Недавно столица Казахстана отмечала свое официальное 24-летие. При этом город имеет богатую историю, которую в наши дни можно изучить по архитектурным и художественным работам, "разбросанным" по правобережью Нур-Султана. Основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков показал корреспондентам Tengrinews.kz сохранившиеся до наших дней дореволюционные постройки Акмолинска и удивительные мозаики того периода, когда город назывался Целиноградом.
Наша историческая прогулка начинается с конца XIX века. Переносимся на пересечение проспектов Республики и Абая. Возможно, вы уже обращали внимание на старый кирпичный забор, на котором висит табличка, что он входит в список памятников истории и культуры местного значения.
"В этом районе больше 100 лет назад в большинстве своем жили татары. Это место даже прозвали в народе "татарская слободка". Забор ограждал Зеленую мечеть, ее еще называли татарской. Потом в ней располагался дом пионеров. Когда здание снесли, на его месте построили жилой дом, который стоит здесь по сей день", - рассказывает Темиртас.
Стоит отметить, что здание это, как и кровля мечети когда-то, окрашено в зеленый цвет. Неизвестно, совпадение это или его жители таким образом решили отдать дань уважения некогда стоявшему здесь религиозному объекту.
Однако если забор Зеленой мечети видели многие, через дорогу от него есть фрагмент другого ограждения, об историческом прошлом которого мало кто знает. Сейчас это стена одного из гаражей.
"Это остаток ограды усадьбы купца Вали Кощегулова. Здесь был комплекс построек, в том числе дом и коптильная. Дом снесли, а вот коптильная еще какое-то время стояла, в ней потом располагался кинотеатр "Заря". Люди, которые в 50-х жили в городе, должны помнить этот кинотеатр. Его снесли, когда застраивался проспект Республики. Осталась лишь часть забора, к которой просто пристроили гаражи", - поведал нам Темиртас.
Усадьба Вали Кощегулова, фото из архива платформы Fading.TSE
Пройдя к улице Отырар, можно заметить два одноэтажных здания, построенных из сруба дерева.
"В этих зданиях находится дирекция объединенных музеев. Изначально это были два медресе при Зеленой мечети - одно для мальчиков, второе для девочек. Построены они в XIX веке", - объяснил исследователь.
"Здесь интересный момент: по какой-то причине одно из зданий является памятником республиканского значения, второе - местного. Почему так сделали, непонятно. Когда я был студентом, мы делали обмеры этих зданий. Они были в ужасном состоянии. Сейчас их отреставрировали, и выглядят они очень даже симпатично", - добавил он.
Темиртас не первый год собирает архивную информацию о городе, изучает его прошлое. Постоянно проводит экскурсии для жителей и гостей столицы.
Все эти улицы Темиртас обошел вдоль и поперек не один раз. Но каждый раз ему удается найти что-то новое.
Это здание также является постройкой XIX века, однако в списках памятников его не найти. Расположено оно на территории акимата района Байконур.
Сейчас оно скрыто от глаз прохожих зданием администрации и высоким забором.
"Это был торговый склад купца Хусаина Бегишева. Затем здесь была механическая мельница Шестакова. Сейчас здание используется как хозпостройка", - рассказывает Темиртас.
От города дореволюционного переходим к его "целиноградскому" периоду.
На одном из панельных домов рядом с кладбищем Караоткель можно заметить необычную деталь. Балконы здесь облицованы крышками от трехкомфорочных газовых плит.
"В городе же был завод газовой аппаратуры. Там изготавливали плиты. В них были отделения для газовых баллонов, использование которых в многоквартирных домах потом запретили. Осталось много новых плит, которые не могли продать. И было найдено необычное решение для их использования. Это так называемый индустриальный дизайн", - объяснил исследователь.
Недалеко от этих зданий есть кафе "Пальмира", которое располагается на территории бывшего предприятия "Мехколонна-56". Раньше это было столовой предприятия. В нем еще со времен СССР сохранилась большая мозаика.
"Это работа художников Василия Товтина и Михаила Антонюка. В ней показаны многонациональность Казахстана, дастархан, спортивная и здоровая нация. Видите, они тут как древнегреческие атлеты изображены, практически обнаженные. Можно заметить и линии электропередачи как отсылку к "Мехколонне-56". Это предприятие в свое время подключило к единой государственной энергосистеме многие хозяйства Целиноградской, Тургайской, Кустанайской, Карагандинской, Жезказганской областей. В общем, оно занималось электрификацией Казахстана, развитием энергетики будущей столицы", - рассказал наш собеседник.
По словам Темиртаса, в таких работах художники того времени могли дать волю фантазии и реализовать сюжеты без строгой цензуры. Так как мозаика выполнена по заказу предприятия, находится внутри и скрыта от глаз людей, проходящих по улице.
Снаружи на стене здания также можно заметить мозаику, но выполненную уже более официально. К сожалению, она постепенно осыпается.
"Выполнена работа теми же художниками. Изображены линии электропередачи и рабочие, которые несут провода. В 90-е потом воровали эти провода, а в 60-е их вот такие рабочие устанавливали", - смеется Темиртас.
"Материал, из которого выполнена мозаика, называется смальта. Это художественное стекло, его отливают и раскалывают на небольшие фрагменты. В советское время были специальные заводы, которые занимались изготовлением этого материала. Сейчас подобных предприятий практически не осталось на территории бывшего СССР. В наши дни такие работы стоили бы очень дорого", - объясняет Темиртас.
А это известная многим баня "Рахат".
"Бани раньше были очень популярны. В каждом районе была своя баня, а то и не одна. Это типичное здание 70-80-х годов. Оно облицовано ракушечником. Главная вывеска хоть и обновлена, но она выполнена в советском стиле. В наши дни такой шрифт уже вряд ли где-то в городе можно встретить. Хотя графический дизайн советского периода очень крутой, и очень жаль, что мы его недооцениваем", - размышляет исследователь.
В здании, где сейчас "Казпочта", раньше был Целиноградский главпочтамт. В наши дни из-за облицовки уже и не скажешь, что оно было построено больше полувека назад. Напоминает об этом разве что табличка, приваренная к ржавой раме для баннера. На ней и указан год постройки - 1966-й.
"Там внутри была мозаика, на которой изображены девушка-казашка, европеец, афроамериканец и голуби. Все это символизировало почту мира. Эту мозаику обшили гипсокартонном. Не знаю, сохранилась ли она или ее просто демонтировали. Сейчас это уже не проверить, к сожалению", - сказал Темиртас Искаков.
Вот так это здание выглядело раньше.
Фото из архива платформы Fading.TSE
Обращали ли вы внимание на витражи у входа в ресторан при гостинице "Турист"? Это абстрактная композиция, которая называется "Целинное поле".
"Витраж работает как на интерьер (когда светло снаружи), так и на экстерьер (в вечернее и ночное время, когда внутри горит свет, а снаружи темно). Создание таких витражей было достаточно трудоемким. Художник рисовал эскиз, расчерчивал детали, а после каждый фрагмент отливался вручную на заводе. У этих фрагментов разные шаблоны и текстура, чтобы была насыщенность и свет преломлялся по-разному", - объясняет Темиртас.
Переносимся к бизнес-центру "Оркен". По обе стороны от входа в здание есть две мозаики с рельефом. Это единственные в Казахстане мозаики, включенные в список памятников местного значения. При том, что само здание в этот список не входит.
"Та, что справа, называется "Космос". Здесь изображены мать Земля, невесомость, космонавты в скафандрах и так далее. Само здание было облицовано, однако мозаику удалось сохранить", - рассказывает об идее работы Темиртас.
"Эта мозаика называется "Печать". Здесь очень интересный момент: на ней были указаны названия советских газет, однако в наши дни их закрасили. Изображены на ней девушка и парень на фоне книги, как олицетворение печати, издательского дела. В этом здании отпечатывались городские и региональные газеты. На ней также можно увидеть изображения лиц деятелей культуры и просвещения, так или иначе связанных с Казахстаном. Например, Абай Кунанбаев, Сакен Сейфулин, Тарас Шевченко. Кто изображен еще, мнения расходятся. Я разговаривал с сыном одного из авторов мозаики, он говорит, что одна из изображенных девушек справа - это царица Томирис", - делится исследователь.
До реконструкции здание выглядело вот так.
Фото из архива платформы Fading.TSE
Платформа Темиртаса Fading.TSE занимается общественным мониторингом памятников истории и культуры при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Исследователь считает, что все эти объекты в столице Казахстана очень важно сохранить, так как у этих работ историческая, художественная и технологическая ценности. Они рассказывают нам о материалах и технологиях, которые применялись в определенный период времени.
"Это памятники искусства, истории и архитектуры. Вот, к примеру, по последней мозаике мы видим, что в этом здании была типография. Значит, город был далеко не провинциальным, как многие считают. Столько разных газет здесь издавалось. То же касается и сохранения зданий. В наши дни уже можно встретить примеры, когда памятниками признаются целые кварталы застройки 30-60-х годов. Они представляют собой определенный тип жилья, в котором жили люди того времени. В них использовались другие технологии и строительные материалы. Все это очень интересно. Поэтому все это важно сохранять. Они обогащают нас. Создают атмосферу места", - резюмировал Темиртас Искаков.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.