О непростой судьбе жителя Илийского района Алматинской области Юрия Артыкбаева казахстанцам стало известно в июне этого года. До этого на протяжении почти пяти лет он и его супруга обивали пороги кабинетов местных чиновников с просьбами помочь им отремонтировать их ветхое жилье, в котором, помимо взрослых, проживали их пятеро детей. На руках у Юрия были все документы, в которых сотрудники отдела по ЧС официально подтверждали: дом для жилья непригоден и в любой момент может развалиться. Не дождавшись помощи местной администрации, мужчина рассчитывал взять кредит и собственноручно заняться ремонтом. Однако дело до этого так не дошло, дом загорелся, и семеро человек остались на улице. От безысходности на тот момент со слезами на глазах Юрий обратился за помощью через социальные сети.
И помощь пришла — в виде многочисленных сообщений, звонков, переводов денег и просто слов поддержки от неравнодушных казахстанцев по всему миру. Через пару дней мужчина публично обратился ко всем, кто ему помог, с просьбой остановить сбор денег, так как на строительство нового дома их вполне хватало, а лишние ему были ни к чему.
Многодетный отец, записавший эмоциональное видео, попросил остановить сбор денег
Все это время мы следили за этой историей и сегодня решили напроситься к Юрию в гости, чтобы посмотреть результаты усилий тысячи людей и рассказать о том, как изменилась его жизнь после того обращения в Сети.
Дом Юрия — один из самых приметных на этой улице, и не только потому, что он большой и новый, а потому что возле него толпится детвора. Ребята, мал мала меньше, с любопытством нас разглядывают и вежливо здороваются.
В эту минуту на пороге появляется и сам хозяин.
"Конечно, я бы с удовольствием пригласил всех, кто нам помогал, на чай, — приветствует нас Юрий, предлагая пройти в дом. - Я благодарен каждому, кто остался неравнодушен в тот трудный для нас момент. Буквально за пару дней совершенно незнакомые нам люди собрали 16 миллионов тенге. И деньги перечисляли не только на строительство нового дома и стройматериалы, кто-то просил купить велосипеды детям, а кто-то — продукты.
Были добрые пожелания из Америки, Эстонии, Латвии, Беларуси, Украины, Германии, из Израиля люди приезжали. Среди них были не только казахстанцы, но и иностранцы. После того, как я попросил остановить сбор денег, мне привез один человек три миллиона тенге, а я отказался от них, так как не нужны мне лишние деньги, я ведь и сам зарабатываю. Узнав о моем решении, этот бизнесмен купил мне машину. Мой поступок удивил его.
Некоторые до сих пор пишут, интересуются, как наши дела. Вот мужчина по имени Бекбол каждую неделю продолжает нам перечислять по 500 или 1000 тенге, буквально вчера снова от него перевод получил. Это настолько трогательно. Мы в свою очередь тоже стараемся помогать нуждающимся, и наши дети понимают, что вся эта история — про добро".
- А как же чиновники, они как-то появлялись в вашей жизни после того страшного ЧП?
- После того как дом сгорел, к нам приезжал аким нашего Казциковского сельского округа Жасулан, помог с документами, он хороший человек, постоянно звонит, интересуется нашими делами.
Однако все-таки ложка дегтя в этой истории бочки с медом появилась. После июньского пожара Юрию написал один человек, он предложил услуги рабочих, которые займутся отделкой дома и строительством крыши. Те в свою очередь пообещали, что уже через три месяца семья заедет в новый дом, но по факту они сбежали, при этом оставив после себя облупленные стены, разбитый пол, обвалившиеся потолки, деформированные окна и двери.
А главное, жить в таком доме небезопасно, так как крышу они сделали плохо и, по утверждениям специалистов, она может в любой момент обвалиться, к примеру, при первом снеге.
Горе-строителям Юрий заплатил более 3 с половиной миллионов тенге.
