Во время ЧП инфраструктурные объекты АО "НК "КТЖ" трудятся на благо экономики страны
Что мы знаем о Каспии из уроков географии? Это крупнейший замкнутый водоем, который можно считать либо озером (причем самым большим), либо морем. Каспий омывает берега пяти стран - Казахстана, России, Азербайджана, Ирана и Туркменистана.
Корреспондент Tengrinews.kz незадолго до объявления режима карантина в Нур-Султане побывал на западе страны, чтобы увидеть море и познакомиться с работой Актауского международного морского торгового порта, Актауского морского северного терминала и порта Курык.
Первой остановкой стал морской порт Актау, который расположен на восточном побережье Каспийского моря.
Тут журналистам организовали тренинг по защите от коронавируса. Но об этом позже.
История порта Актау начинается в 1963 года, когда возникла необходимость транспортировки с урановых и нефтяных месторождений.
Порт называют западными воротами Казахстана. Он находится под управлением национальной компании "Қазақстан Темір Жолы". Компания предпринимает все усилия для реализации транзитного потенциала страны.
Удобное расположение порта обеспечивает грузопоток с востока на запад, с юга на север и так же в обратном направлении.
На сегодняшний день порт Актау занимается перегрузкой тяжеловесов, обработкой судов и отгрузкой зерна.
Территория порта разделена на терминалы, каждый из которых имеет свое предназначение.
Порт включает в себя:
- железнодорожно-паромный комплекс, позволяющий осуществлять накат-выкат вагонов;
- зерновой терминал с ежегодной мощностью обработки до 600 тысяч тонн и единовременным хранением до 24 тысяч тонн.
- четыре нефтеналивных причала с возможностью одновременной обработки 4 танкеров грузоподъемностью до 12 тысяч тонн.
Журналистам также рассказали о привлечении дополнительных грузопотоков через казахстанские порты по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).
Национальная компания в 2019 году увеличила объем контейнерных перевозок на 24 процента по сравнению с 2018 годом.
На 79 процентов увеличился объем перевозок через порты по Транскаспийскому международному маршруту.
Мощность Актауского морского северного терминала - 3 миллиона тонн зерновых и генеральных грузов в год, уходящих в страны Закавказья, Персидского залива и России. В прошлом году здесь перевалили почти 800 тысяч тонн зерна. В этом поставили задачу достичь уже 1 миллиона тонн.
Транзитные грузы, среди которых уголь, нефть, зерно и техника, уходят из одной части земного шара в другую. И делать это при помощи казахстанских портов быстрее и экономически выгоднее. И это, несомненно, привлекает заказчиков.
Если на сегодня объем перевозок составляет 3900 контейнеров, то в планах национальной компании "КТЖ" довести его до 15 тысяч контейнеров в год. К слову, в каспийском регионе вопрос беспрепятственной работы транспортно-логистического узла держит на контроле аким Мангистауской области Серикбай Трумов.
Важной составляющей международных транспортных коридоров ТМТМ, ТРАСЕКА и Север-Юг, проходящих через территорию Казахстана, является Актауский морской северный терминал.
Тут мы увидели иранское судно с экипажем
Люди на судне ходят в медицинских масках. Нам пояснили, что это необходимые меры предосторожности, так как в Иране растет количество зараженных коронавирусом.
Журналистам для профилактики тоже раздали медицинские маски
На фото (справа) вице-президент по эксплуатации АО "НК "Актауский международный морской торговый порт" Вячеслав Хартян.
Он демонстрирует, как правильно использовать средства защиты на случай проникновения вируса на территорию терминала.
"Да, это, конечно, вызывает большое опасение, во всех СМИ это сейчас обсуждается. Коронавирус был обнаружен в Китае, как раз в тех регионах, где формируется грузопоток. Мы сейчас видим, что в феврале грузопоток снизился, почти сошел на нет. Хорошо, что в Казахстане есть экспортеры, они по нашим маршрутам возят груз. То, что касается коронавируса, он появляется сейчас в других странах и появился в Иране. Иран - одна из стран прикаспийских, один из наших основных торговых партнеров", - сообщил председатель правления порта Абай Турикпенбаев.
Он рассказал об одном случае, который произошел до этого.
"Капитан иранского судна сообщил при подходе к актаускому порту, что у них есть больной и есть подозрение на вирус, симптомы. Для этого у нас есть специальный причал, предназначенный для карантина. Туда были отправлены санитарно-карантинные службы в специальных защитных костюмах. Была проверена температура, все симптомы, после чего инспекционными службами нашей области человек был госпитализирован. Диагноз - аппендицит. Он был успешно оперирован и сейчас жив-здоров. Опасения о коронавирусе не подтвердились", - поделился Абай Турикпенбаев.
Нам устраивают небольшую экскурсию по казахстанскому судну "Туркестан".
Судно впервые было спущено на воду в апреле прошлого года и курсирует сообщением Актау - Баку - Актау.
Капитан судна "Туркестан" Сергей Лукьян
Судно до Баку идет, там производится выгрузка. Далее груз доставляют в другие страны, например в Турцию или дальнее зарубежье.
Старший помощник Сергей Стехнович
Заполненные на 100 процентов суда курсируют регулярно, на еженедельной основе. Благодаря этому консолидированные транзитные грузы из Китая в Европу, наряду с казахстанскими экспортными грузами в контейнерах, перевозятся в ускоренном режиме.
Железнодорожным полотном из Китая до Каспия грузы доходят всего за 72 часа, в течение еще одних суток грузятся на фидер.
"На судозаход фидерного судна почти 60-процентный скидочный тариф. Для перевалки контейнеров у нас 50 процентов. Все это устраивает наших клиентов по стоимости, скорости, по безопасности", - отметил председатель правления АО "НК "Актауский международный морской торговый порт" Абай Турикпенбаев.
Директор департамента продаж мультимодальных перевозок и ТМТМ "АО "KTZ EXPRESS" Абылайхан Есиркеп сообщил, что раньше транспортировка грузов занимала гораздо больше времени.
"Существует основной парк вагонов на территории Казахстана, который курсирует с границы Хоргоса до границы Турции. Если оборачиваемость долгая, то нехватка вагонов получается. В связи с запуском фидерного сообщения весь вагонный парк остается в Казахстане", - добавил он.
На фото - азербайджанское судно. Только представьте - в пасть этой махины можно погрузить целые составы вагонов, нагруженные продовольствием.
Порт Курык презентовали в августе 2018 года Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву.
Порт находится на восточном побережье Каспийского моря, в 90 километрах от Актау.
Расположен он в естественной бухте, что обеспечивает более благоприятные погодные условия для погрузочно-разгрузочных работ.
Порт способен принимать автомобильные и железнодорожные паромы круглогодично.
Здесь же расположена комфортная зона таможенного оформления.
Разноцветные указатели на трех языках: "Прибытие", "Банкоматы", табло с номерами клиентов, кафетерий - все это похоже на зал ожидания международного аэропорта.
Как объяснили журналистам, данный комплекс - жемчужина порта. Услуги ЦОНа, банка, отдела таможенной службы тут можно получить по принципу одного окна.
Генеральный директор порта "Курык" Серик Ахметов
"В целом, если про скорость прохождения фур, мы стремимся сделать скорость прохождения час. Где-то в среднем уходит 3 часа на фуру, но будем стремиться к часу. Это наша стратегическая задача", - рассказал Серик Ахметов.
"Что касается обработки паромов, где-то у нас занимает от 5 до 8 часов".
На территории порта функционируют четыре зоны:
- операционная зона погрузочных комплексов;
- производственная зона технологических операций;
- зона общепортовых объектов;
- зона пассажирских операций.
Проектная мощность порта составляет около 6 миллионов тонн в год.
По словам специалистов, инфраструктура КТЖ загружена лишь наполовину, поэтому у Казахстана есть большой потенциал в сфере железнодорожной транспортировки.
КТЖ, разрабатывая и прокладывая модернизированные пути перевозок, с каждым днем закрепляет позиции Казахстана на мировой арене.