Детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова в очередном эфире проекта i-balaqai объяснила важность игр при диагностике эмоционального состоянии детей. Она дала несколько рекомендаций родителям, как понять, что ваш ребенок подавляет агрессию внутри себя. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова в очередном эфире проекта i-balaqai объяснила важность игр при диагностике эмоционального состоянии детей. Она дала несколько рекомендаций родителям, как понять, что ваш ребенок подавляет агрессию внутри себя. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Психолог советует играть с детьми с самого рождения, так как это является их способом общения. Она утверждает, что дети могут проявлять агрессию с раннего возраста, начиная с 1,5 лет. Причины могут быть разные: развод, ожидание пополнения в семье, утрата внимания или депрессия одного из родителей.
"Если по каким-то обстоятельствам ребенка переполняют какие-то чувства, то самостоятельно он уже справиться не может. Что такое агрессия? Это крик души. Ребенок сам не может ничего сделать и кричит родителям так, как умеет: "Помоги. Я не справляюсь. Обратите на меня внимание. Я здесь". Таким образом может происходить внутренняя защита, если внутри больно, невыносимо и непонятно, что это за чувство и что с этим делать", - отмечает Виктория Гончарова.
Подобное состояние может быть зафиксировано вне зависимости от возраста ребенка:
"Когда ребенок говорит: "Мама, идем играть", по сути он говорит: "Мама, давай общаться". Дальше ребенок эмоционально может зафиксироваться, и ему будет сложно расти психологически".
Когда родители обращаются за помощью к игровому терапевту, ребенок оказывается в специально оборудованной игровой для диагностики.
"Игрушки - это слова, а проигрывание - это речь. Ребенок на первом приеме может подробно рассказывать, используя символы, что происходит, какие отношения с родителями, со сверстниками. То есть весь спектр считывается. Этот метод предполагает, что ребенок может даже не говорить. Достаточно выборы отслеживать, сценарий, сюжет", - объясняет она.
Игровая терапия подходит не только дошкольникам, но и детям постарше, которые предпочитают не рассказывать о трудностях или своей агрессии.
"Недирективная игровая психотерапия - речь про то, чтобы давать ребенку возможность раскрыться. В работе с агрессией очень важно быть чутким, чутким психологом, чутким взрослым, чутким родителем, потому что за агрессией стоят крик и призыв. За каждым проявлением есть идея, закадровая мысль и потребность", - считает эксперт, подчеркивая, что задача взрослых заключается в понимании потребностей и причин агрессии ребенка.
Агрессивное состояние может выражаться трех направлениях: игрушек, других людей и самого себя.
"Когда мы говорим: "Что же делать? Дети нас не слушаются", то мы можем даже не догадываться, не знать и не замечать, что есть и аутоагрессия. То есть ребенок выбирает не проявлять, не выпускать пар вовне. А выбирает другую историю: "Я буду хорошим, чтобы меня хвалили, я буду оправдывать ожидания мамы и папы. При этом я буду удерживать все в себе".
Когда ребенок пытается сдерживать эмоции, можно встретить такие психосоматические проявления, как кожный зуд, тики, заикания. Энкопрезы, энурезы могут стать последствием подавления агрессии.
"Агрессия стартует с некоего момента, травмирующей ситуации, чем раньше мы увидим, тем благоприятнее и быстрее будет прогноз на восстановление, коррекцию.
Кроме того, ребенок может быть неуклюжим. Психолог приводит пример: он идет, сбивает углы, косяки, стулья, часто невзначай режется, у его игрушек отваливаются руки/ноги. Важно подчеркнуть, что за ребенком нужно наблюдать, и наличие агрессии подтверждается при проявлении "симптомов" в комплексе.
"Это нецеленаправленное проявление агрессивных движений, каких-то действий на игрушки и на себя".
Не стоит забывать, что агрессия - это не только о негативном. Она необходима при проявлении лидерских качеств, настойчивости, целеустремленности.
"Что такое агрессия? Это энергия. Она может идти в минус, а может в плюс. Задача игрового терапевта и родителей перенаправить этот поток агрессии в конструктивное русло. Как правило, в творчество", - рекомендует Виктория Гончарова.
Она также советует не подавлять ребенка при проявлении агрессии, но пояснить, какие чувства он испытывает:
"Ты - агрессивный. Прекрати себя так вести" - фраза, которую нужно разделить. "Ты - агрессивный" - мы оставляем, "Прекрати" - это запрет, который нужно убирать. Он не про содружество, не про понимание".
Ту часть, которую решено оставить в качестве пояснения ребенку "Ты - агрессивный", взрослые могут использовать и при появлении других эмоций: радости, грусти, гнева.
"В голове, в руках какая-то скованность, в руках особенно, хочется сжать кулаки, наморщить лоб, потопать ногами. Важно, чтобы родители говорили об этом. Эту технику мы используем, проговариваем ребенку, что с ним происходит", - говорит она.
В то время, когда ребенок находится в состоянии аффекта, громит, разбивает что-то, Виктория Гончарова настаивает на том, чтобы воспитывать его. Необходимо постараться его успокоить, дать проявить себя в игре, не настаивая на своих правилах. Она напоминает, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход, поэтому при проявлениях агрессивного поведения лучше обратиться за помощью к специалисту.
"В этот момент мы можем только поддержать, остановить, успокоить. Потом, когда он успокоится, проговорить это. На следующий день давать возможность использовать игры, чтобы вне аффекта ребенок мог выпустить пар. Если ребенок что-то начудил, родители могут наказать или запретить, но этот запрет должен действовать только этот день. На следующий день он не должен переноситься. Иначе это про тревогу", - резюмирует психолог.
Виктория Гончарова продемонстрировала, как могут выглядеть игрушки, играя в которые можно весело узнать эмоциональное состояние ребенка. Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram