"Кызылорда - это симбиоз южной и западной культур, здесь живут гостеприимные и предприимчивые, но в то же время прямые и гордые люди". Так говорят сами о себе кызылординцы. Корреспонденты Tengrinews.kz провели один день в городе, поговорили с его жителями о насущных проблемах. А еще побывали в доме, где жил легендарный Батырхан Шукенов, и в школе, где он учился.
Свою прогулку по Кызылорде мы начали с вокзала. Подумать только! Зданию в этом году исполнилось 116 лет.
Город привлекает к себе внимание яркими красками.
Одно здание может быть раскрашено в шесть цветов.
Как нам рассказали, красить дома начали лет семь назад, чтобы город не казался серым.
"Кызылорда - город таксистов", - шутят местные. Сами они объясняют это южной предприимчивостью, а еще тем, что здесь немало нефтяников, которые работают вахтовым методом и в свободное от работы время таксуют.
А с общественным транспортом тут, по словам местных, проблема. Вот какие цифры нам предоставили: в областном центре вместе с пригородными поселками проживают 320 тысяч человек (эта цифра с каждым годом растет), при этом на линию в будни выходят всего около 200 автобусов, что создает огромный интервал ожидания. Для решения вопроса жители просят выделить частникам субсидии.
"Это катастрофическая ситуация! Автобусов сейчас не хватает, а что будет в сентябре, когда дети в школы пойдут? Наверное, коллапс", - жалуются кызылординцы.
Еще Кызылорду называют городом "аристонов". Это единственный областной центр, где нет централизованного горячего водоснабжения, и поэтому тут все пользуются бойлерами. Кроме того, жители жалуются на слабый напор холодной воды.
"Дело в том, что у нас разрушена арычная сеть, из-за этого жителям частных домов для полива своих огородов приходится использовать питьевую воду, это и создает проблемы с напором воды. Чтобы как-то его усилить, люди покупают насосы. Мы неоднократно обращались с этими вопросами к властям, но они начинают что-то делать только тогда, когда поднимается шум в сетях", - рассказывают общественники.
В разговоре с местными выясняем, что в городе развито предпринимательство, много бюджетников, есть нефтяники и аграрии. Развито рыболовство. Вот, например, одно из самых популярных мест в городе - рыбная лавка. Сюда привозят свой улов местные рыбаки, тут же рыбу чистят и разделывают, готовый сервис! Каждый день - новый привоз.
"Это наша, сырдарьинская, в Алматы такой нет", - смеются продавцы.
Самая "хитовая" рыба в Кызылорде - это сазан, стоит он 1200 за кило.
Есть сом, судак, белый амур, толстолоб. Цены варьируются от 1200 до 1600 тенге.
К самой Сырдарье мы тоже прогулялись. Местный житель, видя, что мы фотографируем, посетовал на то, что воды в реке с каждым годом становится все меньше и меньше.
"Посмотрите, там, где сейчас коровы, раньше была вода!"
Люди связывают это в том числе и с большим потреблением риса, который забирает очень много влаги. Они даже обращались к властям с просьбой сокращать посевы.
Еще в регионе хороший урожай бахчевых культур. Неподалеку от речки расположился целый рынок арбузов и дынь.
Мы тем временем хотим вас познакомить с очень душевным местом в городе - парком имени Батырхана Шукенова.
Предысторию этого парка нам рассказал человек, который всей душой любит свой город. Его зовут Эрик Тенизбаев.
"В советские времена это был парк пионеров, потом он пришел в запустение, и эту землю начали потихоньку "отжимать", общественность возмутилась. А когда Батырхан скончался, общественники подняли вопрос о том, чтобы увековечить память о нем. Была идея или на набережной поставить памятник, или в центре, там, где фонтаны, или в этом парке".
Эрик был одним из тех, кто настаивал на том, чтобы выбрали именно парк.
Памятник окружен деревьями туранга.
"Это казахское святое дерево, оно занесено в Красную книгу, - рассказывает Эрик. - Вообще тема озеленения - это наша головная боль. И если благодаря вам о ней услышат, будет хорошо. У нас летом очень жарко, растения выгорают, а полива нет. 95 процентов высаженной зелени высыхает. Тут надо восстановить арычную сеть, может быть, с учетом новых технологий. Вот, например, в этом парке пробурили скважину. Прочему бы такое не сделать повсеместно. А еще нет научного подхода, какие деревья нужно сажать, какая здесь почва, деньги выделяются, а расходуются нерационально".
Немалую роль в озеленении этого парка сыграли общественники.
Мы решили не ограничиваться одним парком и посмотреть те места, где когда-то жил, учился и творил Батырхан. Например, на улице Чайковского прошло его детство. А так выглядят его дом детства и подъезд сейчас.
Стучимся в квартиру, где жил будущий музыкант. Сейчас здесь живет молодая пара Жандос и Гульмарал. Они радушно пригласили нас зайти. Говорят, что знают историю этой квартиры и сами очень любят творчество Батыра.
"Нам рассказывали, что когда этот дом строился, именно эту квартиру делали под заказ. А мы, когда переехали, только потолок побелили и обои поменяли. Здесь три комнаты, но в какой именно жил Батырхан, мы не знаем".
А учился Батырхан в этой школе.
Мы с любопытством заглянули и сюда. В школе нам встретился учитель физкультуры Талгат Кузембаев. Он когда-то здесь учился в одно время с Батыром, у них разница в возрасте три года.
"Да, он выпускник этой школы, заканчивал "Б" класс. Помню, здесь музыкальным руководителем был Борис Михайлович, ныне покойный, он организовал ансамбль, учил ребят. Когда я учился во вторую смену, у них тут репетиции проходили. Батырхан тихим был, спокойным, не дрался, не курил".
Галина Акназарова стала директором школы недавно, но она тоже рассказала свою историю.
"Батырхан был моим ровесником, но я училась в другой школе. А мой младший брат играл с ним в одном ансамбле "Дружба". Я хорошо помню, как он бегал на репетиции, они были даже чем-то похожи с Батыром: оба спокойные и требовательные. Помню их выступления во Дворце школьников, я ездила к ним на концерты, это так зажигающе было! Вся Кызылорда знала эти песни. Тогда это ведущая школа была, а скоро ей 50 лет исполняется, и я бы очень хотела здесь как-то увековечить память о Батырхане".
Педагоги показали нам кабинет, в котором училась будущая звезда.
И актовый зал, в котором были первые выступления.
Буквально в конце нашего путешествия по Кызылорде мы познакомились с удивительной героиней. Ее зовут Тамара Акмагамбетова. Ее история настолько нас впечатлила, что мы решили поделиться ею с вами. Несколько лет назад Тамара серьезно заболела, настолько, что даже не знала, выкарабкается ли, и тогда ей в голову пришла необычная идея.
"Я уже шесть лет сижу в инвалидной коляске. Я бы не хотела говорить о том, как так случилось. Это нехорошая история, связанная с серьезным заболеванием. А когда лежала в больнице, то увидела, какие там подушки страшные. Это невозможно, голову положишь, там такой запах. Хотя их и очищают, но все равно они никчемные. И это меня мотивировало. Я дала себе слово, что если останусь живой, то займусь очисткой подушек. Вот я осталась жива (улыбается) и открыла цех по реставрации пухо-перьевых подушек "Мамык". Мы их чистим при помощи бактерицидной лампы, а еще шьем сами и продаем".
- А вы всегда умели шить?
- Ой нет! Я даже нитку не умела в иголку вдевать, меня этому научили в реабилитационном центре, и бизнес я с нуля начала. Сейчас в моем подчинении еще две девушки работают. Я их научила шить корпешки, синтепоновые подушки и наши местные - пуховые, там гусиное перо, а еще занялась пошивом экосумок, хочу, чтобы наш город был чистым.
"А это курак (изделия из лоскутков, сшитых вместе - прим. авт.), - объясняет женщина, показывая на свою работу. - Означает "соединение", это для тех, кто замуж долго не выходит или не женится. На нем если поспать, сразу замуж выйдешь. Готовая корпешка у нас стоит 16 тысяч, а в Алматы такая 25 тысяч стоит".
- А что посоветуете тем, кто сейчас так же, как и вы тогда, в трудном положении?
- Я не люблю, когда жалуются. Однажды я сидела в одном месте и мне каждый норовил подойти и денег дать. Меня это так задело. Ну зачем?! Потом парень подошел, протянул 200 тенге, а я ему: долларами давай, не буду принимать (смеется). Главное, что я хочу сказать - любите жизнь, какой бы она ни была!
Мы вышли из цеха Тамары. Температура за окном набирала обороты. Но солнечно нам было не только снаружи. Ментальность кызылординцев нам попробовал объяснить Эрик Тенизбаев.
"На севере и в Нур-Султане нас называют "ежиками" (от слова южане - прим. авт.), а я всегда говорил, что мы находимся на стыке юго-запада. От юга нам досталась предприимчивость и гостеприимство, а от запада - гордость и прямота. Сюда многие из других городов поначалу приезжают как в ссылку. "Ой, куда я попал, тут горячей воды нет, комары и так далее". Но за счет того, что у нас люди хорошие, простые и всегда помогут, у человека складывается приятное впечатление. Это наш плюс".
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев