Юность, проведенная в классе биологии, не прошла для Геннадия Нигая даром: кардиохирург день за днем борется за жизни детей, проводя сложнейшие операции, и тем самым подтверждает, что профессия врача - самая благородная из существующих. В беседе с редактором Tengri Lifestyle врач делится своими мыслями о работе.
Юность, проведенная в классе биологии, не прошла для Геннадия Нигая даром: кардиохирург день за днем борется за жизни детей, проводя сложнейшие операции, и тем самым подтверждает, что профессия врача - самая благородная из существующих. В беседе с редактором Tengri Lifestyle врач делится своими мыслями о работе.
Переехав из Кызылорды в Алматы, Геннадий поступил в медицинский университет имени Асфендиярова: "Я с детства хотел быть врачом, хотя врачей в нашем роду не было. В 6-м классе увлекся биологией, и тогда мой дед с бабушкой сказали: "сделайте все, чтобы он поступил в медицинский". В те времена самый лучший мединститут был в Караганде, я готовился поступать туда. Мы с мамой два года ездили подаваться, но, к сожалению, на бюджет я так и не прошел. Возможности оплачивать мое обучение не было - ушел в армию", - делится воспоминаниями Геннадий. Однако молодой человек не оставил свою мечту и после армии продолжил идти к ней. "После армии поступил в медицинский колледж, окончил его с отличием и подал документы в алматинский медицинский университет имени Асфендиярова. Прошел конкурс и поступил на бюджет. Вот так сбылась моя мечта. Путь был дольше, чем я планировал, но зато я получил большой опыт", - отмечает врач.
В начале своего врачебного пути Геннадий стремился работать с лучшими из лучших, игнорируя дальние расстояния и недостаток денег: "Не ошибусь, если скажу, что на выбор кардиохирургии меня вдохновил Юрий Владимирович Пя: прочитал статью о нем, загорелся идеей работать с ним и поехал. Мы не были знакомы, а я тогда работал детским хирургом. Когда я приехал к нему, он сказал, что нужна специализация по детской кардиохирургии. Можно было либо в Америке, либо в Прибалтике получить специализацию только на платной основе, а в Казахстане этому не обучали. Денег у меня не было, поэтому я вернулся и продолжил работать детским хирургом. А через год Минздрав отправил меня в Тюмень на учебу к профессору Горбатикову", - рассказывает Геннадий Нигай.
Первая операция для любого хирурга - это особый трепет и отчетливые воспоминания. Случай Геннадия не стал исключением: "Это была совсем крошка - 10-месячная девочка с пороком сердца. К счастью, операция прошла успешно, ребенка выписали из больницы, когда я еще находился в Тюмени. Во время самой операции не было страха, потому что я как детский хирург уже имел опыт. Позже мне сказали, какие бывают осложнения после таких операций, и меня охватили одновременно страх и облегчение, что малышка в порядке".
Самый маленький пациент также навсегда остался в памяти врача: "Самый маленький пациент, которому я делал операцию - это недоношенный ребенок весом 1 килограмм и 300 граммов. Операция прошла удачно и ребенка благополучно выписали из больницы. Для понимания, его сердце по размеру примерно с мячик для настольного тенниса".
Описывая свою работу, Геннадий ничуть не преувеличивает: "Профессия кардиохирурга - это полная погруженность в работу в режиме 24/7. В любой момент могут вызвать на экстренную операцию, поэтому я постоянно на телефоне. Даже если я на семейном торжестве - неважно, я должен срочно выехать. Я благодарен богу, что супруга все понимает, сама может отвезти на работу, да еще и собирая по дороге бригаду. Она сама медик, поэтому знает, что такое профессия врача. Если выезжаем за город, я должен предупредить и дать инструкции - кому вместо меня можно позвонить. Кроме того, я являюсь главным внештатным кардиохирургом города, поэтому, бывает, из роддомов звонят, из больниц звонят, просят проконсультировать".
"Молодым людям, которые сейчас выбирают свой путь, хочу сказать: чтобы идти в медицину, нужно призвание. Зарплата маленькая, учиться нужно всю жизнь - готов ли ты к этому? Но если ты действительно хочешь стать врачом, могу заверить, что ощущения, когда ты сделал операцию и спас жизнь ребенка, непередаваемые. И никаким деньгами это не заменишь", - отмечает врач.
На вопрос о том, оставил бы он профессию врача за большие деньги в другой сфере, Геннадий отвечает: "Только при возможности совмещать работу. У меня четверо детей, их нужно кормить и обучать, но без медицины я себя не представляю. У меня был опыт: как-то мне предложили хорошую работу с зарплатой в четыре раза больше, чем у хирурга, полным соцпакетом, машиной и водителем в придачу. Я полгода проработал, потом понял, это не мое, и вернулся в хирургию.
Для меня важный показатель, с каким настроением ты идешь на работу. Если ты просыпаешься с мыслью "опять на эту ненавистную работу", то это не твое". По словам врача, он может заехать на работу, чтобы посмотреть детей, и в субботу, и в воскресенье по личной инициативе: "У человека должна быть любовь к работе, к своему делу, и оно должно приносить удовлетворение. А если ты приходишь на работу ради зарплаты и ждешь конца рабочего дня, тогда нужно подумать, твое ли это место", - заключает Геннадий.
Когда он рассуждает о своих планах на будущее - продолжать оперировать, спасая жизни людей, - как о единственно возможном сценарии, сомнений в том, что Геннадий Нигай верно выбрал профессию, не возникает ни у кого. Остается только пожелать ему успешных операций и благодарных пациентов.
Больше материалов о детском физическом и эмоциональном здоровье можно найти в проекте о родителях и детях I-BALAQAI.