counter.yadro.ru
Любопытно
30 сентября 2022 | 09:37

Роль келин и причины разводов у кочевых казахов

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото ©Турар Казангапов Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

Отношения современных свекрови и невестки нередко оказываются сложными и полными взаимного непонимания и неприятия, что нередко заканчивается разводом молодых пар. Почему так сложилось, есть ли в этом отголоски прошлого, как обстояли дела во взаимоотношениях ене - келін в традиционном казахском обществе и что служило причиной для развода, рассказывает редакция Tengri Lifestyle, обратившись за ответами к Аксункар Абдулиной, заведующей отделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Валиханова, заместителю директора по связям с общественностью и кандидату исторических наук.


Отношения современных свекрови и невестки нередко оказываются сложными и полными взаимного непонимания и неприятия, что нередко заканчивается разводом молодых пар. Почему так сложилось, есть ли в этом отголоски прошлого, как обстояли дела во взаимоотношениях ене - келін в традиционном казахском обществе и что служило причиной для развода, рассказывает редакция Tengri Lifestyle, обратившись за ответами к Аксункар Абдулиной, заведующей отделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Валиханова, заместителю директора по связям с общественностью и кандидату исторических наук.

"Невестка в традиционном обществе была окутана запретами. Тем не менее она выполняла много бытовых функций, а потому имела определенный статус в семье", - говорит Аксункар Абдулина.

Существовал запрет на общение со свекровью, свекром в первое время, это ограничивало от лишних, нежелательных конфликтов, которые могли бы возникнуть при близком общении. Когда девушка попадала в дом семьи мужа, она должна была вести себя очень скромно, к чему ее готовили до вступления в брак - матери всегда объясняли, как надо разговаривать и как себя вести в другом доме.

Она не имела права смотреть в глаза родителям мужа и родственникам по мужской линии. Невестка должна была заходить и выходить с поклоном, не поворачиваясь к ним спиной. Не имела права называть по именам родственников мужа, включая детей. К ним она могла обращаться только нарицательными именами. Если это ребенок, к примеру, могла называть его ласковым прозвищем. Вся ее жизнь была посвящена служению этому дому, и женщина в казахском обществе несла очень большую трудовую функцию.

Труд как гарантия социального статуса женщины

В кочевом обществе не было таких запретов, как у оседлых среднеазиатских народов, где по шариату женщины не могли выходить на улицу без сопровождения мужчин. У казахов такого запрета не было, потому что большая часть домашней работы выполнялась именно женщиной. Она вела весь быт: изготовляла кошмы, шила одежду, участвовала в обработке продуктов животноводства и не только - женщина, конечно же, занималась воспитанием детей.

"Высокая трудовая значимость женщины обеспечивала ей социальный статус. Это, безусловно, зависело еще и от ее ума. В имущественном плане женщина была бесправна, и современный тезис о том, что чем больше мужчина заплатил за женщину, тем больше он ее будет ценить, не работал", - отмечает историк.

По какой причине разводились в традиционном обществе?

Женщина могла подать на рассмотрение суда биев просьбу о разводе в том случае, если ее супруг был сексуально недееспособный. Это была самая главная причина, по которой старейшины могли одобрить развод. Суды биев назначали третейское разбирательство, по которому утверждались свидетели для подтверждения ее слов. Они должны были присутствовать во время интимной близости, сидеть поблизости, слушать и смотреть. Если доказательства в мужской физической недееспособности были получены, тогда супругов разводили. Второй причиной для развода был отказ мужа содержать свою жену. Женщина в этом случае тоже могла обратиться в суд биев.

В предыдущих материалах мы узнали у Аксункар Абдулиной о том, какое место секс занимал в жизни наших предков - кочевых казахов и как проходила первая брачная ночь в степи. 

Читайте также