РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
12 июня 2020 | 21:40

Последствия родительских манипуляций. Марина Таргакова в эфире i-balaqai

ПОДЕЛИТЬСЯ

В эфире проекта i-balaqai психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова рассказала, к чему может привести использование родителями манипуляций в отношении ребенка. Эксперт также дала рекомендации парам, как сделать их союз счастливым. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.


В эфире проекта i-balaqai психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова рассказала, к чему может привести использование родителями манипуляций в отношении ребенка. Эксперт также дала рекомендации парам, как сделать их союз счастливым. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Марина Таргакова утверждает, что большая часть людей не осознает, что они манипулируют. Это бессознательный процесс, то есть встроенное сценарное поведение.

"Манипуляция — это когда я хочу тем ли иным поведением добиться того, чего я хочу. Это называется "авторитарная педагогика", которой обучаться не нужно, потому что мы все на автомате авторитарные педагоги. То есть видишь хорошее - хвали, видишь плохое – ругай. Но гуманная педагогика — это совершенно другое, это способность взрастить сознание в ребенке. И здесь мы, конечно, можем и медведя заставить ездить на велосипеде, давая кусочки сахара. Мы можем крысу научить бегать по лабиринту, это называется дрессура, но вот взрастить сознание в человеке — это совершенно другое. Чтобы он стал мыслящим человеком, мог выбирать, чтобы он не манипулировал другими, а относился уважительно", - объясняет психотерапевт.

Как отмечает спикер, люди хотят установить власть над другим, хотят подавить личность. Но за родителем стоит выбор, кого он хочет воспитать - податливую личность или человека с внутренним стрежнем.

"Почему многие люди говорят: "Собаки лучше, чем люди. Мне с собакой лучше жить", потому что на собаку взял - намордник надел, взял - ударил, захотел - погладил. С человеком сложнее, потому что у него есть свобода воли, свобода выбора. Родителям очень важно понять, кого я хочу воспитать. Я хочу воспитать какой-то пластилин из человека, чтобы он был податливый для всех, чтобы какую форму я ему придала, шариком, например, поставила - и шариком стоит. Захотелось, квадрат сделала. То есть в конечном итоге, если я сделаю пластилинового человека, то мне потом сложно ждать, чтобы он проявил волю, способность к независимости, свободе", - уточняет она.

Если манипуляции являются встроенным поведением, то любви нужно учиться. Марина Таргакова приводит в пример историю женщины, которая подавляла сына.

"Одна мама пришла ко мне и говорит: "Мне хочется, чтобы мой сын был смелым. Он какой-то весь забитый. Он просто любит отмалчиваться". Когда мы с ней разговаривали, выяснилось, она все время ему говорит: "Ты кто такой? Ты молекула. Молекула". Я говорю: "Что же ты хочешь от молекулы? То есть ты воспитала его молекулой. 14 лет потребовалось, чтобы ты его волю подавила, потому что ты сильнее по своей природе. Вот ты его подавила. Нужно больше времени, чтобы кто-то любовью из этой ракушки вытащил оттуда".

Ошибкой многих родителей, считает эксперт, стала концентрация всего внимания на ребенке, то есть он не должен занимать центр семьи.

"Говорят, что лучшее, что вы можете сделать для ребенка, это любить друг друга. Сейчас во многих семьях, к сожалению, центр семьи занимает ребенок. Ребенок не может быть центром вселенной. Это для него передоз, он не может справиться с этой ролью, поэтому он становится невменяемым. Я наблюдаю, у меня есть много студентов, и когда у них рождается ребенок, сразу вижу, что он стал центром жизни. Он орет, кричит, он не может справиться со своими чувствами, эмоциями, а они вокруг него прыгают. Это на самом деле очень нелепо", - продолжает она.

Когда рождается ребенок, у людей возникает "ложное эго", из-за которого родители начинают отождествлять себя с ним. Поэтому некоторые используют местоимение "мы" - "мы школу закончили", поглощая полностью личность ребенка.

"Я, мне, мое - это центральное, что руководит человеком бессознательно. Мой человеческий путь начинается со слов: "А я для кого воспитываю ребенка? Чему хочу обучить моего ребенка? Я хочу обучить его выживать в этом мире? Научу его каким-то шаблонным вещам? Или я его научу, чтобы он стал благородным человеком? Благородный человек, который несет благо всему роду. Я его научу человечности с большой буквы. Или я воспитываю человека, который будет обманывать, манипулировать, хитрить, потому что я себя так с ним веду. Сострадание рождается только состраданием, любви я могу научить, только любя", - размышляет спикер, подчеркивая, что благодаря любви можно возвыситься и воспитать благородного человека.

Любовь, по ее словам, не бывает без терпения, смирения, сострадания, уважения, чуткости, внимательности.

"Сорняки растут сами, но если вы видите розы, то знаете, что за ними ухаживают. Если за розами нужно ухаживать, как же нужно ухаживать за душой человека, чтобы он вырос во что-то прекрасное, чтобы раскрылся весь потенциал? Современные психологи говорят, что мы используем 2-3 процента нашего потенциала, а 5 процентов используют гении".

Марина Таргакова также объяснила, что невозможно требовать счастливый союз, он возможен тогда, когда царит гармония и мужчина с женщиной "смотрят в одну сторону":

"Это оркестр под управлением любви. Когда-то выходит первая скрипка, когда-то фортепиано. У каждого из нас есть в жизни такая синусоида, когда-то бывает спад, когда-то мы входим в состояние уязвимости. Если второй человек в этот момент может взять на себя какие-то вещи и мы можем гармонизировать это, это называется счастливым союзом".

Очень часто, когда как к психотерапевту люди приходят и говорят:

- У меня такой плохой муж, то-се, пятое-десятое.

- Скажите, пожалуйста, вы за такого негодяя замуж выходили, зачем?

- Не, ну что вы! Он был очень хорошим парнем.

- Сколько вы с ним прожили?

- 15 лет.

- То есть, 15 лет живя с вами, он стал хуже?

- В смысле, со мной?

- В прямом, дело в том, что мы влияем друг на друга.

Психотерапевт советует, чтобы через несколько лет совместной жизни партнеры не задавались вопросом, а кто находится рядом с ними, и видели незнакомцев, нужно учиться вести глубокие разговоры. Человек обучается тремя способами: шепот любви, голос совести, рупор страданий.

"Это шаг за шагом случается. Мы шаг за шагом становимся дальше или, наоборот, ближе. Если мужчина и женщина смотрят друг на друга - это тупик, мы обязательно будем сталкиваться. Поэтому мужчина и женщина должны научиться смотреть в одном направлении. Смотреть в одном направлении по поводу ребенка, друг друга, ролей в семье. Когда мы смотрим в одном направлении, есть куда расти, но когда мы вот так упираемся, мы начинаем соперничать".

В первые годы жизни важно заложить в ребенке ценности, воспитать любовь, чистоту, нравственность, понимание живой вселенной, самого себя и других людей. Этого можно достичь через доверительные беседы и способность переосмысливать шаги вместе.

"До 15 лет мы ребенка таким образом воспитываем. В 15 лет ребенок становится нашим другом, теперь беседы сверху вниз заканчиваются. Ребенок переходит в состояние друга. Вы другу просто так наставление не дадите, вы с ним какой-то диалог можете провести, выслушать его, озвучить себя, посмотреть, влияют ли мои слова на вас или не влияют, то есть, если мы хотим пойти в глубь отношений, мы должны сами глубже стать", - рекомендует она.

Психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова также ответила на вопросы партнера проекта - мобильного оператора Altel. Она заметила, что дети рождаются со способностями и умениями, позволяющими быстро пользоваться интернетом, поэтому учить их этому не нужно.

"Я бы порекомендовала родителям стать интереснее, нежели интернет, потому что, если родитель неинтересен, ребенок становится зависимым и полностью уходит в виртуальное пространство", - добавила она.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети