В отдаленном районе Нур-Султана есть дом "Пентагон", который буквально трещит по швам. Жители уверяют, что их пятиэтажку скрепили металлическими скобами, чтобы она не развалилась.
На окраине столицы Казахстана есть дом, который в народе прозвали "Пентагон". Почему именно так - уже давно никто не помнит. Стоит этот дом один-одинешенек посреди камышей где-то за железнодорожными путями.
До недавнего времени жители этой пятиэтажки могли доехать до столицы на автобусе, но теперь, в карантин, общественный транспорт отменили, и получается, что граждане оказались как бы отрезаны от Нур-Султана.
С одной стороны, люди живут в городе, но на деле получается, что они находятся словно на отдельном острове. И пока у одних жителей Нур-Султана есть возможность гулять в столичных парках, обитатели "Пентагона" могут довольствоваться лишь прогулками по пустующим железнодорожным путям.
Но отдаленность этого района - полбеды. Больше всего "пентагонцев" беспокоят условия, в которых они живут.
За несколько часов пребывания в районе "Пентагона" мы услышали много жалоб. Примечательно, что ни одна из них не была связана с COVID-19. Мы ни разу не услышали здесь слово "коронавирус", но зато десятки раз из уст местных жителей прозвучали такие слова, как "вонь", "нечистоты", "сырость" и "тараканы".
Дом этот находится в жилом массиве Ондирис, он же бывший район Лесозавода (точный адрес: Акбидай, 14). Первое, что бросается в глаза, - обшарпанный фасад и забетонированные подъездные окна.
Но местные жители обращают наше внимание на другую деталь.
"Это не пожарная лестница, это скобы. При сдаче дома, когда жильцы уже вселились, он начал пополам разъезжаться, и временно этими скобами соединили дом, чтобы он не разъехался, и все, вот в таком состоянии аварийном он до сих пор", - говорит свою версию Елена, которая живет в этом доме более пяти лет.
"Дом в ужасном состоянии, жить невозможно: мошкара, вонь, у нас подвалы стоят полностью в воде, все это поднимается по канализации, сырость. За домом у нас в камышах течет речка-вонючка, все стоки идут к нам.
Возле дома находиться нельзя - воняет сероводородом, люди этим дышат. Мы реально живем в болоте. Мне кажется, дом разваливается, весь сыпется", - заявляет жительница.
Интересно, но те самые скобы как бы делят дом на две части: на подъезд, где совсем все плохо, и подъезд, где вроде как есть надежда.
Сначала заходим в тот, что похуже. Здесь на четвертом этаже вместе со своим мужем уже 15 лет живет женщина по имени Батима.
"Это кошмар, что у нас творится, видите, какой у нас подъезд, страдаем от тараканов. А недавно был такой запах - вообще невозможно, крыша бежит у нас, вообще ужас, мы страдаем", - говорит Батима и ведет нас в свою квартиру, чтобы мы сами все увидели и, самое главное, понюхали.
Все наши собеседники говорят о зловонии, но, возможно, не все, кто придет сюда, смогут что-то почувствовать, ведь сейчас у многих из-за вируса напрочь пропадает обоняние.
"Мы вот ждем, может, снесут, может, снесут, ведь вообще кошмар", - отмечает женщина, признаваясь, что уже давно живет с чувством, что скоро они отсюда переедут.
На улице жара, а в квартире Батимы на полу в зале стоит тазик.
Диван отодвинут от стены и располагается посередине комнаты. Здесь привыкли к тому, что с потолка течет вода.
"Я только и успеваю воду выливать, здесь у меня постоянно большие тазы стоят, да еще и такая вонь исходит от сырости. Мы сами собирали деньги, мой муж вместе с соседями крышу крыли - бесполезно", - говорит она.
Как-то все навалилось, рассказывает Батима, вот эта вечная сырость, отсутствие транспорта из-за карантина, да еще и неразбериха с ЦОНами. Говорит, хотела оформить пенсию, но лишь перенервничала, приболела из-за этого.
"Я просто все близко к сердцу принимаю", - поясняет женщина.
"Не могу повесить нормальную шторку, потому что грязная желтая вода бежит с крыши", - говорит она, кивая на окно.
"Почему дом "Пентагон" называется? Не знаю, может, потому, что он один стоит в камышах. Вот дорогу сделали нам, а зачем нам эта дорога? Лучше бы нас снесли и квартиры бы дали уже людям", - говорит она.
В соседнем подъезде все немного иначе. Местами даже в общем-то ничего.
Здесь живет активистка Марина, она является членом правления КСК и старается не пропускать отчетные встречи с акимом.
"За десять лет я дважды провела капитальный ремонт нашего подъезда за счет целевых сборов. Мы более-менее стараемся держать наш подъезд в порядке. Но очень обидно, сделав ремонт, сталкиваться с сыростью, у нас канализационная вода из подвала бежит наружу. А теперь у нас еще бойлер прорвало. Больше желания делать ремонт нет", - рассказывает Марина.
По ее словам, им предлагали сделать ремонт по программе модернизации, но они отказались.
"Никакого сноса в скором времени не предусмотрено. Из акимата приезжали, сказали, нет. Нам предложили модернизацию, но мы отказались. Потому что пока не приведут в порядок подвал, пока его не осушат, я считаю, смысла ремонтировать подъезды и фасад нет, это деньги на ветер", - убеждена она.
"Почему "Пентагон?" Раньше за нашим домом вообще ничего не было, был тупик, стоял он один на окраине и дали ему, наверное, такое название", - пожимает плечами Марина. Она живет здесь уже 13 лет.
"Жить, в принципе, можно, - рассуждает она. - Если бы не этот камыш вокруг, если бы подвал был в порядке, фасад был более-менее и если бы автобусы ездили, а то ведь невозможно выбраться с детьми в город, вообще никуда не ездим. С момента карантина мы вообще отрезаны от всего", - говорит она.
У "Пентагона" есть надежда. В смысле есть КСК под названием "Надежда". И если слушать председателя этого кооператива Евгения Васильевича, то дом этот можно привести в порядок.
"Прежде всего жильцы должны инициативу проявлять. Это частная собственность. Государство дало им в приватизацию, они должны нести ответственность", - уверен мужчина.
"Ремонт не хотят делать, ничего не хотят, по вопросу модернизации их собирали - отказались. Просто живут, и все. Мы смету по крыше приготовили - они отказались, мы смету по бойлеру подготовили - тоже отказались. Чего ждут? Неизвестно", - заявляет он.
При этом, по словам председателя КСК, дом этот 1989 года и не подлежит сносу.
"С акимом встречались они в том году, он сказал, что в ближайшую пятилетку город сносить этот дом не будет, в бюджете на это нет денег, если только эта земля понадобится частнику. Это не аварийное жилье.
А то, что они говорят, что дом на стяжках, знаете, у нас в городе много домов стоят на стяжке. Он не валится, его как построили, стяжки поставили из-за чего - никто ничего не знает", - говорят в "Надежде".
"Почему "Пентагон?" Может, потому, что на отшибе стоит", - предположил председатель.
Активистка дома Марина рассказала, что недавно к ним приезжал человек из акимата и привез краску. "Будем сейчас с мамами сами красить площадку, чтобы детям было ярче", - сказала женщина.
Интересный факт. После продолжительных просьб жителям "Пентагона" все-таки сделали асфальтированную дорогу, но местные говорят, что некоторые люди все еще ходят по железнодорожным путям. По привычке.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©