"Зачем пятиэтажку фоткаете?" - интересуется у нас группа молодых людей и следом задает еще один вопрос: "А сколько эта камера стоит?" Последняя фраза чем-то напомнила один некогда популярный фильм. Мы на родине писателя Ильяса Есенберлина - в городе Атбасаре. Но прежде чем познакомим вас с ребятами на заглавной фотографии, давайте пройдемся по улицам райцентра.
На одном из зданий угадываются силуэты столичных достопримечательностей - монумента "Байтерек" и торгово-развлекательного центра "Хан Шатыр".
До Нур-Султана отсюда 230 километров - не слишком далеко, чтобы не посмотреть эти два объекта вживую, но и не слишком близко, чтобы ездить в столицу каждый день.
Центр Атбасара выглядит так, как выглядит множество других небольших городков нашей необъятной страны: невысокие дома, клумбы с цветами, небольшие улочки.
"Перебиваемся потихоньку", - говорит нам мужчина, пожелавший остаться за кадром.
"Работа есть в Атбасаре?" - интересуемся мы.
"Работы нет. Если была бы, я бы работал", - завершил беседу атбасарец.
Так выглядит общественный транспорт города.
"Работа есть, но мало", - отвечает на тот же вопрос девушка по имени Анна (на фото слева). Она родилась в этом городе и сейчас работает продавцом в магазине.
Но в целом жизнь в Атбасаре ее устраивает: "Нормально здесь. Спокойный город, небольшой, шума немного".
Действительно, в городе чувствуются покой и тишина. Все размеренно, никто никуда не торопится.
Эта атмосфера действует убаюкивающе.
Гуляя по мирным дворикам с элементами спокойной, почти сельской жизни, не может не возникнуть мысль: а может, здесь остаться?
Но начинаешь приглядываться и обращаешь внимание на проблемы с благоустройством.
Первое, что бросается в глаза, - разбросанный мусор.
Судя по репортажам государственного телеканала, эта проблема здесь не первый год.
"Вы на втором Атбасаре были? Вон там в конце города есть район Атбасар-2. Там посмотрите", - говорит нам местный житель.
Долго уговаривать нас не пришлось.
Признаемся, в разрекламированном втором Атбасаре мы ожидали увидеть что-то необычное. Но нашему взору предстала картина, которую мы уже видели и в других населенных пунктах Акмолинской области. Пятиэтажка без окон и дверей.
Сделав пару кадров, мы хотели было уже пройти мимо. Но заметили, что этот дом, кажется, не совсем заброшенный.
"Вот там живут", - указал на окно маленький мальчик, внезапно появившийся рядом.
С этого момента он и еще двое парнишек будут нашими сталкерами в исследовании этой пятиэтажки.
Подъезды открыты. Заходим внутрь и оказываемся на сквозняке. Этот дом со всех сторон продувается ветрами из-за огромного количества нежилых квартир. Можно представить, каково здесь зимой.
Наши юные друзья ловко обходят препятствия из мебели и взбираются по лестнице, указывая нам на нужную дверь.
В одной квартире никого не оказывается. В другой - не захотели общаться с журналистами. В следующей - сообщили, что живут здесь временно.
Но вот во дворе мы заметили женщину. Она сообщила нам, что сама в этом доме не живет, а приходила, чтобы подстричь кого-то (на момент нашего визита в Атбасар действовал карантин, парикмахерские не работали, поэтому, очевидно, парикмахеры стригли людей на дому).
В отсутствие других прохожих атбасарские ребята Руслан, Данил и Артур выглядели хозяевами этого городка. Казалось, они знают здесь каждое дерево, кочку и подъезд.
Благодаря ребятам мы наконец-то находим жителя, который готов к разговору.
"Никаких условий. Каждый сам, что может, делает, воду проводят, канализацию, но канализация зимой перемерзает", - говорит Татьяна Привалова. Она одна из тех, кто живет в наполовину заброшенном доме.
"Живу здесь с девяностых. На весь дом осталось только восемь квартир. Остальные все побросали, когда развал начался - кто в Германию поехал, кто в Россию. Теперь все продувается. Своими силами, что можем, забиваем - где двери, где какие-то картонки, фанерки", - рассказывает жительница.
"Так получилось, что мы одни остались. У кого есть возможность, те, конечно, уходят: кто-то на земле покупает жилье, кто-то в городе", - говорит она.
"Как вообще жизнь в Атбасаре?" - интересуемся мы и в ответ получаем многозначительное "хм".
"Безработица везде. Я тоже безработная, в моем возрасте меня уже не берут на работу, куда обращаюсь. Предпенсионный возраст", - поясняет Татьяна.
Вопрос о том, как здесь было раньше, приободрил нашу собеседницу. Она с увлечением начала рассказывать: "Это, считай, промышленный центр был: сырзавод, пивзавод, хлебозавод. Ой, мне вообще здесь нравилось, все было замечательно, клуб был: детям - мультики, взрослым - кино и танцы. А сейчас... ломать не строить, как говорится", - рассуждает женщина. В этот момент наши знакомые ребята начинают карабкаться на дерево.
"Детвору жалко, они приходят сюда играть. Ну а, с другой стороны, куда детям идти, детскую площадку тоже всю разбомбили, несчастная горка осталась. Детям нечем заняться, они скитаются, привели бы в порядок эту территорию.
Вон я была в Астане, там понаделали турники всякие, площадки возле каждого дома, даже старики занимаются, и дети бы тоже у нас занимались чем-то", - говорит Татьяна, и прямо за ней свои мастерство и ловкость показывают атбасарские пацаны.
Спрашиваем у наших теперь уже друзей Руслана, Данила и Артура, как им живется в Атбасаре. И получаем стандартный атбасарский ответ, который мы слышали и от других жителей разных возрастов: "Нормально".
Кстати, новую детскую и спортивную площадку мы заметили в самом центре Атбасара.
Там же мы увидели примечательное культовое сооружение, которое выделялось своим необычным дизайном.
Впрочем, чуть позже, по дороге в столицу, мы заметили немало других примечательных объектов культа.
Вот такие достопримечательности.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©