"Больше всего обидно, что это народные деньги. Если б мои были, может, и не так бы расстроился. Теперь меня гложет чувство вины за то, что не предвидел, не прочувствовал этих ребят. Причем они были в курсе всей этой истории о сборе денег, но, похоже, это нисколько их не смутило".
Сам Юрий жаловаться ни на кого не любит, наоборот, старается больше говорить о хорошем. Однако мы своими глазами увидели, как нечестно с ним поступили строители.
"Вот посмотрите, — начинает экскурсию по первому этажу хозяин, - некоторые кирпичи вообще без раствора, как будто их ставили друг на друга. Сухой смеси, краски им набрал, а по факту все стены недокрашены, лопаются, на полу шишки, теперь, чтобы его переделать, придется еще 800 тысяч платить. А окно, смотрите, как здесь открывать? Напоминает работу небезызвестных Равшана и Джамшута, но смеяться только здесь не хочется".
- Почему вы им верили и ждали три месяца?
- Я очень доверчивый человек. Понимаете, они мне в душу залезли. Вот один из этих ребят начал плакаться, что дом сгорел в Узбекистане, а у него четверо детей. Я решил, если мне люди помогли, почему я не могу кому-то помочь. Дал ему сто тысяч, а он вместо благодарности пить начал и воровать стройматериалы. А вообще, на стройку приезжал я ежедневно, покупал рабочим все, что они просили, еще еду и сигареты. Но поскольку сам я не строитель, то очевидных ошибок сразу не увидел. И лишь только при приемке работ не заметить этого было нельзя.
Мы поднимаемся на второй этаж. Здесь по задумке супругов комнаты детей (возраст: 14, 12, 4 и по 8 лет - близнецам). Видим, что и тут недобросовестные рабочие "постарались".
"Вот кафель отваливается, - разочарованно говорит Юрий, демонстрируя нам ванную комнату. - А ламинат, вы чувствуете, он прям дышит! Не могу понять, как так можно работать, я ведь к ним со всей душой, - искренне недоумевает мужчина. - Это равносильно, если бы я не довез клиента до дома!" (Юрий работает таксистом в городе)
- А договор с этими строителями вы подписывали?
- Подписывал, но там даже названия компании не указано, и реквизитов никаких, просто имя и фамилия. Жена пошла в полицию с этим документом. А ей сказали, что это не уголовное преступление и нужно идти в суд. Сам я до этих парней дозвониться не мог, они трубку не брали. Появились только тогда, когда в дело вмешалась полиция. И сказали, чтобы я им еще доплатил миллион за их работу! Это при том, что они сами мне остались должны 880 тысяч тенге за металл.
Площадь нового дома — 160 кв. м, в нем пять комнат. Сейчас Юрий планирует полностью переделать ремонт, но уже своими силами. О том, когда все закончится, теперь даже не думает. Так как он единственный кормилец в семье, ему еще нужно успевать по ночам подрабатывать таксистом. А пока детям приходится спать практически на полу и дышать строительной пылью.
Вообще, Юрий старается жить по принципу Высоцкого: при знакомстве он всегда видит в человеке только хорошее, пока тот не докажет обратное. И его история показала, что люди бывают разные, но хороших людей все-таки больше. Это человек, который просто хочет, чтобы все было по справедливости. Он и тогда рассказал о пожаре в социальных сетях не ради денег, а в первую очередь - чтобы достучаться до чиновников. И совсем не ожидал, что его обращение вызовет такой общественный резонанс среди казахстанцев.
Уже прощаясь, спрашиваем: а о чем вы сейчас мечтаете?
- Моя мечта сбылась! Дом есть, крыша над головой есть! Люди добрые помогли, и каждому отдельно мы хотим еще раз сказать большое человеческое спасибо. Все остальное поправимо. А еще о светлом будущем для своих детей мечтаю. Мне неважно, кто они будут по профессии. Главное для меня — воспитать честных и порядочных людей, за чей труд мне не пришлось бы потом краснеть.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев