РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
27 июля 2021 | 08:30

Встал с инвалидного кресла и помог сотням людей. История сильного талдыкорганца

Анастасия Солнцева Старший корреспондент
Алихан Сариев Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Алихан Сариев Фото: Алихан Сариев


"У него ни руки, ни ноги не двигались, была только говорящая голова", - рассказывает мама нашего героя Елдоса. 10 лет назад он попал в аварию. Парень не мог ходить, сидеть и есть самостоятельно. В тот момент от него отвернулись врачи. Но Елдос, вопреки всем прогнозам, осознанно убирал инвалидную коляску из комнаты и, когда наступало время приема пищи, любыми правдами и неправдами добирался на кухню. Через два года он встал, потом пошел, а еще открыл реабилитационный центр, аналога которому в стране нет. Сюда приезжают ребята после очень тяжелых травм. У них появилась надежда. История из Талдыкоргана в репортаже корреспондентов Tengrinews.kz.

Мы приехали в реабилитационный центр "Асар" в самый разгар рабочего дня. В просторном зале в эти минуты шла усиленная тренировка. Люди разных возрастов и пола объединились на одном пространстве с одной целью: снова вернуться к прежней жизни, встать на ноги, научиться себя обслуживать. Чтобы достичь мало-мальского успеха, им приходится преодолевать невероятные трудности. Но это, как говорили в одном фильме, временные трудности. 

Знакомьтесь, это Гульшара. Она преодолела почти тысячу километров. Женщина прочитала историю Елдоса в интернете, которая ее обнадежила. Сначала приехала на месяц, а потом решила задержаться.  

"Я сама из Шымкента, попала в ДТП, лежала сначала в больнице, потом дома. Я очень хотела ходить, но травма была слишком серьезная, врачи разводили руками, я тогда на коляске еле сидела, у меня был катетер, памперсы. А сейчас после занятий всего этого нет, я уже тренируюсь на брусьях и могу на ходунках ходить". 

Ребятам дорога каждая секунда. Как нам скажут потом, из пяти часов тренировок основные физические нагрузки приходятся всего на час времени. Поэтому даже интервью они дают, продолжая выполнять упражнения. 

Где-то в перерыве ловим медсестру центра. Багда Жакуповна говорит, что сюда часто обращаются с травмой позвоночника, шейники (пациенты, получившие травму спинного мозга в шейном отделе - прим. авт.), с инсультом и ДЦП. Самые тяжелые - это шейники. Они приезжают после аварий и падений с высоты. В основном, это молодежь. Падения случаются разные: кто-то неудачно прыгнул в воду, а кто-то - с турника. 

"Реабилитация может длиться годами. Через месяца три-четыре появляются минимальные продвижения. Тренировка начинается в девять утра, а заканчивается в пять вечера, сначала мы осматриваем пациентов, мерим давление, температуру, а потом они приступают к занятиям, перерыв только на обед. У нас есть логопед, массажист, ЛФК и тренажеры. Люди приезжают в основном из Актау, Атырау, Шымкента, Тараза, были из Бишкека". 

Рядом с тренажером для моторики рук знакомимся с Чингизом. Он из Актау. Ему только 16, а его целеустремленности и силе духа может позавидовать любой взрослый. 

Два года назад юноша неудачно нырнул в море и получил травму позвоночника, а потом узнал об "Асаре" и приступил к тренировкам. Сейчас Чингиз признается, что его руки становятся сильнее, а еще он стал потихоньку двигать ногами. 

"Я искал что-то похожее ближе к своему городу, но не нашел. Первые результаты появились через полтора месяца. Я сам начал кушать и сам себя поднимать. Шансы есть, надо продолжать тренироваться. Сюда буду ходить каждый день, пока не встану". 

Все здесь держится на этих бравых ребятах - реабилитологах. 

"Скоро будете бегать", - слышим, как подбадривает доктор Омирсерик парня-новичка.

"Мотивация играет ключевую роль в выздоровлении, - объясняет он нам. - Был у нас такой парень Мирас, после аварии он не мог ходить, а сейчас ходит! Сегодня понедельник, и народу не так много, а вообще у нас человек 30 тренируется. Самому маленькому - три года, у него ДЦП. А самому взрослому - 66 лет, он поступил с инсультом". 

В зале царит дружелюбная атмосфера, ребята обмениваются шутками, новостями. Это как большая семья. Кто-то находит друга, а кто-то женится и остается жить в Талдыкоргане, еще здесь поют, пишут стихи и выступают в КВН. 

Ближе к вечеру в центре появляется его создатель - Елдос Баялышбаев. Он лично знает каждого пациента. Рядом с ним всегда его мама. 

"За все время работы центра самый тяжелый случай был у Елдоса, - делится с нами Фатима Тайжановна. - Произошла авария, потом неправильная транспортировка. Был сломан шейный позвонок. Ему на тот момент было всего 19, он закончил колледж. Мы не знали, что это за травма, думали, полежит и пойдет дальше учиться, но это была полная парализация. За прогнозы никто не брался, писали всюду: и в Китай, и в Корею, все нам отказали". 

