, которые касались не только мобильной связи, но и всей телеком-отрасли. Во время панельных дискуссий и индивидуальных сессий участники мероприятия обсудили темы обеспечения качества, необходимости технического развития, грядущей модернизации, роста цен и повышения тарифов. Особенно большой интерес вызвала последняя тема, и своими размышлениями о причинах повышения тарифов поделился один из спикеров саммита, независимый эксперт Нуркен Халыкберген.


В Алматы прошел Eurasian Mobile Summit 2023. На этом важном для всех участников процесса обеспечения населения связью мероприятии обсуждался широкий круг вопросов, которые касались не только мобильной связи, но и всей телеком-отрасли. Во время панельных дискуссий и индивидуальных сессий участники мероприятия обсудили темы обеспечения качества, необходимости технического развития, грядущей модернизации, роста цен и повышения тарифов. Особенно большой интерес вызвала последняя тема, и своими размышлениями о причинах повышения тарифов поделился один из спикеров саммита, независимый эксперт Нуркен Халыкберген.

"Повышение тарифов неизбежно. Происходит это по следующей причине. Компании-операторы мобильной связи – это, прежде всего, бизнес, а не благотворительная организация, и их работа ведется по законам бизнеса. Во всем мире мобильные и телеком-операторы создаются для того, чтобы зарабатывать деньги. Здесь важно отметить, что в нашей стране оборудование и программное обеспечение для этой отрасли не производится. Так или иначе вся необходимая техника, которая используется в телеком-сфере, завозится в Казахстан, причем не из ближнего зарубежья, а из дальнего, и оплачивается в долларах. Кроме того, в отличие от компьютера, оборудование операторов работает в режиме 24/7, при этом большая часть – в достаточно агрессивной среде: солнце, жара, холод, перепады температур. Например, одна из достаточно распространенных проблем – выгорание и рассыхание кабелей базовых станций под солнечным излучением. Важно понимать, что антенны – не просто железки, к ним прилагается программно-аппаратное обеспечение, включая процессоры и схемы. Это все требует бесперебойного питания электричеством, для чего операторы вынуждены ставить источники бесперебойного питания – генераторы, аккумуляторы. Это все затраты", - считает эксперт.

Это оборудование постоянно нуждается в модернизации и апгрейде. Представьте, что вы купили себе компьютер – он не может служить вам всю жизнь, и вы не можете не менять его 30 лет, такого просто не бывает. Время от времени человек вынужден покупать новый компьютер, а также обновленные версии программного обеспечения к нему, офисный пакет программ и какие-то комплектующие. Мобильные операторы находятся в похожей ситуации, только устроено у них все гораздо сложнее: так, каждый звонок обслуживается не менее чем 15-17 IT-системами. Эти системы необходимо ежегодно апгрейдить, повышать скорость их действия. Почему? Потому что сами производители мобильного оборудования: сотовых телефонов, модемов, планшетов и даже телевизоров, которые последнее время стали полноценными участниками приемо-передающих процессов – постоянно модернизируют свои устройства.

"Например, если раньше мы вообще не говорили о виртуальной реальности, то сейчас VR-очки – обыденный инструмент для множества профессий. Ими пользуются операторы тяжелого машиностроения, врачи, преподаватели и студенты, специалисты по безопасности и художники. Второй хороший пример – дроны, дистанционное управление которыми может осуществляться дистанционно с помощью технологий, основанных на широкополосной передаче данных, аналогичных интернету, но с более высокой степенью информационной защиты. Точно также дронами можно управлять в шахтах, задымленных помещениях или областях, опасных для человека. Все это – часть мирового прогресса, от которого никуда не деться", - уверен Халыкберген.

Если мы откажемся от этого, отстав от общей скорости развития, и мир уйдет далеко вперед, отмечает специалист, чтобы, условно, догнать его, придется потратить в 3-4 раза больше средств на инвестиции. Поэтому появление новых аппаратов, форматов, систем и программного обеспечения – только iOS с 2006 года обновлялся целых 17 раз – требует от нас все больших и больших объемов данных.

"Чтобы обслуживать передачу информации, нельзя отставать. Та же корпорация Apple ставила условия мобильным операторам, обещая продавать свои устройства лишь в тех странах, где есть связь формата от 3G. Представляете, компании уже диктуют операторам, где и как они будут работать. Для всех операторов и рынка мобильной связи, в принципе, это знаковый момент", - добавляет наш собеседник.

Вместе с тем, как компьютеры и другие гаджеты требуют все большего количества данных, увеличивается, например, и разрешение изображений. Обычный телефон поддерживает разрешение около 2500х1500 пикселей, и можно смотреть условный фильм в таком разрешении, а можно – в более новом формате 4К Ultra HD. Все это ведет к тому, что фильм в разрешении 4К будет весить 3 Гб, а в формате 2500х1500 пикселей – 1 Гб. Один и тот же фильм, но в одном случае мы платим за 1 Гб, а в другом – в три раза больше. Появились также и ресурсы, которые не работают с видео, качество которых ниже определенного уровня. Например, Netflix диктует нам, в каком именно разрешении и с каким уровнем качества картинки нужно смотреть те или иные фильмы, ролики или сериалы – он просто не дает пользователю снижать качество битрейта. То же самое происходит и с YouTube, и с радио, и с сервисами для прослушивания музыки в режиме онлайн.


"Все это, несомненно, к сожалению, увеличивает расходы потребителя. Учитывая, что оборудование нужно апдейтить, а объем передачи данных, так или иначе, непрерывно растет – все это в совокупности ведет к увеличению затратной части. Повторюсь, операторы мобильной связи – это бизнес, созданный зарабатывать. Поскольку себестоимость товара складывается из стоимости оборудования, лицензии, фонда оплаты труда, аренды оборудования, а также закупа, налогов, маркетинговых расходов – появляется определенная точка безубыточности. Вспомните, как в самом начале, в 1997-98 годах, когда сотовая связь у нас только появилась, она была предметом роскоши. Телефоны стоили порядка 1 000-2 000 долларов, а ежемесячная абонентская плата составляла 500 долларов. Затем она стала снижаться – с 1997 по 2005 до 10 долларов, затем появился тариф по 60 тенге за минуту разговора, затем 45 тенге, и 36 тенге, потом упал до 8 тенге. У пользователей было прочное ощущение, что эта игра может продолжаться бесконечно, связь будет только дешеветь. Но курс доллара менялся в 1998, 2005, 2011 и 2016 годах – с 64 тенге подрос до 450 нынешних. Но казахстанские мобильные операторы деньги зарабатывают не в долларах, а в тенге, и если раньше мы тратили на связь условную 1000 тенге, раньше это было около 10 долларов, то сегодня это только 2 доллара. А оборудование, которое требуется закупать ежегодно, приобретается за доллары. Оператор, который понимает, что в долларах ему нужно зарабатывать больше, будет вынужден увеличивать стоимость каждой минуты разговора и каждого мегабайта", - рассказывает эксперт.

Кроме того, весь интернет не существует только на территории нашей страны – большая часть серверов и необходимых нам данных, будь то Facebook, TikTok или HBO Max и другие, находятся за рубежом, и эти данные нужно перекачивать по транспортному каналу связи туда и обратно. Терабайты этой информации передаются зарубежными операторами, и за подключение к внешнему каналу связи, как и за скачивание определенного объема, операторы так же платят в свободно конвертируемой валюте. Проще говоря, в то время как мы платим локальному оператору за скачанный из-за рубежа гигабайт данных, он сам платит за это зарубежному оператору – этот процесс напоминает некий межоператорский роуминг.

"Итого, что мы имеем: затраты наших операторов в большей степени происходят в валюте, а зарабатывают они в тенге. Девальвация приводит к тому, что заработок операторов в валюте снижается, а расходы из-за непрерывного процесса развития только растут. Чтобы это компенсировать, мобильный оператор вынужден увеличивать свои тарифы. Поэтому, хотим мы этого ли нет, с течением времени тарифы будут расти. Это не проявление жадности компаний или их собственников - это законы рыночной экономики, при которой ни одно предприятие не будет работать себе в убыток", - заключает Нуркен Халыкберген.

Партнерский материал
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети