Этот район города находится вдали от центра столицы. Но отсюда при желании можно увидеть высотки Нур-Султана. Называется это место - Коктал-1. Местные жители нам настоятельно советуют заглянуть в непримечательное одноэтажное здание. Это общежитие. Снять комнату на месяц здесь стоит 25 тысяч тенге. Кажется, по столичным меркам не так много. Но есть те, у кого и таких денег нет. Хозяйка этого дома входит в положение таких постояльцев и разрешает им еще немного пожить, пока у них не появятся средства. За это милосердие некоторые называют это место "Красный крест".
Длинный коридор. По обе стороны - комнаты. На входе в каждую висит занавеска.
Всего здесь 35 комнат. Стоимость одной такой комнаты в месяц - 25 тысяч тенге.
Возможно, это самое доступное жилье в Нур-Султане. "В сутки получается 835 тенге", - говорит хозяйка этого общежития Гульсум. Но тут же отмечает, что на одни сутки к ней приходят редко. Но если все же просятся - не отказывает.
Сейчас ее общежитие заселено лишь на половину. "Многие разъехались. Сейчас же строится Туркестан, все туда поехали. Вот ребята-строители с юга, которые здесь жили, сейчас там находятся, кипит там работа", - рассуждает она. "Хорошо там платят?" - интересуемся мы. "Говорят, вроде там не так много платят, потому что там свои люди, а еще из Узбекистана приезжают, они же много не просят", - отвечает женщина.
Сама Гульсум живет в столице с 2006 года. Восемь лет назад она взяла в аренду это общежитие и сдает комнаты. Живет здесь же. "За людьми надо смотреть", - объясняет она.
Смотрит за людьми Гульсум в прямом смысле слова. Своих жильцов она знает, кажется, даже лучше их самих. "Почему на работу не пошел сегодня? Сходи на завод, шеф звонит", - обращается она к одному жильцу.
"Эти на работе, здесь человек отдыхает, он перегрелся на солнце, здесь с дороги спит, только приехал", - перечисляет она, проходя мимо комнат по коридору.
"Я сама здесь и как медик - лечу по возможности, и как нарколог - систему капаю, чтобы люди отходили. Бывает, у кого три дня запой, я их сразу в комнату под капельницу, он отходит, и я потом с ним как психолог разговариваю. Чтобы он на улице не остался. Если кому нечего есть, то, бывает, и кормишь, обстирываешь, помогаешь", - говорит Гульсум. Но все это приходится из нее вытягивать. Сама она себя хвалить не спешит.
"Бывает, что некоторые приходят и бесплатно живут, месяц, два, три, четыре. Есть те, которые по 150 тысяч должны и живут, не выгонишь же их, куда они пойдут", - признается она. "Я такой человек, помогаю. Мне некоторые так говорят: здесь у вас как Красный крест", - смеется женщина.
Конечно, некоторые должники ее сильно огорчают, когда, имея задолженность по аренде, съезжают и бесследно пропадают.
"У меня таких людей много, вообще не понимают, идешь на уступки им, потом раз - исчезли, за свет же надо платить за них, а он дорогой. Вот семья одна съехала в феврале, четвертого ребенка жена здесь родила. Они остались должны 180 тысяч", - говорит женщина.
"Кушать просит, сейчас накормлю тебя", - между делом замечает Гульсум, глядя на кошку у дверей общежития.
Нередки случаи, когда сюда приходят люди, которым просто некуда больше идти, и денег у них нет. Гульсум им не отказывает. "Беру. Все равно, пусть поживут немножко, на ноги встанут, потом посмотрим. Я всегда говорю: плохих людей не бывает", - замечает она.
Мы попросили ее познакомить нас с постояльцами, которые здесь живут уже давно. "Есть у меня здесь дедушка..." - подумав, сказала Гульсум и повела нас в одну из комнат.
"Он детей своих ждет. Сам тоже, как и я, родом из Ерейментау (город в 150 километрах от столицы). Дети здесь живут, в городе, но никто не приезжает к нему", - рассказывает она.
"Пособие по инвалидности он получает, скоро ему уже пенсию по возрасту оформлять. Он, как пособие получает, в первую очередь сразу бежит ко мне за комнату платить, не любит, когда он что-то кому-то должен", - говорит хозяйка.
"Я Орынбек Балапанович Султанов. Родился в 1957 году. Живу здесь уже полтора года. Был дважды женат. Первая жена умерла. Вторая жена отказалась от меня, она была моложе меня. Потом я начал скитаться в одиночку, с квартиры на квартиру, жил в разных местах, везде условия разные, а тут нравится, неплохо, никто не беспокоит. Получаю пенсию по инвалидности, у меня вторая группа", - говорит Орынбек.
У него есть дети. Дети от первого брака, по его словам, находятся где-то в Аккольском районе, а от второго - в столице. "Я даже примерно сейчас не предполагаю, где мои дети могут жить", - говорит мужчина.
"Хотите с ними встретиться?" - поинтересовались мы. "Конечно, хочу. Раньше я детям всегда говорил, мы Султановы, надо, чтобы наша фамилия нигде не была запятнана, чтобы не терялись, не искали друг друга. Просто они не знают, что я здесь живу. Помню, старшая дочь мне говорила: "Папа, не теряйся, если ты жив, мы тебя не оставим на улице", - рассказывает мужчина.
"Он сам бывший художник, рисует, просто краски сейчас нет. Ему бумагу дай, краску дай - он стену разрисует. Бывает, его люди просят, он прямо с телефона портрет рисует", - говорит Гульсум. "Сейчас у меня краски и материала нет", - поясняет мужчина.
Хозяйка общежития сейчас затеяла ремонт, чтобы немного освежить комнаты, пока летний период и людей не так много.
Связаться с Орынбеком Султановым можно по телефону 8 775 742 94 25.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©
Читайте также: Поселок пяти сестер. Район Нур-Султана, где произошла казахстанская трагедия