"Мне не позволили сломаться родные, - продолжает разговор Елдос, - а еще осознание молодости, то, что жизнь продолжается, вся жизнь впереди, и можно либо всю жизнь прятаться, либо действовать. Я выбрал второе.

У меня пальцы вообще не слушались, элементарно захвата не было. Но уже через полгода тренировок я научился сидеть, а через год - ползать на четвереньках. Были моменты, когда на три метра уходило полтора-два часа. Постепенно этот временной промежуток сокращался. Сейчас я не скажу, что могу километры ходить, но дома, на работе коляской не пользуюсь. Плюс был в том, что занимался я каждый день, с утра до вечера. Взаперти, дома это было сложно, и я мечтал о таком центре, где можно заниматься и видеть труд других".

"Чтобы найти средства на эту задумку, - вспоминает мама, - Елдос принял решение поучаствовать в конкурсе "Даму" (фонд развития предпринимательства - прим. авт.) и победил, это была наша первая победа. Потом он и в других конкурсах участвовал и побеждал.

Он сказал: "Мам, давай попробуем", - а я всегда считаю, что он - наша голова, я - его ноги, поэтому отказать не смогла. И у нас получилось. Поначалу здесь был страшный подвал, мы сделали ремонт, наняли человек пять сотрудников и начали работать. 

Самые первые тренажеры мы создавали вручную, то есть таких больше нигде не было. Мой старший сын, он инженер, прочитал много литературы, изучил каждую мышцу, как ее разрабатывать. Потом подключился муж, он торговал запчастями и мог достать нужные детали, например, подшипники. Затем мы нанимали сварщика. Вот так это собиралось. 

А сейчас здесь стоят только заводские тренажеры, современные, из Италии, Польши, Германии, России, Америки. И если в самом начале их было 12, то сейчас - больше 30. Все они качественные, передовые, не во всех больницах такие увидишь. Может, по одному если только, а у нас комплексно: и для спинных мышц, и для рук, и для разработки, и для фиксации, человек приезжает и получает полный комплекс физической реабилитации.

Когда открылись, все говорили, что даже полгода не продержимся, но мы уже восьмой год работаем.

Помню, к нам как-то приехал специалист из Германии, он не знал ни русского языка, ни казахского. Он сидел, и когда видел, что наши шейники и спинальники могут ходить, то все время повторял: "My God, My God (в переводе с англ. "Мой Бог" - прим. авт.), такого не может быть!"

Важно! Мы плотно сотрудничаем с государством, поэтому пациенты у нас занимаются бесплатно, через портал".

"К нам приезжали и лежа, и полулежачие, - рассказывает Елдос. - Поначалу они не могли сидеть, теряли сознание. Постепенно кто-то стал сидеть, кто-то - кушать и одеваться самостоятельно. Те, кто долго занимался реабилитацией, научились стоять, ходить с помощью костылей по дому, в спортзале, отказывались от колясок. Если я вижу, что люди к нам снова приехали, то понимаю, что есть результаты. В основном они приезжают повторно. В любом случае те, кто приезжает, на одну ступень становятся лучше".

А пока мы общаемся, наблюдаем, как один из юношей приступает к следующему упражнению. Вот он сидит. 

А теперь уже идет. В его взгляде читается все - счастье, уверенность, а в нашем - гордость за этого парнишку. 

"Чтобы развить реабилитационный центр, нужны очень дорогие тренажеры, обучение специалистов, то, что зарабатываю, я вкладываю, мне интересно делать жизнь людей комфортнее, удобнее. Я осознаю, что мне нельзя унывать, ведь люди на меня равняются, и мне нельзя быть слабым, - признается наш герой. - Через нас уже прошли 900 пациентов. Кроме этого, на Алаколе работает наш пансионат для людей с особыми потребностями.

А еще мы сейчас большой реабилитационный центр строим в Талдыкоргане, там будет и физиолечение, и электрофорез, и психологи. Он будет где-то в три раза больше этого. Акимат с дорогой и отоплением поможет, местная власть у нас очень отзывчивая. И если кто-то еще захочет внести свою лепту в его открытие, наши двери открыты". 

После аварии Елдос получил профессии программиста и управленца, а еще закончил магистратуру престижной академии. Но, главное, он счастливый муж и отец прекрасной дочери.

"Хочу, чтобы она была счастливая, не желаю ей быта, пусть жизнь ее будет интересная независимо от чьего-то мнения. А еще сына хочу, мы будем с ним на рыбалку ходить". 

P.S. Елдос и ребята из центра - это еще не все герои, с которыми мы познакомились в нашей поездке в Талдыкорган. Также вы можете прочитать репортаж о парнях, которые строят дома и раздают их бесплатно нуждающимся. 

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети