Психолог, физиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких в новом эфире проекта i-balaqai рассказала о токсическом стрессе, признаках подростковой депрессии, провела аналогию между компьютерной и пищевой зависимостями. Эксперт дала рекомендации родителям, как помочь ребенку преодолеть этап перехода к привычной жизни после вынужденной самоизоляции. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Психолог, физиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких в новом эфире проекта i-balaqai рассказала о токсическом стрессе, признаках подростковой депрессии, провела аналогию между компьютерной и пищевой зависимостями. Эксперт дала рекомендации родителям, как помочь ребенку преодолеть этап перехода к привычной жизни после вынужденной самоизоляции. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Марьяна Безруких объяснила, что родители и дети за время, проведенное на карантине, не только больше узнали друг о друге, но также обострились раздражение и недовольство.
"Такое тесное общение стало катализатором тех проблем, которые существовали. Кроме того, стоит понимать, что эта ситуация была в совокупности всех факторов токсическим стрессом. Я настаиваю на этой формулировке как физиолог, потому что ежедневные сложности, напряжение и перенапряжение, проблемы, с которыми приходилось каким-то образом справляться, - это фактически новая ситуация обучения", - считает она.
Спикер поделилась опытом дистанционного обучения двух стран - России и Италии, когда дети, неспособные физически провести за монитором несколько уроков подряд, были вынуждены обратиться к родителям, которые выступили в роли тьюторов:
"Итальянская школа так же, как и российская, детей не щадит. Считали, что ситуация ситуацией, а программа программой. Программу проходить нужно в том же темпе, в том же объеме, с той же интенсивностью по всем предметам во всех классах и так далее. Посадили детей у экрана, педагоги вели эти занятия. Но оказалось через неделю, что выдержать 4 урока или 5, а в старших классах и больше, невозможно. Когда через 10 дней всех стало тошнить, в прямом смысле этого слова, от сидения, резко сократили время занятий. Но объем задаваемого материала никто не снижал, поэтому были включены родители, которые занимались, делали уроки, объясняли, потому что не хватало взаимодействия педагога и ребенка, дополнительного объяснения и многократного выслушивания одного и того же материала".
Существенный фактор, который стоит учитывать, - это снижение физической активности. После вынужденной самоизоляции в ограниченном пространстве, отмечает психолог, нужна адаптация. Эксперт привела пример адаптации после ангины: считается, что в течение двух недель ребенок переходит к привычному образу жизни.
"Токсический стресс воздействует не только на деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхание, вызывает психологическое напряжение. Он негативно действует и на развивающийся мозг. Вот в какой ситуации наши дети оказались", - рассказывает она.
Родителям Марьяна Безруких советует проанализировать, было ли в семье в этот период чрезмерное напряжение, серьезные конфликты. Ее итальянские коллеги наблюдали за функциональным состоянием детей и предупреждали, что примерно на 4-5-й неделе начинается проявление так называемых неврозоподобных расстройств, то есть ребенок начинает плохо спать, становится более раздражительным, теряет аппетит, возможны неадекватные реакции. Например, родители подростков писали, что ребенок может уйти в комнату и начать кричать.
"Это свидетельство того, что напряжение накапливается", - резюмирует психолог.
У подростков 11-13 лет могут наблюдаться признаки депрессии (нежелание что-то делать, неадекватные реакции, повышенная тревожность и беспокойный сон). Физиолог объясняет это тем, что в этом возрасте наступает активный гормональный взрыв. Некоторые люди заблуждаются, считая, что период полового созревания происходит позже, на самом деле он может начаться и в 9-10 лет, добавляет она.
"11-13 лет - это тот возраст, когда снижаются функциональные ресурсы, то есть человек сложнее адаптируется ко всему. В учебе у детей снижаются когнитивные способности, внимание, восприятие, память. А требования, которые к ним предъявляются, не снижаются, а наоборот, усиливаются, значит, дети работают с большим напряжением. У них гормональная буря, поэтому да, конечно, элементы депрессии".
Прослеживается связь и с внутренним состоянием родителей нынешних школьников. В силу того, что последние 20 лет активен период высочайшей интенсификации жизни — бесконечная ситуация ограничения времени. Психолог рекомендует не производить над собой усилия в надежде победить прокрастинацию, так как это прямой путь к депрессии.
"Планы должны быть адекватными. Нужно планировать так и то, что реально к выполнению. А многие сегодняшние специалисты по личностному росту рекомендуют выйти за пределы наших возможностей, и очень часто родители требуют это от детей, особенно от подростков. Это прямой путь к депрессии и неврозу. Если у родителя депрессия, это негативно сказывается на здоровье ребенка. Если родитель говорит: "Устал. Не могу. Никаких сил. Эта ситуация меня достала. Я вообще больше не выдержу". Чего ждать от ребенка? Это установка. Мы должны понимать ответственность за те установки, которые мы вкладываем в голову ребенка. А если мы повторяем одну и ту же формулу, то такая ситуация тогда и будет. Депрессия ребенка часто связана с тем, что вокруг депрессивная среда".
По ее мнению, определять отношение к гаджету формулой "вредно" некорректно. В их использовании есть несомненные плюсы и реальные минусы.
"Есть довольно много исследований о влиянии гаджетов. Этим занимаются крупнейшие лаборатории во всем мире. Показывают, что безусловный вред приносит только компьютерная зависимость, которая не возникает вдруг, она формируется. И безусловный вред приносят жестокие игры. Вот что принесли исследования, изучение мозга, функционального состояния", - подчеркивает психолог.
Наличие зависимости у детей характеризует более 3,5 часа, проведенных за компьютером, считает Марьяна Безруких.
"Некорректно говорить "вредная пища". Пища может быть не полезной, если это чересчур, не вовремя и так далее. Вообще не есть невозможно. В современном мире вряд ли мы создадим условия, при которых гаджетов не будет вообще. Но так же, как с пищей, мы должны научить ребенка ограничивать, делать вовремя, рационально", - поясняет она, отмечая, что специалисты, в первую очередь медики, не рекомендуют использовать гаджет детям до 4 лет.
"Если вы ставите ребенку мультик, который он может посмотреть с экрана планшета вместо телевизора, то небольшой мультик".
К формированию компьютерной зависимости, как и пищевой, ведет эмоциональное расслабление.
"Ребенок плачет, ребенок расстроен, мы включили ему планшет, и ребенок успокоился. Та же аналогия с пищевой зависимостью. Ребенок плачет, ребенок расстроен, вряд ли какой-то разумный родитель даст ему в это время шоколадку, чтобы он успокоился, понимая, что мы формируем неправильное пищевое поведение".
Взрослые должны контролировать потребляемый ребенком контент и отбирать его сообща. Начинать это делать нужно с раннего возраста. Не рекомендуется ребенку 6-9 лет позволять иметь персональный компьютер в своей комнате, а также при его использовании запирать дверь.
"Вы можете играть вместе. Есть масса стратегических игр, открыты онлайн-музеи. Почему с ребенком не поиграть и не попутешествовать? В прошлом году в институте возрастной физиологии, где я работаю, мы провели большое исследование, которое показало, что контроль родителей за выбором контента резко сокращается к 10-12 годам. 14-летних подростков вообще единицы родители контролируют", - рассказывает психолог.
Психолог, физиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких также ответила на вопросы партнера проекта - мобильного оператора Altel. Учить детей пользоваться интернетом, по ее мнению, можно начинать со школьного возраста, когда он умеет формулировать задачу поиска.
"Не раньше, чем ребенок идет в школу. Это один из компонентов обучения рациональному, эффективному использованию гаджетов. Интернет - фантастический ресурс для образования, поиска себя, культурного развития, творческого. Эффективен поиск будет тогда, когда ребенок сможет сформулировать задачу поиска", - утверждает она.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram