РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
13 ноября 2020 | 19:17

"Я свою роль выполнил". Когда родителям нужно отпустить ребенка

ПОДЕЛИТЬСЯ

Психолог и руководитель общественного движения "Ребенок должен жить в семье" Азамат Жаманчинов в эфире проекта I-BALAQAI рассказал о привязанности родителей и детей, а также о травматичных традициях. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.


Психолог и руководитель общественного движения "Ребенок должен жить в семье" Азамат Жаманчинов в эфире проекта I-BALAQAI рассказал о привязанности родителей и детей, а также о травматичных традициях. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".

Основоположником теории привязанности является английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. В рамках этой теории термин "привязанность" означает "биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт".

Азамат Жаманчинов считает, что привязанность - это совершенно важная жизненная необходимость для ребенка:

"Без привязанности ребенок может не выжить, то есть это база, как корень для дерева. Когда дерево растет, оно укрепляется в корне, и тем самым дерево может выстоять в будущем. Если привязанность нарушается и родитель не удовлетворяет запрос ребенка, то ребенок понимает, что он не в безопасности, ему небезопасно проявлять эмоции, нужду в чем-либо".

С рождения до полового созревания ребенок накапливает ресурсы, полученные от родителя или взрослого значимого человека. После полового созревания (индивидуально, в 18, 20, 21 год) у него начинается период независимой жизни. Важно помнить, что вследствие нарушений привязанности в младшем возрасте проявляются различные расстройства, а во взрослой это чревато созависимыми отношениями с родителями.

В семьях нарушение привязанности может привести к следующим состояниям:

  • Тревожно-амбивалентное расстройство (двоякое чувство по отношению к чему-либо), когда родитель непостоянен в своих чувствах и отношениях. Ребенок не знает, чего ждать от мамы или папы, поэтому растет с пониманием, что небезопасно выражать чувства и эмоции. Соответственно, во взрослом возрасте у него могут возникнуть проблемы в построении личных отношений, семьи.
  • При расстройстве привязанности в детстве уже взрослый человек не может доверять, ему сложно эмоционально поддержать в стрессе своего партнера.
  • Избегающее расстройство привязанности, при котором человек после расставания равнодушен. Причиной его стало отсутствие навыка эмоционально настроить связь с другим человеком.

"Если есть здоровая привязанность, то родитель экологическим, естественным путем будет сепарировать ребенка, будет позволять ему ходить, передвигаться, в подростковом возрасте быть независимым, а во взрослом сказать: "Я свою роль выполнил. Я родил тебя, воспитал. Дал максимально возможность, чтобы ты вырос счастливой, полноценной личностью, а дальше вперед", - объясняет психолог.

У подростков и детей нарушение может проявляться в деструктивном поведении, которое нарушает общепринятые нормы (обман, воровство, непонимание собственных потребностей).

Азамат Жаманчинов уточняет, что эти признаки будут внешне проявляться, ребенок будет отличаться от тех, кто вырос в здоровой атмосфере.

Традиционные устои

"У нас есть замечательные культурные, ментальные вещи, которые нужно сохранять. Например, 40 дней со дня рождения ребенка. Замечательная традиция, когда ребенок имеет контакт с родителями и близкими людьми. Это время, чтобы сформировать здоровую привязанность", - отмечает гость эфира.

В противовес этой традиции он ставит другую - "бала беру", когда дедушка и бабушка берут на воспитание ребенка. По его словам, это достаточно травматичная традиция, которая в какой-то момент, в исключительных случаях, может, была необходима.

"Какие-то традиции мы сохраняем, и они нам помогают созидать. От каких-то традиций мы отказываемся. Традиции заботы и любви мы сохраняем, а от традиции "бала беру" и подобных, я говорю, что необходимо отказываться. Потому что они не несут какого-то смысла или пользы в обычной ситуации", - поясняет психолог.

Никто никому ничего не должен?

"Когда я говорю про то, что я никому ничего не должен – это не совсем никому не должен. Это про то, что я в первую очередь буду самостоятельной, счастливой личностью. Это и про родителей. Когда родитель отдает себя полностью ребенку - это не норма, потому что дети уходят из родительского дома, а семейная пара распадается. Их связывал только ребенок".

Привязанность по мере взросления ребенка меняет свои формы, поэтому необходимо научиться правильно выстраивать границы. Азамат Жаманчинов утверждает, что этого можно добиваться, разговаривая с родителями, объясняя в уважительной форме. Если же это не работает, то параллельно можно обратиться к психологу.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Подписывайтесь на страницу TengriTV в Instagram. Новые видео каждый день!

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети