В мире казахской музыки домбра занимает особое место, являясь не только символом национальной культуры, но и инструментом, через который передавалась история, легенды и народная мудрость. Великие домбристы прошлого и настоящего внесли огромный вклад в развитие этого искусства, став живыми легендами своего времени. О самых ярких именах в истории музыки подробнее в материале Tengri Life.
В мире казахской музыки домбра занимает особое место, являясь не только символом национальной культуры, но и инструментом, через который передавалась история, легенды и народная мудрость. Великие домбристы прошлого и настоящего внесли огромный вклад в развитие этого искусства, став живыми легендами своего времени. О самых ярких именах в истории музыки подробнее в материале Tengri Life.
Таттимбет Казангапулы (1815-1860)
Таттимбет Казангапулы, знаменитый кюйши, родился в Карагандинской области в горах Мыржык. Его отец, Казангап, был человеком, близким к искусству и музыке, что оказало значительное влияние на развитие Таттимбета. Уже с ранних лет он проявлял выдающийся музыкальный талант. Имя Таттимбета было широко известно в Казахстане, а его творчество занимает особое место в истории казахской музыки.
Таттимбет стал основателем стиля "шертпе кюй", который отличается медленным, спокойным исполнением и требует особого мастерства. Шертпе кюй – это своеобразная "щелкающая" манера исполнения, которая придает кюям особую выразительность. Его кюи, такие как "Сылқылдақ", "Көкейкестi", "Алшағыр" и "Бесторе", являются духовным наследием многих поколений. Таттимбет был не только выдающимся композитором XIX века, но и казахским волостным правителем, общественным деятелем и дипломатом.
Суюнбай Аронулы (1815-1898)
Суюнбай Аронулы был выдающимся акыном и домбристом, известным своим искусством айтыса. Родился в современной Алматинской области и с юных лет проявлял большой интерес к поэзии и музыке. Суюнбай был одним из самых влиятельных акынов своего времени, его айтысы известны своей остротой и глубиной. Жамбыл Жабаев, Кенен Азербаев, Майкот, Умбетали, Бармак и другие считали себя учениками Суюнбая и продолжали традиции его школы.
Он считался заступником обездоленных и критиковал баев-волостных, султанов, религиозных деятелей. Суюнбай воспевал подвиги казахских батыров и красоту родной земли, оставив богатое наследие для будущих поколений, поэтому особое место в его творчестве занимают эпические произведения "Батыр Утеген", "Батыр Сураншы", "Батыр Саурык".
Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889)
Одним из самых выдающихся домбристов является Курмангазы Сагырбайулы, чье имя стало символом казахской музыкальной традиции. Родившись в западной части Казахстана, Курмангазы рано проявил свой талант к музыке. Его называют "отцом" кюя. Для него характерны развернутые масштабные формы кюя, в которых охватывается полный диапазон звучания домбры, а также стремительный темп, динамика и активность развития.
Несмотря на то, что он не имел специального музыкального образования, сумел создать свой своеобразный, оригинальный исполнительский стиль, виртуозно передающий на музыкальном языке несломленный дух и неиссякаемую творческую силу народа. Его кюи, такие как "Адай", "Сарыарка", "Серпер", "Кiшкентай" и "Балбырауын", стали бессмертными шедеврами, олицетворяющими силу и дух казахского народа.
Даулеткерей Шигайулы (1820-1887)
Еще одним выдающимся домбристом является Даулеткерей Шигайулы. Его творчество отличается особой мелодичностью и лиричностью. Одно из первых его произведений "Ақжелең" посвящено красивой и искусной девушке Акбале.
Кюи Даулеткерея "Қоңыр", "Желдiрме", "Керiлме", "Ыскырма", "Қосiшек" изображают разные картины жизни. Его произведения передают глубокие эмоциональные переживания и философские размышления о жизни и судьбе.
Биржан сал Кожагулулы (1834-1897)
Биржан сал Кожагулулы был талантливым певцом и композитором, чья личность сочетала в себе артистичность и поэтическое искусство. С детства он играл на домбре и пел песни. Биржан внимательно слушал приезжающих в аул певцов и музыкантов, стараясь понять их приемы исполнения. Если артисты выступали в соседних аулах, он всегда стремился туда поехать и поучаствовать в праздниках.
Биржан сал увлекался традицией "сал-серилик", которая включала нарядную одежду, скакунов, гончих собак и ловчих птиц. Когда он получил приставку "сал", его популярность стремительно возросла. Его песни перепевались, а острые слова быстро становились широко известными. Биржан объезжал аулы, делясь своим творчеством с народом, который с удовольствием посещал его выступления и наслаждался особенным стилем исполнения, голосом и песнями. Благодаря удивительному голосу и привлекательной внешности, Биржан стал известен по всей Сарыарке и за ее пределами.
Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929)
Жаяу Муса Байжанулы, выдающийся казахский композитор, певец и домбрист, родился в Павлодарской области. Его жизнь была полна драматических событий, которые нашли отражение в его творчестве. Жаяу Муса был известен своими песнями и кюями, воспевающими любовь, свободу и справедливость.
Его произведения, такие как "Ақ сиса", "Шолпан" и "Баянаул", стали классикой казахской музыки. Жаяу Муса внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, оставив богатое наследие для будущих поколений.
Жамбыл Жабаев (1846-1945)
Жамбыл Жабаев, великий казахский акын, родился в Жамбылской области. Он начал писать стихи и петь в раннем возрасте, черпая вдохновение у таких мастеров, как Суюнбай Аронулы. Жамбыл был известен своими айтысами и эпическими поэмами, воспевающими подвиги казахских героев и события родной истории.
Его произведения, такие как "Ленинградцы, дети мои" и "Отан туралы", стали символом патриотизма и любви к родине. Жамбыл Жабаев прожил долгую жизнь и оставил богатое литературное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения казахских поэтов и музыкантов.
Казангап Тлепбергенулы (1854-1927)
Казангап Тлепбергенулы – композитор, отличающийся уникальной манерой и почерком исполнения кюев. Он является одним из создателей и преобразователей фундаментального цикла кюев под названием "Акжелен". Казангап создал шестьдесят два кюя "Акжелен", отличающихся высоким художественным совершенством, нежностью и глубокой эмоциональностью. Эти произведения наполнены радостью и грустью, любовной лирикой и выделяются своим звучанием и ритмико-интонационным строением.
Казангап совершенствовал ритм и мелодии кюев этого цикла, сохраняя свои стилевые особенности при их исполнении. Помимо композиторской деятельности, он прославился как талантливый исполнитель-домбрист. Казангап виртуозно играл на домбре обеими руками, развивая свою уникальную манеру в рамках традиционного исполнительского искусства.
Дина Нурпеисова (1861-1955)
Дина Нурпеисова, ученица Курмангазы, стала первой женщиной-домбристкой, завоевавшей признание наравне с мужчинами. Ее кюи отличаются виртуозностью и выразительностью. Произведения Дины считаются классикой домбровой музыки. Она внесла значительный вклад в сохранение и популяризацию казахской музыкальной традиции, передавая свое мастерство следующим поколениям. В военный и послевоенный периоды композитор написала свои знаменитые кюи – "16 жыл", "Әсем қоныр", "Ана бұйрығы".
Сейтек Оразалыулы (1861-1939)
Сейтек Оразалыулы, известный домбрист и композитор, родился в западной части Казахстана. Обучался игре на домбре у своего дяди Султангали, искусству исполнения кюев у учеников Даулеткерея Шигайулы. Был продолжателем традиций казахской инструментальной музыки. Его кюи отличались глубокой эмоциональностью и мастерством исполнения. Сейтек внес значительный вклад в развитие казахской музыки и оставил богатое музыкальное наследие. Его произведения "Арпалыс", "Айман", "Шәрипа", "Қарашаш", "Бес қыз", "Көк ала ат" вошли в репертуар Казахского государственного оркестра национальных инструментов.
Кенен Азербаев (1884-1976)
Кенен Азербаев, народный акын и заслуженный деятель искусств Казахстана, родился в Кордайском районе Жамбылской области. Его родители, Азербай и Улдар, были известными певцами-домбристами, поэтому с детства Кенен впитал в себя звуки музыки. Уже в одиннадцать лет он начал сочинять стихи и музыку. Его первые произведения, такие как "Бозторғай", "Көк шолақ" и "Қордай", сразу привлекли внимание.
Кенен увлекался айтысом, воспевая героев в поэмах и балладах. Он черпал вдохновение у таких знаменитых певцов и композиторов, как Жамбыл, Балуан Шолак и Шашубай. Азербаев сохранил в памяти жанры устного народного творчества казахского народа. Фольклорное наследие, записанное с его уст, хранится в Институте литературы и искусства Национальной академии наук Казахстана.
Газиз Файзолла (1930)
Газиз Файзолла, выдающийся казахский композитор и домбрист, родился в Акмолинской области. С детства он проявлял большой интерес к музыке и быстро освоил игру на домбре. Участвовал в состязаниях акынов-импровизаторов на Кояндинской ярмарке, помимо домбры играл и на сырнае. Его кюи, такие как "Мұқыш қыз", "Қарақат", "Төрт Райхан", стали классикой казахской музыки и получили большую популярность в народе. Газиз Файзолла также внес вклад в развитие музыкального образования в Казахстане, обучая молодое поколение музыкантов и передавая им свое мастерство.
Нургиса Тлендиев (1925-1998)
Нургиса Тлендиев был не только домбристом, но и композитором и дирижером. Он создал множество произведений для оркестра народных инструментов, включая знаменитый кюй "Махамбет". Тлендиев также возглавлял казахский оркестр народных инструментов "Отырар сазы", продолжая традиции великих домбристов прошлого. Наиболее известные кюи – "Әлқисса", "Көш керуені", "Аққу".
Абдимомын Желдибаев (1934-2024)
Абдымомын Желдибаев, известный казахский домбрист и композитор, родился в Жамбылской области. Абдымомын – кавалер орденов "Парасат", "Құрмет" и "Достық". Его творчество отличалось глубокой эмоциональностью и виртуозной техникой. Желдибаев создал множество кюев, среди которых "Ерке сылқым" и "Сағыныш", которые стали популярными среди казахских музыкантов.
Он внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, обучая молодых домбристов и передавая им свое мастерство. Абдымомын Желдибаев оставил богатое музыкальное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения исполнителей.
Каршыга Ахмедьяров (1946-2010)
Каршыга Ахмедьяров был выдающимся казахским композитором и домбристом. Родился в Атырауской области и с ранних лет проявлял интерес к музыке. Ахмедьяров окончил консерваторию и стал известен своими произведениями, сочетающими традиционные казахские мотивы с современными музыкальными элементами.
Его кюи, такие как "Нарын", "Желдірме" и другие, отличаются виртуозной техникой и глубокой эмоциональностью. Каршыга Ахмедьяров также активно занимался педагогической деятельностью, обучая молодых музыкантов и внося значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры.
Ранее мы рассказывали, что шоу-концерт в честь Дня домбры проведут в Астане. Подробнее – в материале. Какие мероприятия пройдут в Алматы в Национальный день домбры – по ссылке.
Также в эти выходные в Алматы ожидается множество интересных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня столицы. Подборку событий, куда можно сходить в городе, можно найти здесь. Мероприятия в Астане – в материале.
Читать также: Токаев призвал чтить домбру как священный музыкальный инструмент
Показать комментарии