Администрация Барака Обамы отказалась предоставлять помощь автопроизводителю General Motors пока его возглавляет Ричард "Рик" Вагонер (Richard "Rick" Vagoner). Новым генеральным директором стоящего на грани банкротства концерна стал Фредерик "Фриц" Хендерсон (Frederick "Fritz" Henderson). В биографию очередного главы General Motors вписан не только недавний опыт работы финансовым директором автогиганта. Понять отличие Хендерсона от Вагонера можно, если использовать испытанную практику американских кадровиков - то есть посмотреть на то, кем они были в спортивных командах колледжей.
Администрация Барака Обамы отказалась предоставлять помощь автопроизводителю General Motors пока его возглавляет Ричард "Рик" Вагонер (Richard "Rick" Vagoner). Новым генеральным директором стоящего на грани банкротства концерна стал Фредерик "Фриц" Хендерсон (Frederick "Fritz" Henderson). В биографию очередного главы General Motors вписан не только недавний опыт работы финансовым директором автогиганта. Понять отличие Хендерсона от Вагонера можно, если использовать испытанную практику американских кадровиков - то есть посмотреть на то, кем они были в спортивных командах колледжей.
General Motors: балансируя над пропастью
Детройтская корпорация General Motors была крупнейшим производителем автомобилей в мире 77 лет, начиная с 1931 года. 8,35 миллиона легковых и грузовых автомобилей были произведены концерном в 35-ти и проданы в 192-х странах мира в 2008 году. В корпорации работают более 200 тысяч человек. В декабре 2008 года концерн General Motors объявил о дефиците средств, а также о том, что рассматривает возможность объявления себя банкротом.
Сенат США выступил против выделения финансовой помощи компании, но правительство страны все же выдало концерну кредит в 13,4 миллиарда долларов. Тем не менее, General Motors продолжила рассматривать банкротство в качестве варианта дальнейшего развития событий. В феврале международное рейтинговое агентство Moody’s оценило вероятность банкротства General Motors в 70 процентов. В марте аудиторская компания Deloitte & Touche подтвердила вероятность банкротства концерна.
Тем не менее, Вагонер выступал против прохождения компанией данной процедуры. 30 марта президент Барак Обама заявил, что банкротство является наиболее быстрым вариантом реструктуризации General Motors. Банкротство и оказание государственной помощи позволит компании решить проблему долга, заявил глава государства. Обама также отметил, что General Motors должна доказать оправданность выделения государственных средств, причем сделать это в течение ограниченного периода времени.
За день до этого 56-летний генеральный директор концерна Ричард Вагонер ушел с поста главы General Motors, а через два дня его место занял 51-летний Фредерик Хендерсон. Вагонер провел на различных должностях в корпорации 32 года, однако администрация США не доверила опытному топ-менеджеру автогиганта распоряжаться государственными средствами. Насколько в том, что с случилось с производителем, виноват Вагонер? На первый взгляд, все можно объяснить мировым экономическим кризисом, который привел к тому, что агентство Standard&Poor's назвало "автомобильной депрессией".
"Потребители напуганы. Они боятся потерять работу, опасаются снижения стоимости недвижимости, обвалов на фондовых биржах и поэтому с осторожностью относятся к таким крупным покупкам", - отметили аналитики рейтингового агентства. Похожий спад продаж автомобилей в последний раз наблюдался в США в кризисном 1981 году. Европейские продажи автомобилей снизились на 27 процентов в январе, также напомнив аналитикам о кризисе 20-летней давности. В феврале General Motors объявила, что планирует уволить в 2009 году примерно 63 тысячи сотрудников из-за резкого спада продаж автомобилей в условиях мирового экономического кризиса и необходимости проведения объявленной в декабре 2008 года реструктуризации.
