Артисты распеваются, костюмеры и гримеры заканчивают последние приготовления, режиссер выверяет финальные сцены. Премьера оперы "Дон Паскуале" Гаэтано Доницетти ждет выхода в свет с апреля этого года. Коронавирус нарушил планы театра, но, несмотря ни на что, долгожданный момент настал – 2 и 3 октября состоится премьера знаменитого произведения итальянского композитора.
Безусловно, выбор сочинений Гаэтано Доницетти — это всегда гарантия лучшего качества. Сюжет хотя и прост — женитьба, развод и снова женитьба с радостным финалом - все же публике будет над чем подумать. О подробностях постановки рассказали ее участники незадолго до начала генеральной репетиции.
В постановке заняты два состава известных оперных певцов: Жаннат Бактай и Салтанат Ахметова готовят партию Норины. Эрнесто – Жан Тапин, Нарул Тойкенов, Рамзат Балакишиев. Образ доктора Малатесты воплотят Ержан Саипов и Азамат Желтыргузов. Партию Дона Паскуале исполнят Евгений Чайников и Шынгыс Расылхан. В роли Карлито предстанут Руслан Совет и Ерулан Камел.
Постановочная группа представлена знаменитыми именами: дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин, художественный руководитель постановки – Алла Симонишвили, сценограф и художник по костюмам – Манана Гуниа, режиссер – Наталья Кагадий. Главный хормейстер – заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов, художник по свету – Сергей Кулак. Координатор проекта – Маржан Жакенова.
Премьера оперы "Дон Паскуале" состоялась в 1843 году в Париже в Итальянской опере. Сегодня этот шедевр входит в двадцатку самых знаменитых итальянских опер и ежегодно исполняется на сотнях оперных и концертных площадок мира.
Кроме того, что "Дон Паскуале" – третья по популярности опера композитора после "Лючии ди Ламмермур" и "Любовного напитка" (который, кстати, также будет представлен в "Астана Опера" в восьмом сезоне), это еще и образец идеальной оперы-буффа. В ней есть все, что должно быть в этом жанре: забавный сюжет, качественный юмор, комические положения с переодеваниями и персонажи в духе комедии дель арте.
Но главной в этом спектакле дирижер-постановщик Абзал Мухитдин все же считает музыку.
"Это звуковая основа (скелет), здоровый драйвер драматургии (тело) и, конечно же, внутренняя красота и вдохновение (душа) всего действия. Эти три кита являют собой то, что может характеризовать любой живой организм. Поэтому музыка оперы уже сама по себе самодостаточна, как минимум для концертного исполнения. Если же речь идет о полноценном представлении оперы в костюмах и декорациях, то это уже то, как если бы мы наслаждались, глядя на прекрасное тело в потрясающих нарядах, в восхитительном танце", - отметил маэстро.
Несмотря на то что это 64-я опера Доницетти, в ней чувствуется свежесть вдохновения. Абзал Мухитдин считает, что чувство легкого восприятия этой оперы возникает за счет особых музыкальных приемов.
"Согласитесь, что уже в самом слове "вдохновение" присутствует ощущение первозданной свежести! Ведь, несмотря на порядковый номер опуса и возраст мастера, музыка этой оперы пронизана мелодиями и ритмами, характерными для шальной бесшабашной молодости с искрометным, как брызги шампанского, весельем и заводным юмором! Великий Доницетти аккумулировал все лучшие достижения композиторского письма своих предшественников и современников, особенно Россини. Это и стало основой его невероятной продуктивности в оперном жанре".
Отметим, что в музыкальную ткань произведения были вплетены танцевальные ритмы – мазурка, галоп, вальс.
"В западноевропейской культуре музыка изначально несла вспомогательную функцию, обслуживающую религию. Это, безусловно, явилось благодатной почвой для ее развития, но все же держало в канонической узде. С течением времени влияние религии на жизни людей начинает слабеть, и тогда в "официальную" музыку начинают проникать бытовые музыкальные жанры, такие как танцы. Что в свою очередь открывает огромные творческие перспективы для творцов того времени, ищущих возможности показать жизнь в ее полноте, во всех ее красках. Как результат, мы получаем это разнообразие в опере того времени", - пояснил маэстро.
В стиле арт-нуво
Сценографию и костюмы воплощала в жизнь известный итальянский художник-сценограф Манана Гуниа. Все оформление спектакля она выдержала в стиле арт-нуво, или, проще сказать, в стиле модерн. Одна из фишек этого спектакля заключается в том, что витражи живут на сцене самостоятельной жизнью и реагируют на события как живые создания, меняя цвет и освещение, а в последней сцене превращаются в весенний сад.
Что касается костюмов главного героя – Дона Паскуале, то художник выдержала их в строгом эдвардианском стиле и подчеркнула таким образом элегантную вальяжность персонажа.
По мнению художественного руководителя постановки Аллы Симонишвили, спектакль, особенно комический, это всегда возможность и для артистов, и для зрителей заглянуть в себя и переоценить многое – именно то, что является целью высокого искусства.
За минуту до выхода на сцену
Артисты волнуются, потому что эту премьеру они ждали практически полгода.
Евгений Чайников и Шынгыс Расылхан готовят главную партию Дона Паскуале. В перерыве между репетициями Евгений поделился своими эмоциями от предстоящей премьеры.
"Это продолжение нашего проекта "Театр Piccolo", или "Малый театр", который реализуется на сцене Камерного зала "Астана Опера". Радует, что у нас есть альтернатива для людей, которые отдают предпочтение небольшим оперным спектаклям. Я бы посоветовал тем, кто только начинает свое знакомство с оперным миром, посещать именно такие спектакли".
Евгений Чайников также отметил, что это его первая титульная роль, то есть партия, которую он исполняет, вынесена в название оперы.
"С одной стороны, ответственность, с другой стороны – радость, что мне предстоит воплотить такую роль и пополнить свой репертуар. Концепция постановочной группы была очень интересной, это не классический вариант оперы, какой мы привыкли ее видеть на других сценах. У всех уже закрепился в памяти образ Дона Паскуале как низкорослого занудного старичка. Наша версия будет другой: мой герой - солидный мужчина, у которого есть хороший капитал, он прекрасно выглядит, и вот на закате своей зрелости решил жениться. Думаю, такой сюжет не удивит никого, это обычная история, которая довольно часто повторяется в жизни. Это касается и интриг, которые устраивают главные герои, в то же время все очень красиво: костюмы, декорации и даже сама атмосфера.
В этом сезоне мы выступаем в новом формате, то есть премьерные спектакли будут транслироваться в прямом эфире, а значит, по ту строну экрана нас тоже услышат зрители, которые будут сопереживать героям, смеяться и испытывать массу других эмоций, мы стараемся для всех них.
Труппа много репетировала, работала даже онлайн во время карантина. Хочу поблагодарить всю постановочную группу за плодотворную работу. Надеюсь, что в будущем мы сможем выезжать на гастроли с этим спектаклем по всему Казахстану, так как опера очень компактная, веселая и легкая для восприятия".
С Евгением Чайниковым согласились и его коллеги, исполнители партии Эрнесто – Жан Тапин и Рамзат Балакишиев.
Жан Тапин рассказал, что для него огромное удовольствие воплотить в жизнь шедевр романтической итальянской оперы великого композитора Гаэтано Доницетти.
"Я впервые исполняю эту партию, хотя выучил ее еще в 2010 году, когда был на стажировке в Италии. Тогда мы работали над ней с маэстро Аллой Симонишвили – художественным руководителем данной постановки. Именно тогда я соприкоснулся с этим достоянием сокровищницы мировой оперной классики. Сейчас для меня очень важно правильно воплотить этот образ на сцене "Астана Опера" перед столичными слушателями. Я легкий на подъем человек, всегда стараюсь быть позитивным, поэтому мне очень нравится опера-буфф. Люблю солнце, все яркое, а моя партия таковой и является – искрометная музыка, насыщенные оркестровые и вокальные краски, в общем, очень интересная роль. Мой герой Эрнесто - лиричный, влюбчивый молодой человек, племянник Дона Паскуале, находится на попечении у своего дяди, довольно молод и никогда не был женат. Ведет беззаботный образ жизни, поэтому Дон Паскуале хочет быстрее от него избавиться. В этой опере отражены свои нравы, и мне интересно будет заглянуть в мир итальянского быта тех времен. Опера была написана в начале XIX века, она является одним из величайших творений Доницетти, в ней множество комичных ситуаций. Мне нравится взгляд на эту постановку нашей постановочной команды, которая сделала акценты на юморе. Я нахожусь в предвкушении премьеры, это прекрасное ощущение большого праздника - рождения нового спектакля".
Единственную женскую партию Норины в этой опере в разные дни исполнят Жаннат Бактай и Салтанат Ахметова.
"Мы рады, что наш репертуар пополнится новым спектаклем, он адаптирован для камерной сцены. В 2019 году нам посчастливилось работать над премьерой оперы "Шелковая лестница" Джоаккино Россини в рамках проекта "Teatr Piccolo" с замечательными итальянскими постановщиками Аллой Симонишвили, Мананой Гуниа и дирижером-постановщиком Абзалом Мухитдином. Над спектаклем "Дон Паскуале" нам вновь удалось поработать с прежней казахстанско-итальянской командой. На мой взгляд, все получилось очень гармонично: режиссура, сценография, костюмы. Партию Норины я буду исполнять впервые, мне импонирует ее яркий, где-то взрывной характер. Здесь достаточно много вокальных трудностей, и моя задача – четко следовать дивной музыке, написанной композитором. Также мне придется хорошо постараться актерски, так как образ моей героини многогранен, и нужно будет раскрыть все особенности ее характера", - поделилась Салтанат Ахметова.
Жаннат Бактай также рассказала много интересных деталей об этой опере.
"Дон Паскуале" — это самая последняя опера Гаэтано Доницетти, хочу подчеркнуть, что это опера-сатира. Он создавал ее, будучи уже больным человеком, но тем не менее она получилась подобной фейерверку. В ней абсолютно все точно выстроено драматургически, и я бы назвала эту оперу шлягерной, она не похожа ни на какую другую оперу. Гаэтано Доницетти – это тот композитор, которому подражал и из которого вырос выдающийся Джузеппе Верди, творчество Доницетти повлияло на становление Верди как драматурга. Эта опера является сатирой на отношения в обществе, в ней нет положительных героев, несмотря на это, все они очень интересные, приспосабливаются к социуму, к жизни, они все время что-то придумывают, с целью занять выгодное положение в обществе. Моя героиня Норина - молодая, красивая, очень интересная, хитрая – не положительный, но и не отрицательный персонаж. Норина женщина, пытающаяся найти свое положение в обществе, избавиться от бедности. По либретто, она молодая вдова, которая хочет выйти замуж за Эрнесто, богатого наследника – племянника Дона Паскуале. Но его наследство находится под угрозой, опережая Эрнесто, Дон Паскуале сам хочет жениться на Норине.
Ее музыкальный образ характеризуется вальсообразными движениями, веселостью, находчивостью и юмором. Норина подвижная, она лидер. К слову будет сказать, что в это время начинается феминистическое движение, движение за права женщин, и это важный момент. Такая же у Гаэтано Доницетти героиня Адина в опере "Любовный напиток", она сама себе хозяйка и может сама о себе позаботиться. Обе героини – Норина и Адина – пытаются создать себе положение в обществе.
Хотя опера "Дон Паскуале" идет порядка 2 часов, время пролетает быстро, потому что драматургия выстроена органично. Но главный критерий успешности кроется все-таки в музыке этой оперы, которая напоминает брызги шампанского. Она очень запоминающаяся, именно эта запоминаемость обеспечила данной опере такую популярность. "Дон Паскуале" написан на итальянском языке для итальянской оперы в Париже, после того как Доницетти написал оперу "Дочь полка" на французском языке для французской оперы "Комик", опера "Дон Паскуале" стала возвращением итальянской оперы к своему родному языку. Париж тогда был центром мировой культуры, и поэтому каждый композитор стремился, чтобы его произведения были исполнены именно там. Если они получали большое признание в столице Франции, то автоматически имели признание во всем мире. Поэтому многие композиторы, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Винченцо Беллини и многие другие, старались, чтобы их оперы были исполнены именно в Париже".
Над образом доктора Малатесты работают Ержан Саипов и Азамат Желтыргузов.
"В этой опере небольшое количество персонажей, их всего 5. Доктор Малатеста – связующее звено и играет роль центрального действующего лица между всеми героями. Благодаря стечению обстоятельств он оказался вовлеченным в интригу фиктивного брака Норины и Дона Паскуале. Мне очень нравится эта партия, потому что она интересная, показательная, в ней много мелкой техники, объемный диапазон, который дает возможность продемонстрировать вокальное мастерство баритона.
Композитор Гаэтано Доницетти за короткую, но яркую жизнь успел оставить после себя несколько десятков опер. "Дон Паскуале" - это важная премьера для нашего молодого театра, потому что это одна из знаменитых опер этого великого композитора. Данный спектакль был запланирован в репертуаре VII сезона, но в связи с пандемией коронавируса сроки изменились. Все мы, артисты, много работали над этой постановкой, в особенности с вокальным коучем Аллой Симонишвили. Репетиции были очень интенсивные. Опера будет представлена в Камерном зале, были сделаны небольшие купюры, но от этого спектакль не потерял своей цельности. Постановка получилась яркой, насыщенной событиями, сценография, декорации очень мобильные. Художник-сценограф Манана Гуниа подошла к решению своей задачи достаточно концептуально. Благодаря ее подходу эта опера легко может быть показана в любой точке мира", - подчеркнул Азамат Желтыргузов.
Музыковеды считают, что по блеску, изяществу, остроумию, неисчерпаемой мелодичности "Дон Паскуале" едва ли не лучшая комическая опера Доницетти, доказавшая жизненную силу итальянского искусства буффа. Все артисты уверены, что эта опера будет долго жить в репертуаре столичного театра и найдет своего постоянного слушателя.