Новая волна "сонной" болезни и предложения о переселении в другие поселки области создают нервозность у жителей печально известного села Калачи, что в Акмолинской области. И если кто-то из калачинцев рад покинуть как можно раньше хоть и родные, но небезопасные, по их мнению, края, то другие их односельчане не разделяют такого порыва и заявляют, что свой дом и другое имущество не оставят, даже несмотря на угрозу сонного недуга, которая становится все более очевидной. Из Калачей репортаж корреспондента Tengrinews.kz.
Новая волна "сонной" болезни и предложения о переселении в другие поселки области создают нервозность у жителей печально известного села Калачи, что в Акмолинской области. И если кто-то из калачинцев рад покинуть как можно раньше хоть и родные, но небезопасные, по их мнению, края, то другие их односельчане не разделяют такого порыва и заявляют, что свой дом и другое имущество не оставят, даже несмотря на угрозу сонного недуга, которая становится все более очевидной. Из Калачей репортаж корреспондента Tengrinews.kz.
Уже больше двух лет поселки Калачи и Красногорский одолевают журналисты. Такое повышенное внимание со стороны прессы успело наскучить местным жителям, а медикам, как они уверяют, даже принесло проблемы. И если первые еще готовы сказать что-то на камеру через раз, то вторые наотрез отказываются.
Мы беседуем с одним из врачей, которая категорически отказалась даже фотографироваться. Казалось, кому, как не ей, вселять в людей оптимизм, но у женщины на фоне происходящего сдают нервы. Во время этого интервью она не сдержала эмоций и расплакалась.
"С памятью у всех проблема. Даже мы, которые не подверглись такому непосредственному воздействию, нас не увозили никуда, сами лечимся. У нас тут уже у всего населения проблема с энцефалопатией. Поэтому нельзя сказать, что пострадали только те, которые поступают к нам, тут все страдают", - говорят нам в Красногорской врачебной амбулатории.
Сейчас все разговоры - о последней вспышке "сонной" болезни, которая пришлась на декабрь 2014 - начало января 2015-го года. За это время заболело официально 40 человек. И больные, говорят врачи, стали "тяжелее", чем в прошлые разы. "То есть выраженность симптоматики более глубокая, и выход больных из этого состояния тяжелый", - объясняют нам местные медработники. И тут же перечисляют признаки "сонной" болезни: слабость, выраженная сонливость, раздвоение в глазах, в последнее время икота, нарушение координации, шаткость, изменение состояния психики - галлюцинации зрительные, слуховые, плачут, ревут, волосы рвут.
Спрашиваем у медиков: как они сами себя защищают, чтобы не попасть под такое воздействие?
"Нам же не говорят, что это. Ну, глотаем тоннами активированный уголь, пьем витамины. Но что это? Тут антидоты надо. А нам не говорят причины, почему это все? Вот действительно, это же невозможно. Сейчас здесь такая ситуация сложилась, мы все как на переселении. Не выслушивают нас, что действительно здесь надо ЧС объявлять, что действительно ситуация такая", - говорит врач.
Про то, что местные власти предлагают переселение по желанию, здесь знают все. Но многие это предложение считают неконкретным. Мол, неясно, а что же будет с их собственностью, а переселяться в арендное жилье, хоть и с правом выкупа, считают, мягко говоря, легкомыслием.
"Дайте нам деньги, дайте нам компенсацию, признайте, что у нас проблемы с экологией, чтобы мы уехали. Про деньги (местные власти - Прим.автора) даже слушать не хотят. Лично мы никуда не поедем, у меня ребенок засыпал, тяжелый был, у меня бабушка засыпала, мы никуда не поедем, мы на такие условия не согласны", - возмущается местная жительница Наталья Баяринос.
"И правду не говорят. Но ведь просто так государство нас же не будет переселять. Если тут все нормально, зачем нас переселять? Если ничего не нашли?" - задается она вопросом.
Заместитель акима Есильского района Сауле Агымбаева нам объясняет, что о массовом переселении речь в данный момент не идет. Уезжать по приглашению в другой поселок - дело добровольное.
"Конкретно сейчас у нас еще выводов на руках нет, поэтому по желанию жителей, если они желают уехать куда-то, предоставляются различные условия. Со стороны акима области было сказано, что если захотят переселяться, то мы рассмотрим в первую очередь семьи, где находятся дети. С этим (предложением - Прим.автора) приезжают представители руководства районов нашей области. Предлагают дома, некоторые условия, для того чтобы можно было сейчас переехать, предлагают работу, и вот эти предложения сейчас рассматривают жители. Согласятся - значит, поедут, не согласятся - значит, останутся. Они выезжают, рассматривают, смотрят, предложения у них имеются. На усмотрение жителей. Пока массового переселения нет, но есть люди, которые рассматривают варианты. Они думают, но пока еще никто не переселился", - говорит Агымбаева.
Говорит, что уже в этом месяце такие условия для переезда область может создать 49 семьям, это порядка 100 человек (всего в Калачах проживает 532 человека, или 218 семей; в Красногорском - 159 человек, или 83 семьи). Но всех беспокоит вопрос, будут ли предоставлять жилье в другом поселке в собственность?
"Есть разные варианты, есть варианты, когда нужно 3-5 лет отработать, потом договор составляется, в собственность отдают, либо некоторые ТОО предлагают в собственность сразу же, и есть варианты такие, что можно пользоваться полностью без права собственности, но на постоянной основе", - заявляет заместитель акима.
Было проведено анкетирование среди жителей. По информации местных властей, 58 процентов согласны на переезд, 42 - отказываются. "Не все жители Калачей болеют, есть такие, которые говорят: "Вот на нашей территории нет, наш край не охватывает эта болезнь, мы не хотим никуда". Всего у нас 101 человек заболевали, остальные - 500 с лишним населения - они не болели", - отмечает она.
Школа в Калачах - место, куда теперь съезжаются с предложениями представители других районов и поселков. Здесь их уже успели прозвать "покупателями". Приглашают местных жителей и демонстрируют им перспективы.
Скептиков хватает, но есть те, кто готов ехать хоть на край Акмолинской области.
Из последних - Гульбану Базарбаева. "Я своего ребенка отправила в Есиль (райцентр - Прим.автора), отсюда забрала, потому что в его 10 классе всего 4 человека и трое из них уже спали. Иной раз супруг засыпает, я ему говорю: "Ты спишь?".
Он отвечает: "Ну, что ты, сплю, сплю, нормально все". Вот так друга друга проверяем, это ведь тоже не нормально.
Я у всех соседей спрашиваю: "Ну что, поедете?". "Ой, не знаю", - говорят, так все пессимистически настроены. Я, например, настроена, хоть куда. Я решила уехать", - говорит женщина.
А вот спискок вакансий одного из ТОО с размером зарплаты.
Во дворе школы с конца декабря по сегодняшний день с перерывом на новогодние праздники дежурит передвижная лаборатория "Казгидромета". Как рассказал нам техник высшей категории Дархан Асылбеков, они измеряют концентрацию в атмосферном воздухе оксида азота, диоксида азота, аммиака, пылевзвешанных веществ, диоксида серы, углеводородов, формальдегидов, оксида углерода."Мы данные снимаем и отправляем", - лаконично ответил он.
"Я их называю охотниками за приведениями. Ну что они там нюхают, какой воздух, там что ли все падают?! Надо на шахту ехать или воду смотреть. У нас скважина на болоте стоит. Они ездят уже три года, и они же ничего не делают", - возмущается один мужчина, который попросил не снимать его на камеру, заявив: "Не доставайте вы эту ерунду (имея в виду камеру - Прим.автора)".
Ему вторил другой: "Я не поверю, что в наше время за три года, наука развита так, что нельзя найти (причину - Прим. автора). Что-то не складывается".
"Знаешь, парадокс. Приезжал Кулагин (Сергей Кулагин - аким Акмолинской области - Прим.автора), никто не уснул, уехал Кулагин - через неделю начали валиться. Вот потепление, пожалуйста, если бы там все было связано с потеплением, нет, уже никто не падает, никто не спит", - продолжает первый.
"Я столько сюда труда вбухал, я только за это лето на 100 тысяч цемента купил, бетонировал. Сейчас я это брошу и поеду в чужую хату? - сказал мужчина и добавил: - Не все же здесь лохи, что нам хотят навязать".
Добавим, что кое-кто из жителей Калачей по приглашению администрации отправился в другие районы области, чтобы своими глазами посмотреть на ту работу и жилье, которое им предлагают. Их возвращения некоторые односельчане ждут не без любопытства.