Уровень продаж General Motors на американском рынке снизился на 53 процента в феврале, что стало 40-летним минимумом. Правительственная помощь помогла снизить чистые убытки концерна на 12,4 миллиарда долларов. Однако по итогам 2008 года прибыль компании упала на 31 миллиард долларов. Тем временем, долги автопроизводителя к февралю достигли 27,5 миллиарда. Государственного кредита в 13,4 миллиардов оказалось недостаточно и концерн попросил дополнительные средства на 16,6 миллиарда долларов. Администрация США заявила, что если до конца марта концерн не докажет свою прибыльность, то обязан будет вернуть министерству финансов полученный кредит или пройти процедуру банкротства, которая может окончиться ликвидацией General Motors.
Однако представители концерна объявили, что смогут избавиться от убыточных брендов Saturn, Pontiac, Saab и Hummer, которые приносят убыток в 1,1 миллиарда долларов в год. В General Motors останутся только Chevrolet, Buick, Cadillac и GMC, приносящие основной доход, что не позволит концерну сохранить лидерство на рынке США, которое отойдет Toyota. В 2008 году японский концерн уже обошел своего американского конкурента по объему мировых продаж. Похожая кризисная динамика имеется и у других автопроизводителей, особенно у американской Chrysler, которая также обратилась за государственной помощью и тоже ее получила. С тех пор администрация Обамы рассматривает обе компании в рамках одной программы поддержки автомобильной промышленности США.
Главная особенность случая с General Motors связана не столько с кризисом. За время работы Вагонера на посту генерального директора стоимость одной акции концерна снизилась на 98 процентов с 60 до 1,27 доллара. В последний раз прибыльной компания была четыре года назад. Увольнение главы компании как условие выделения ей государственной помощи показывает, что администрация Обамы не смогла доверить миллиарды бюджетных долларов именно Вагонеру, причем замена ему нашлась только через два дня. Почему?
Почему "Фриц" - не "Рик"?
У американских кадровиков имеется интересный и практичный метод оценки качеств кандидата на вакансию. На их взгляд, достаточно просто посмотреть на то, кем был последний в спортивной команде колледжа. И с этой точки зрения, разница между "Риком" Вагонером и "Фрицем" Хендерсоном проявляется особенно четко. Если первый был "звездой" баскетбольной команды колледжа, занимая позицию нападающего (и даже стал капитаном команды), то спортивный опыт второго является более специфичным.
Хендерсон занимался бейсболом и был питчером. Так как игра эта является экзотичной для русскоязычного читателя, стоить объяснить, чем вообще занимается питчер. Данный игрок является ключевым в обороне, несмотря на то, что формально - это человек, который вбрасывает мяч в игру. Более того, питчер является интеллектуальным ядром обороны команды. Во-первых, это человек, который начинает игру и, в случае принятия на этом этапе обдуманного решения, завершает ее в пользу своей команды. Во-вторых, питчер отвечает за мяч не только в то время, когда тот находится у него, но и за то, как мяч будет перемещаться по площадке после броска. А здесь уже необходимо предвидение результата вброса мяча в игру.
По-видимому, администрации США уже не важно, чтобы государственные средства ("мяч") попали точно в цель ("в корзину"). Не важна и харизма, которая, по мнению экспертов, является отличительной чертой Вагонера. Последний умеет хорошо ладить с людьми - как с партнерами, так и подчиненными, что, видимо, и стало причиной его лидерства в баскетбольной сборной колледжа. Скорее всего, правительству США нужен человек немного другого склада. Человек, понимающий куда полетит брошенный им "мяч", не только после "броска" (сфера вложения финансовых ресурсов правительства), но и впоследствии (то, как будут работать государственные средства). Человек, который сможет обеспечить то, чтобы государственная поддержка не попала в "корзину" с одноразовым эффектом, как предыдущие 13,4 миллиарда, а обеспечивала долгосрочные результаты с выигрышным итогом.
Вагонер поддержал кандидатуру приемника, хотя тот и проработал в General Motors в два раза меньше его самого. Сам Хендерсон уже рвется в бой. За два месяца он намерен провести реструктуризацию, необходимую для привлечения государственной поддержки, и выполнить задачу, о которой Вагонер заявил почти полгода назад. "Площадка" для государственно-частной "игры" в американском автопроме начинает меняться.