Этот репортаж можно было назвать: "На юге Казахстана вырос новый город". Но это было бы отчасти правдой. Дело в том, что город там как бы уже был. Это всем известный Туркестан. Но то, что с этим городком произошло и происходит в последнее время, не похоже на просто модернизацию. В Туркестане появились совсем новые районы, которые можно назвать даже мини-городками. Со стороны все эти перемены напоминают строительство Астаны.
Мы проходим по тоннелю и попадаем на огромный современный стадион.
Теперь у Туркестана, как и у столицы, есть свой крупный спортивный объект. Называется он "Туркестан Арена".
А еще в Туркестане построили аэропорт. Причем с нуля.
Сейчас внутри там ведут отделочные работы, крепят надпись и готовят к монтажу символику Казахстана.
Еще не все готово, но уже кажется, что хотят приступить к работе не то сотрудницы аэропорта, не то стюардессы.
Но и это еще не все.
У Туркестана будет и свой "Риксос".
Мы приехали в Туркестан из столицы и, гуляя по новым районам этого южного городка, местами ощущаем себя как будто в каком-нибудь новом квартале Нур-Султана. Здесь даже ЖК есть с таким названием.
Новые районы Туркестана, как и кварталы столицы Казахстана, также выросли в пустынных местах. Повсюду строится новое жилье.
"Строятся 24 дома, квартиры будут реализовываться в порядке очереди, через программы, льготникам, вкладчикам ЖССБ и госслужащим", - рассказали нам представители областного акимата.
Кстати, насчет жилья. Говорят, цены в Туркестане заметно выросли. И снять в аренду старую квартиру теперь здесь стоит примерно как в Алматы - 150 тысяч тенге в месяц, а то и того дороже.
Мог ли кто-то себе представить такие цифры еще несколько лет назад? Ведь Туркестан, как и весь Южный Казахстан, раньше всегда ассоциировался с доступностью цен.
Впрочем, чиновники говорят, что рост цен на недвижимость был прогнозируемым в связи со сменой статуса Туркестана (теперь это областной центр). Теперь в акимате области считают, что с изменением статуса нужно менять и идеологию. Так скажем, приучать местных жителей к новой реальности.
Знающие люди рассказывают, что раньше была такая поговорка: днем Туркестан, ночью Афганистан. То есть в темное время суток здесь могло происходить всякое.
Теперь же, уверяют нас в местном акимате, все меняется. Дело, говорят чиновники, в изменении облика города. Ссылаются на теорию разбитых окон ("если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна"), мол, в городе, где все новое и нет разрухи, и хулиганят меньше. Говорят, что случаи вандализма в Туркестане значительно сократились.
Возможно, хулиганы, увидев цветущий дневной и завораживающий подсветкой ночной Туркестан, и на самом деле решили больше не заниматься вредительством.
А может, все дело в полицейских, которые разъезжают по городу на своих быстрых электрокарах.
Тротуары города теперь выделяются отдельной полосой для велосипедов. Остановки и урны стоят такие же, как в столице.
Большие перемены произошли напротив мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.
Там снесли около 250 старых домов. И теперь на расчищенном участке возводят современные объекты.
Здания здесь невысокие. По правилам ЮНЕСКО сооружения в пределах 1,5 километра от исторического памятника - мавзолея Ходжи Ахмета Ясави - не должны превышать его высоту, чтобы не закрывать обзор.
Один из новых объектов напротив мавзолея уже готов, это визит-центр. Здесь, кстати, варят кофе.
Нельзя не заметить большое количество рабочих, которые целыми днями стучат молотками, сверлят, пилят, стригут газоны и убирают мусор.
"Сейчас в связи с пандемией Узбекистан закрыт, поэтому привлекается местная рабочая сила, очень много местных, вот, допустим, из ближайшего села Ынтымак и других поселков. Даже сами стройкомпании организуют для рабочих транспорт", - говорит заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства Туркестанской области Бактыбай Дюйсебеков.
По словам же акима города Рашида Аюпова, на строительстве задействовано больше 20 тысяч человек.
Как мы ни упрашивали, эти скромные девушки и женщины не согласились на интервью, но были не против небольшой фотосессии.
На экране в центре города мы заметили любопытную рекламу.
Судя по объявлению, на работу приглашались отделочники с зарплатой до 500 тысяч тенге.
Позвонив по указанному номеру, мы узнали, что 500 тысяч - это зарплата не за месяц, а за выполненный объем работы. В день же работодатель обещает доход от 8 до 10 тысяч тенге. Плюс проживание и питание за счет компании. Работать предстоит на объектах напротив мавзолея.
А один из наших собеседников, который работает на строительстве аэропорта (очевидно, это другая строительная компания), рассказал, что он получает в час 500 тенге. При восьмичасовом рабочем дне получается порядка 120 тысяч в месяц. В то же время строитель отметил, что есть специалисты, которые получают от 1200 до 1800 долларов в месяц.
Но при всех этих электрокарах и фонтанах с подсветкой все же Туркестан не потерял свой восточный колорит.
По-прежнему здесь можно увидеть старые привычные районы, в которых течет своя размеренная, годами установленная жизнь.
В одном из прошлых репортажей мы рассказывали о старинном вокзале Туркестана. Атмосфера в нем непередаваемая.
Кстати, теперь в одном из просторных залов здания открыли кофейню.
И все-таки главная достопримечательность Туркестана - это мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
"Как же они так строили, что спустя столько веков здание сохранилось в таком хорошем состоянии. Представляете, какое качество было, какое отношение было к работе", - удивляется наш собеседник из управления архитектуры области, разглядывая мавзолей.
Сейчас каждый год в Туркестан приезжает порядка 1,5 миллиона туристов. В планах властей увеличить этот поток до 2,5 миллиона.
По информации акимата города, на преображение Туркестана затрачено порядка 400 миллиардов тенге. 53 процента из этих денег выделено инвесторами.
При въезде в город гостей теперь встречает вот такая композиция. Оказалось, это иллюстрация легенды. Как-то раз беременной супруге одного знатного человека сильно захотелось отведать мясо павлина. Но таких птиц в том месте и в помине не было. Тогда муж решил во что бы то ни стало исполнить каприз любимой женщины и провозгласил: кто раздобудет павлина для моей жены, того я награжу золотом или отдам в жены свою дочь.
В итоге к нему с дарами пришли сразу два достопочтенных мужа. И хозяин одному из них отдал золото, а другому - свою дочь.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©