В этом году в Астане появилась необычная мечеть. Возможно, это самое нестандартное культовое сооружение во всем Казахстане. Помимо внешней формы, у этой мечети есть еще одна особенность - она может обеспечивать себя электроэнергией за счет солнечных батарей. Объект этот расположен в новом районе города, где еще даже не все улицы получили свои названия. Футуристическая мечеть стоит на берегу реки Есиль. И символизирует собой совсем другой Казахстан, новый, современный. Но стоит перейти на другой берег, и вы найдете там дачные поселки, в которых круглый год живут люди. Нормальной дороги к этим поселкам нет. А та, что есть, становится непролазной после дождя. Уличного освещения здесь тоже нет. Постепенно сюда приближается снос, жителей здесь становится все меньше. Но тех, кто остался, смущает сумма компенсации за снос - 3,5 миллиона тенге. В одном из таких садовых обществ с добрым названием "Рябинушка" побывали корреспонденты Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов.
С наступлением темноты в районе садового общества "Рябинушка", расположенного неподалеку от новой мечети, ориентироваться очень сложно.
Уличного освещения нет.
Выход из поселка можно найти лишь по подсветке минарета футуристической мечети.
Повсюду слышен лай собак.
Людей можно понять, без охранников здесь никак. Помимо воров, в эти дачные массивы нередко наведываются люди с разными судьбами.
Например, через дорогу от "Рябинушки" есть садоводческое общество "Труд". И вот что рассказывают там местные: "У нас здесь много кто скитается, приходят побегушники, которые из армии сбегают, ходят по брошенным дачам. Один из армии убежал, его здесь искали, потом как снег растаял, его убитого нашли, его кто-то убил, видать. А недавно здесь искали убийцу одной журналистки, конная полиция по дачам облаву устроила, поймали его, он по дачам скитался. В общем, что происходит в городе - постоянно на дачах ищут".
Но повторимся, что этот рассказ нам поведали жители соседнего дачного общества, находящегося напротив. Что касается "Рябинушки", то его председатель Людмила Петровна Адашевская говорит лишь о случаях воровства.
"У меня два года подряд воруют моторы и насосы", - рассказывает пенсионерка.
Вообще она признается, что уже хотела сложить с себя полномочия председателя, но жители просят, чтобы она продолжила эту работу.
"Ну разве можем мы жаловаться на государство, когда мы должны сами перво-наперво государству помогать, - первым делом считает нужным отметить Людмила Петровна, но не говорить о проблемах она все же не может. - В связи со сносом у нас, конечно, возникают сильнейшие проблемы по воде. Куда летом мы только не обращались. Представьте, такие огромные общества оставили без воды. Это называется гонения, натуральные гонения, по-другому я это не называю. Благо, еще свет у нас пока не отключили, но пытаются то одному, то другому, а это уже говорит, что они нас потом отключат и мы правды нигде не найдем".
Сложно сказать, кого именно имеют в виду местные жители, говоря "они". Но, судя по всему, речь идет не о представителях государственных органов, а о каких-то других людях.
"Жителей будоражат, приходят не государственные люди, не сами хозяева компаний, а посылают кого-то другого. Так, прибежала одна женщина и людей взбаламутила, говорит, вот вам 3,5 миллиона даем и уходите. Люди все ко мне обращаются, а я говорю, да ну что вы, это же законное право, никто не имеет права вас выгнать, у вас же у всех документы есть. Они бегали, людей будоражили, мол, не садите ничего. А люди все-таки садили и зато поимели хороший урожай - и картошку, и морковку, но с водой, правда, была великая проблема", - говорит председатель садового общества.
Кто-то может возразить: ну что в этом районе парадоксального? Обычные дачные массивы. Но местные жители говорят, что обычные, да не совсем. Некоторые из них уверены, что их земли давно уже должны были перевести из, так скажем, садоводческих в категорию земель, где можно жить круглый год.
"Наш район - это земли населенных пунктов, это городские земли, где можно строиться, но мы почему-то все еще остались как дачи. Вот Ильинку отдали под ИЖС, но почему нас не отдают, непонятно", - говорит местная жительница Бакыт. Ее дом стоит уже фактически возле новенькой трассы.
"Здесь у нас уже дорога же асфальтированная проходит, а они при расчете компенсации почему-то применяют к нам коэффициент, который применяют к грунтовым землям", - рассуждает женщина.
С не очень выгодным предложением приходили и к этому мужчине (на фото снизу), зовут его Маил Салимов.
"Пришли две женщины и говорят: мы из акимата, будем вас сносить. Я говорю: тогда покажите ваши документы. Одна из них улыбается, да ладно, говорит, ну что вы мужчина, мы вам даем 3,5 миллиона, это хорошие деньги за вашу дачу. Я говорю, вы что, какие 3,5 миллиона? У меня только кадастровая стоимость идет 7 миллионов, дом двухэтажный, насаждения есть, вы что, не считаете это все? Ничего не считается, говорят: а вы не знаете, что Президент издал указ, что будут дачи вообще у вас забирать бесплатно. Я говорю: какой указ, скажите номер, когда и где он вышел? Нет такого указа. Зачем на Президента ссылаетесь?" - говорит мужчина.
Он рассказывает, что на территории его дома и соседних планируется строительство бизнес-центра. А в дачном обществе напротив, по его словам, строят сразу несколько ресторанов и дворец бракосочетения. И, судя по сумме компенсации, тем людям повезло больше.
"По той стороне дачу у знакомого сносили, так ему дали 13 миллионов. Там построят ресторан, всего на той стороне будут три ресторана", - говорит Маил.
Он живет вместе с супругой в двухэтажном доме. Здесь у него есть все для счастливой жизни - свой огород, небольшое хозяйство, баня.
Во дворе очень уютно, супруга в летней кухне готовит обед и параллельно делает заготовки на зиму.
"Здесь коэффициент у нас четверка, Есильский район у нас, самый высокий коэффициент, здесь земля самая дорогая. Поэтому они и хапают ее под рестораны. Но мы имеем дело с перекупщиками в основном. Они говорят местным старикам: мол, берите деньги (речь идет о 3,5 миллиона тенге) пока есть, потом тенге девальвируется, и к Новому году будет 500 тенге за доллар. И вот старики переживают, думают, лучше сейчас получить деньги, чтобы потом не попасть", - отмечает мужчина.
Из переулка вышла мать с детьми, улучив удобный момент, они перебежали на другую сторону дороги, где находится автобусная остановка.
Переход через проезжую часть - большая проблема для местных жителей. Пешеходные переходы находятся очень далеко, и дачникам ничего не остается, кроме того, как перебегать через дорогу.
"А сколько тут людей сбивают, каждый год человек 10 и детей, и взрослых - всех подряд", - говорят местные жители.
"Здесь нет светофора, ничего нет. Я вот так с ребенком гуляю, смотрю, бедные старики, бедные дети, как они в школу на ту сторону переходят", - говорит Ольга Марчук.
"Хотя бы светофор поставили, ведь ужас, бегают пожилые люди. Сейчас благо, что автобус пустили, а на ту сторону перехода пешеходного нет, там надо по-любому перебегать. Светофор самый ближайший аж за мостом, а второй светофор аж где Кургальджинская трасса, либо под мостом обходить, но это тоже далеко. И все, больше никаких", - отмечает женщина.
Ей приходится гулять с ребенком вдоль пыльной трассы по бездорожью. Но сейчас, говорит она, еще хорошо, трудности начнутся после дождя, когда дорога станет непролазной.
Из-за проблем с дорогами к дачным домам иной раз не может подъехать и скорая. Местные жители рассказывают, что как-то скорая помощь не смогла заехать и соседям пришлось фактически на руках нести к медикам больную бабушку.
"Говорят, здесь будет жилой комплекс. Нам говорили, если вы соглашаетесь на 3,5 миллиона - самое большее 4 миллиона, то мы вам хоть завтра выплатим. Я говорю, нет, вы что, куда я пойду с этими 4 миллионами. У нас полноценный дом, хотя бы давали равноценное. Это же смешная сумма, я говорю, куда вы предлагаете нам идти за такие деньги, у нас трое детей, хотя бы что-то реальное предлагали", - считает женщина.
По ее словам, в этом дачном обществе таких, как она, кто живет в этом дачном поселке круглый год, - 20 семей. "С одной стороны, их (тех, кто покупает у дачников земли) можно понять, есть люди, которые действительно нуждаются в жилье, а есть люди, у которых по несколько квартир и у них еще есть простая дача, а они требуют баснословные деньги. Хотя бы вот это бы учитывали, потому что есть люди, которые действительно здесь живут, у них как частный дом, они проживают и прописаны там", - считает Ольга.
"Это будет район хороший, развивающийся", - отметила ее соседка.
"Да, на этот район конкретные планы здесь", - согласился ее сосед.
"Построили новую мечеть, а мечеть же в плохом месте не строят", - подтвердила еще одна дачница.
"Место хорошее, сами видите. А через год тут будет еще лучше, чем на левом берегу. И самое главное - здесь безопасно, никаких наводнений", - заключила председатель садового общества.
В этом районе и днем, и ночью не прекращается рыбалка. Любителей ловли по обе стороны моста предостаточно.
Вот один из постоянных местных рыбаков. У него сегодня был хороший улов.
"На ужин пожарим рыбу", - сказал мужчина.
Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов©