В новой серии архивных фотографий показываем жизнь казахов в начале ХХ века. Казахи в той или иной мере перешли к оседлому или полуоседлому образу жизни, имели постоянные зимовки и дома. Этот период историки считают традиционным. Казахи переняли многие вещи у русских, но пока придерживались традиционных устоев.
Вместе с нами снимки из музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) перебирала историк Гульмира Орынбаева - и.о. завотделом кафедры этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Шокана Валиханова.
Казахстан, Карагандинская область, Караганда. 1900-е
Горняки в угольном забое. К концу XIX века казахи уже активно уходили на промыслы, на заработки. Не все бедняки находили себе работу в аулах. Поэтому часть их уходила на отхожие промыслы. Отходники батрачили у богатых, работали на рыбных и соляных промыслах, в шахтах, на строительстве железных дорог. Как правило, из одной семьи уходил один человек, либо отец, либо взрослый сын.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Женщина в традиционном свадебном уборе. Детали национального убора казахской невесты на протяжении многих веков были неизменны: "койлек" - платье-рубаха, камзол, "саукеле" (высокий головной убор) и "желек" -расшитый платок, выполняющий роль фаты.
Саукеле могли себе позволить самые богатые казахи. Этот головной убор изготавливался вручную несколькими мастерами. Он был украшен ювелирными деталями из серебра и золота. Некоторые саукеле стоили примерно как табун породистых скакунов.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Женщина за вышиванием. Вышивали элементы одежды, делали вышивки на головных уборах. Эта женщина, возможно, занята изготовлением орнаментов для настенного украшения - түскиіз.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Женщины за стежкой одеяла. При шитье одеял в основном использовали технику лоскутного шитья - құрақ.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Женщина у юрты за работой. Женщина занята плетением циновок (ши тоқу), на изготовление которых шили стебли степного камыша - чия.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Изготовления чия (циновки). Плетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. Также они служили ширмой для разграничения пространства в жилище.
Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Пожилая женщина в традиционном костюме. Одежда этой женщины указывает на то, что она бедная. На ней как будто штаны, на самом деле это тізе қап. Это что-то вроде стеганых чулков - подвязки на колени для предохранения от грязи, холода.
Установка юрты. Воронина-Уткина А. А. Казахстан, Семипалатинская область. Начало XX века
Всадник. Казахстан. 1916 год
Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская область, 1927 год
Выпечка хлеба на углях. У казахов были различные способы выпекания хлеба. На фото мы видим, как пекут тапа нан. Для этого берут сковороду, кладут туда раскатанное тесто, накрывают другой сковородой и помещают в горячие угли.
Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская область, 1927 год
Временное жилище на летовье. Фото сделано в 1927 году, это годы разрухи. Казахские земли изымались под переселенческие участки, была проведена кампания по ликвидации хозяйств так называемых баев-полуфеодалов. События Первой мировой войны, военной интервенции, Гражданской войны также отразились на жизни народа. У бедняков в тот период даже не было юрты. Строили такие шалаши, как на фото. Еще могли две кереге (составные части юрты) прислонить к друг другу, а сверху накрыть чием или войлоком - и получалось временное жилище.
Очистка бараньей кожи. Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская область, 1927 год
Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская область, 1927 год
Приспособление для просушки курта. Это деревянное сооружение называется жайма.
Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская область, 1927
Печь в зимовке, сложенная из камня. В казахском жилище конца XIX - начала ХХ веков можно различить три основных типа печей: казандык с прямым дымоходом, казандык со стеной-обогревателем и железную печь. Но когда казахи стали оседать, они стали уже сооружать печи из камня и других материалов.
Мелков А. Л. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год
Эта печь сложена по типу русских печей.
Мелков А. Л. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год
Погребение ребенка. Когда умирал младенец, на могилах оставляли бесик, где он лежал. Такой обычай сейчас остался у некоторых казахов в Монголии и Китае.
Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ века
Борьба. Настоящие борцы состязались во время больших мероприятий, празднования Наурыза или тоя, устроенного богачами. На фото, скорее всего, люди просто решили потренироваться и скоротать время.
Казахи. Узбекистан, Навоийская обл., Тамдынский р-он, пос. Тамдыбулак (Каракалпакская АССР). 1929 год
Группа женщин и подростков, занимающихся в школе ликбеза. В 1919 году был подписан декрет о ликвидации неграмотности. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности: красные юрты для работы с женщинами, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тысяч человек.
Дойка овцы. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район. 1929 год
Валяние войлока. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район (аул Калытая Куржунова). 1929 год
Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район (аул Калытая Куржунова). 1929 год
Временный шалаш. Это сооружение, скорее всего, возведено только на время стоянки при кочевке на другое место. Целую юрту ставить для пары дней смысла не было, поэтому возводили такой шалаш.
За приготовлением пищи. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район (аул Калытая Куртунова). 1929 год
За приготовлением пищи. В это время, если мы говорим о бедном населении, то они кушали такое блюдо, которое называлось быламык. Это что-то вроде супа, туда могли бросить тесто, какие-то заготовки мяса. Из проса варили ботка (каша), уже использовали в блюдах рис.
Взбалтывание кумыса в кожаном сосуде. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район (аул Калытая Куртунова). 1929 год
Женщина за прядением шерстяных ниток. Казахи. Узбекистан, Навоийская обл., Тамдынский район, пос. Тамдыбулак (Каракалпакская АССР). 1929 год
Казахстан, Кызылординская обл., г. Кызылорда (Кызылординская волость), первая треть ХХ века
Базарные лавки в Кызылорде. К началу ХХ века важность ярмарок начала падать, усилилась стационарная торговля. В городах появились базарные лавки, где продавалась фабрично-заводская продукция. Местное население привозило на продажу кумыс, масло и другие продукты.
Казахстан, Кызылординская обл. (Кызылордиснкая волость), первая треть ХХ века
Зимний дом бедного хозяина: дом построен из камыша и обмазан глиной.
Казахстан, Кызылординская обл. (Кызылордиснкая волость), первая треть ХХ века
Зимний дом зажиточного хозяина: фундамент дома из обожженного кирпича.
Варка и сушка курта. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ века
Верблюд на базаре. Казахстан, первая треть ХХ века
Девушка и женщина в ожидании переправы через Аму-Дарью. Казахстан, Кызылординская обл. первая треть ХХ века
Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ века
Вид постройки оседлого середняка. Казахские середняки в то время уже не очень многим отличались от русских. То есть занимались тем же видом деятельности, выращивали пшеницу, продавали ее. При этом все равно держали скот.
Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Акын Жамбыл Жабаев за беседой с московским журналистом. В советское время песни акына Жамбыла приобрели всенародную известность. Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями.
Юрта Джамбула. Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Если взглянуть на это фото, можно увидеть, что возле юрты Жамбыла стоит машина. Вполне возможно, что ему этот автомобиль подарили советские власти.
Внутренний вид юрты Жамбыла. Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Если обратить внимание на забор на этой фотографии и на снимок, где изображена юрта, можно сделать вывод, что дом и юрта находятся на одном участке. На протяжении долгого времени казахи не могли отвыкнуть от юрты. Они строили стационарный дом, но юрту все равно ставили и использовали как своего рода летний домик. И Жамбыл, видимо, тоже предпочитал жить в юрте, имея стационарный дом.
Уголок в доме Джамбула. Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Внучка Жамбыла Зейнекан. Казахстан (Казахская ССР), первая треть ХХ века
Часть каравана в ожидании переправы через Аму-Дарью. Казахстан, Кызылординская область, первая треть ХХ века
Казахстан, Южно-Казахстанская обл. (Чимкентский уезд), первая треть ХХ века
Женщины и мужчины за валянием большой кошмы. Валяние кошмы - очень трудоемкий, кропотливый процесс. Одна семья не могла переработать шерсть и получить войлок, поэтому в производстве участвовали все члены кочевой общины.
Женщины с детьми идут в аул в гости на праздник по случаю обрезания. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ века
Казахи. Узбекистан, Каракалпакия, автономная область, первая треть ХХ века
Женщины, выпекающие лепешки. Эта печка называется тандыр, таким способом многие пекли хлеб, сейчас этот способ выпекания все еще популярен.
Горняки перед спуском в шахту. Казахстан, Карагандинская обл., г. Караганда. 1930 год
Женщины за тканьем шерстяной ткани на горизонтальном станке "урмек". Казахстан. 1930 год
Казахстан. 1931 год
В юрте богатого казаха. На людях на фото уже более советская одежда, по моде того периода. Но при этом все еще придерживаются традиционного убранства.
Казахстан, Алматинская область, Энбекши-Казахский район. 1931 год
Детский сад при колхозе. В Союзе в то время уже были организованы колхозы, и все должны были работать, тогда и появились первые детские сады, чтобы женщины могли трудиться.
Казахстан, Карагандинская обл., г. Караганда. 1932 год
Женщина за рулем автомобиля. Глядя на это фото, сложно сказать - женщина просто села за руль, чтобы сфотографироваться, или она действительно умела водить автомобиль. Но вполне возможно, что в то время кто-то из городских казашек владел навыками вождения.
Казахстан, Алматинская обл., Алма-Ата город. 1932 год
Ярмарка и сельскохозяйственная выставка в Алма-Ате. Алма-Ата уже была столицей, сюда съезжались жители со всех окраин. Город в то время, конечно, был больше похож на сельскую местность. По Алма-Ате спокойно передвигался скот, к примеру, многие вспоминали, что в районе нынешнего Зеленого базара невозможно было ходить, так сильно пахло навозом.