Неподалеку от Караганды есть знаменитый поселок Долинка. Там располагается музей Карлага, а еще в этом населенном пункте работают сразу три исправительных учреждения. Одно из них, АК 159/7, считается колонией максимальной безопасности, то есть это колония строгого режима. Перед самым Новым годом ее посетили корреспонденты Tengrinews.kz. Они пообщались с заключенными, среди которых есть осужденные за убийство. Те рассказали им свои истории и то, как обычно празднуется Новый год в тюрьме. Общение это состоялось в очень необычном месте, которое, если не знать, где это находится, можно спутать с гостиницей.
Долинка - поселок сам по себе очень необычный. Сложно представить, сколько людских судеб, в том числе трагических, связаны с этим населенным пунктом и вообще с историей Карлага.
Но в этом репортаже речь пойдет не про советские исправительно-трудовые лагеря, а про современную колонию.
На этих кадрах АК 159/7 - учреждение максимальной безопасности, или попросту колония строгого режима.
Чтобы посетить это место, нужно пройти тщательный досмотр и коридор из нескольких массивных дверей, каждая из которых открывается автоматически.
Предварительно нужно сдать запрещенные вещи, среди них - телефон и кошелек.
Подписав необходимые бумаги, сдаем пропуск с удостоверением личности, проходим через решетчатые двери и оказываемся в весьма неожиданном месте.
Помещение украшено мишурой, воздушными шарами, цветами и картинами.
Это место чем-то напоминает небольшой отель. Если не брать во внимание охрану и тот факт, что находится оно за семью замками, можно подумать, что это обычная гостиница в одном из регионов нашей страны.
Здесь есть общая комната ожидания, она же детская. Это что-то вроде лобби в отеле.
Все эти радужные обои, гирлянды, наряженная елочка и телевизор никак не вяжутся с тем, что все это находится в учреждении строгого режима.
А еще в этом, так сказать, тюремном отеле есть вот такие комнаты.
Но, конечно же, это не основное место проживания осужденных, а лишь комнаты для длительных свиданий. Здесь родственники проводят время со своими близкими людьми, которые отбывают наказание. Заключенных под конвоем приводят сюда на двое суток, чтобы они почувствовали домашний уют. "Кровати раздельные, потому что бывает, что родители приезжают, а когда приезжают супруги, то разрешается сдвинуть кровати, конечно же", - поясняют в администрации.
Каждому осужденному в зависимости от условий содержания, в которых он отбывает наказание, в год положено определенное количество свиданий.
"Если осужденный находится на обычных условиях, то ему полагается одно длительное, четыре коротких свидания в год, четыре посылки, передачи и четыре бандероли. Если он получает поощрения, то переводится на облегченные условия содержания, и тогда ему положено: четыре длительных, четыре коротких свидания, шесть посылок, передач и шесть бандеролей", - говорят сотрудники учреждения. И тут же замечают: "Поэтому есть стимул для осужденного вести себя хорошо, чтобы чаще встречаться с родственниками, родными и получать больше передач".
На верхнем фото 24-летний Артем вместе со своей матерью, которая приехала его навестить. Молодой человек попал в колонию три года назад, когда ему был 21 год. Об обстоятельствах своего дела парень говорит неохотно. Предпочитает не вспоминать эту историю, потому что так ему легче.
Артему назначено 16 лет лишения свободы. В администрации учреждения пояснили, что он осужден по статье "Убийство", имели место отягчающие обстоятельства. "Воспитание было строгое, я не знаю, как так это все получилось. Может потому, что он без отца воспитывался, я развелась, когда как раз переходный возраст у него был. А так он домашний, золотой ребенок был", - говорит мать и молит лишь об одном, чтобы ее сыну сократили срок. Тут же сотрудники УИС ей пояснили, что осужденные, заработавшие хорошую характеристику, имеют право на условно-досрочное освобождение.
"Работаю в столовой, все хорошо, справляюсь, жалоб нет, все отлично", - говорит молодой человек.
В соседней комнате - Александр с супругой Антониной. Мужчину приговорили к десяти годам. В колонии он находится с 2016 года.
"У меня статья 99, часть 1 - это убийство. По глупости как-то получилось. В пьяном угаре, не думая о том, какие могут быть последствия. Но за все надо платить. И вот на ошибках учимся. Что теперь сделать, уже ничего не вернуть, урок есть на будущее, чтобы не оступаться в следующий раз", - говорит он.
"Здесь я понял, что нужно дорожить родными и близкими. Раньше как-то не задумывался об этом, ведь дети, семья всегда были рядом. А теперь их не хватает. Теперь для меня самое главное - вернуться к ним, поставить их на ноги, сейчас все делаю для этого, исправляюсь потихоньку, стараюсь. Хожу на работу, так время летит быстрей и срок идет. Моему сыну 2 января исполнится 8 лет", - рассуждает мужчина.
В колонии он работает поваром. Кормит тех осужденных, которые работают на производстве, это более 200 человек. "В праздничные дни утром на завтрак готовим кашу манную, яйца, булочки. Например, на День Первого Президента у нас были баурсаки, салаты, плов, вечером тушеная картошка. На этот Новый год тоже, говорят, в обед будет плов, вечером тушеная картошка, также будут салаты, фрукты. Это все администрация учитывает, смотрит, чтобы всегда у нас такое было на столе", - отмечает он. Новый год, говорит Александр, в неволе, несмотря на все обстоятельства, все же чувствуется, осужденные сами стараются создать настроение, украшают свой лагерь. Администрация учреждения в 12 ночи устраивает для заключенных фейерверк.
В этой мини-гостинице есть кухня. Туда время от времени выходит супруга Александра Антонина. Она готовит своему мужу блюда на новогодний стол. "Мясо готовлю ему побольше, казы. Это он с собой унесет. Чтобы у него новогодний стол был не пустой, питание чтобы хорошее было", - беспокоится жена.
А в этой комнате осужденный Раис с матерью Алевтиной. "У меня статья 106, часть 1, срок три с половиной года. Была драка с одноклассниками, подрались, не рассчитали силы друг друга, получилось так, что он оказался в больнице. Меня осудили. Что можно сказать? Каждый сам отвечает за свои поступки. Конечно, сейчас думаешь: зачем подрался? Если бы можно было вернуть время назад, то все поменял бы", - рассказывает Раис, отмечая, что тот человек в итоге остался жив.
У мужчины это уже вторая судимость, первую он отбывал в Балхаше. Причем история была похожая. "Была драка, но он через четыре дня умер, то есть получилось со смертельным исходом, я пять лет получил. Через три года я вышел по условно-досрочному. Потом три года дома был и теперь здесь", - рассказывает он.
На нижнем фото - общая кухня, где хлопочут мамы и жены осужденных.
Кухонные ножи в отсеке для свиданий привязаны к столу. "Колющие и режущие предметы у нас под контролем", - поясняют в администрации учреждения.
Ножи активно используют не только на кухне, но и в специальной комнате, где досматривают передачки и посылки.
Это специальный инвентарь, с помощью которого контролер комнаты свиданий проверяет все продукты, что приносят родственники осужденных.
Разрезают каждую конфету и булочку.
Тщательно проверяют плов и другие блюда.
Рядом с пакетом с пловом лежит новогодний подарок - шоколадная свинка.
Оливье.
"Мы всегда ему варим, печем. Вот мясо запекли ему", - говорит Светлана, которая принесла передачку своему мужу. "Желание одно - чтобы он быстрее вышел и вернулся домой. Ему чуть больше годика осталось", - отмечает женщина.
"Вес одной посылки согласно 65-му приказу "О почтовых отправлениях", подписанному премьер-министром, составляет 14 килограммов", - говорит контролер комнаты свиданий Тамара Кокумбаева.
Супруга осужденного удаляется в другую комнату, а потом к окошку вызывается ее муж, чтобы получить передачку.
Мужчина расписывается в ведомости и получает пакет, полный домашних деликатесов, приготовленных с любовью. Это и есть главный новогодний подарок для осужденного.
Далее он идет в другое помещение. И уже там у него проходит так называемое краткосрочное свидание с супругой.
По нормативам краткосрочное свидание может продолжаться до двух часов.
К слову, похожих краткосрочных свиданий в этот день было немало.
Весь процесс в комнатах свиданий контролируют вот эти две сотрудницы (фото снизу).
Контролер комнаты свиданий Тамара Кокумбаева.
"В новогоднюю ночь тоже бывают свидания, но в этом году 31-е число - выходной день. А так, случается, что целыми семьями отмечают праздник", - говорит Кокумбаева.
Контролер комнаты свиданий Альбина Ахметжанова.
Наверное, благодаря заботе этих дам в этом, так сказать, тюремном отеле удалось создать такой уют.
"31 декабря начальник учреждения лично заступает на службу и проводит новогоднюю ночь здесь. Вечером есть традиция: после восьми часов собирается кружок художественной самодеятельности, Дед Мороз, праздничная атмосфера. Осужденные накрывают общий стол. Начальник учреждения делает обход по всем отрядам и поздравляет лично всех осужденных", - рассказывают в администрации учреждения.
Мы поинтересовались у одного из осужденных, сохранилась ли в учреждении такая практика, как заваривание так называемого чифира. "Сейчас чифир никто не пьет, потому что у многих давление подскакивает", - признался заключенный. "Сейчас такого нет, у людей менталитет другой уже. Чтобы, как раньше, чифир приветствовался - сейчас такого нет. Сегодня люди больше предпочитают, насколько я знаю, "Кока-колу", - добавил сотрудник УИС.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов.