Профессиональный коуч, ментор Мадина Билялова в очередном эфире проекта i-balaqai поделилась практическими инструментами по снижению стресса для всей семьи. Эксперт также объяснила связь самооценки и уверенности в себе. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Профессиональный коуч, ментор Мадина Билялова в очередном эфире проекта i-balaqai поделилась практическими инструментами по снижению стресса для всей семьи. Эксперт также объяснила связь самооценки и уверенности в себе. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта – компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Самооценка и уверенность в себе
По словам Мадины Биляловой, самооценка - это то, как чувствует себя человек в социуме, оценивает себя и свои возможности и потенциал.
"К сожалению, поколение наших родителей не всегда знало, что самооценка сильный ресурс для того, чтобы личность могла строить планы в жизни, добавиться желаемого", - утверждает она, отмечая, что современные родители, наоборот, задумались о том, как помогать детям поддерживать самооценку.
Уверенность начинается с адекватного оценивания себя, но эти понятия не носят один и тот же смысл.
"Самооценка, то есть САМОценность. Если мы научим своих детей ценить себя, то они смогут справиться с любой задачей, с которой они встретятся. Это внутренний стержень, пространство, в котором человек может собраться и двигаться вперед", - объясняет коуч.
"Как ребенку принимать решения, если родители всегда это делают за него?" - задается вопросом она, советуя родителям позволить подросткам самостоятельно делать выбор, начиная с простых ситуаций.
Рекомендации родителям
В определенный момент родители начинают замечать, как их ребенок пытается отстаивать свои границы. Мадина Билялова рекомендует позволить ему это сделать и заметить, что рядом находится личность, у которой свои интересы, вопросы, страхи и сомнения.
"Важно уважать границу. Например, когда вы хотите поговорить с ребенком, спрашиваете: "Я хотела поговорить. Есть ли у тебя желание? Можешь ли ты со мной поговорить?" То есть начинаем взаимодействовать с ребенком, как если бы взаимодействовали с незнакомым человеком, но с которым хотелось бы пообщаться. Мы вдруг понимаем, что не знаем своих детей. Это нормально", - продолжает эксперт.
К ней часто обращаются за помощью в профессиональной ориентации подростков, но не это является самым главным, считает спикер. Определение сильных сторон, талантов и особенностей личности - приоритетные направления ее работы.
"Развивая сильные стороны, человек будет испытывать счастье, ощущение внутренней уверенности"
Согласно ее мнению, у людей нет отрицательных черт, а есть особенности, которые необходимо учитывать.
"Когда ребенок знает, что его особенность в креативности, я объясняю, что это талант и невероятный груз. Потому что креативные люди - это те, которые создают, придумывают. Но другая особенность этих людей - они не всегда доводят дело до конца, часто улетают и забывают, что важно стоять ногами на земле. Если креативный человек не реализуется в каком-то созидании, то у него включаются страхи", - приводит она пример.
"Говорят, ребенок целеустремленный. Это замечательно, но есть особенность – эти дети застревают на своих целях, на способах решения. То есть они становятся не такими гибкими. Они не видят новых возможностей, перспектив. У них тоннельное мышление". Зная о наличии каких-то качеств, и родители, и дети могут подготовиться к разным сценариям.
Учитывая индивидуальные особенности, можно найти свое место в жизни и призвание, где реализуется потенциал подростка. Так, есть виды деятельности, в которых человек склонен минимально к успеху, при этом затрачивает много усилий и времени.
"Когда говорят: "Мы бьемся, бьемся о стену, а результат получается очень маленький". Чаще всего взрослые люди выбирают именно этот сценарий: много усилий, времени, энергии", - поясняет Мадина Билялова.
В своей практике коуч и ментор встречает разных детей. Но чаще всего наблюдает творческих, она связывает это с особенностями нынешнего времени, когда актуально принятие нестандартных решений.
"Очень много детей с выраженной интроверсией. Дети, которым команда не нужна, они самодостаточны. Им хорошо в маленьком, ограниченном круге общения. Много детей с повышенной тревожностью. Это большой сигнал для родителей. Тревожные родители, кризис - это все очень сильно передается детям, которые начинают переживать. Повышенная тревожность мешает учиться, снижает мотивацию, память и способность концентрироваться", - рассказывает она.
С такой же частотой встречаются ей сильные девушки с повышенной доминантностью, которые везде наводят свой порядок, и мягкие, гибкие юноши.
Антистрессовые инструменты
Эксперт подчеркивает, что антистрессовые инструменты сейчас так же важны, как мытье рук, антисептики и ношение масок, потому что внутренний ресурс требует внимательного отношения.
Она рекомендует родителям, когда они чувствуют злость, негодование, агрессию, дистанцироваться от семьи. Зайти в уборную, помыть руки, умыть лицо. Использовать телесную практику, то есть пощупать себя - дать через тело сигнал мозгу, что вы контролируете то, что происходит.
Также полезно ходить босиком по разным поверхностям, чтобы почувствовать заземление, стабильность, опору.
Если вы видите, что ребенок или кто-то из близких в состоянии стресса, волнения, то его нужно обнять. Но обнимать нужно не спереди, сжимая человека, а подойти со спины, медленно поглаживая область сердца.
Также хорошим методом для успокоения человека может стать рука, положенная на спину между лопаток. Тепло ладони успокоит и поможет прийти в себя.
Есть и дыхательные упражнения, например, Seven/eleven. Нужно вдохнуть на 7 счетов и также медленно выдохнуть уже на 11 счетов. Делать его необходимо, находясь в статичном положении. Можно повторить 3-4 раза.
Антистрессовой семейной терапией Мадина Билялова считает традиционные чаепития, когда вся семья собирается за столом и беседует. В этот момент главное - выключить телевизор и убрать телефон в сторону.
"Простые вещи, но они полезны и приносят быстрый результат. Нам сейчас нужны такие инструменты, способы, которые быстро приводят нас в ресурс, потому что затяжные стрессы невероятно опасны как для здоровья, так и для психики", - добавляет она.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психолог, арт-терапевт Елена Бурьевая.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram