Современное казахское общество по-прежнему уделяет повышенное внимание девственности девушек, тем самым пробуждая в них стыд и страх. Даже банальный первый прием у гинеколога для многих оборачивается большим стрессом. Почему так сложилось и какое значение придавали невинности кочевые казахи - продолжаем разбираться в вопросе сексуального поведения: от кочевых времен до сегодняшних реалий.
Современное казахское общество по-прежнему уделяет повышенное внимание девственности девушек, тем самым пробуждая в них стыд и страх. Даже банальный первый прием у гинеколога для многих оборачивается большим стрессом. Почему так сложилось и какое значение придавали невинности кочевые казахи - продолжаем разбираться в вопросе сексуального поведения: от кочевых времен до сегодняшних реалий.
Почему в традиционном обществе большое внимание уделялось девственности? Какие меры принимали по отношению к тем, кто нарушал запрет на добрачную близость? Что происходило с малышами, которые появлялись на свет незаконнорожденными? С этими и другими вопросами редакция Tengri Lifestyle обратилась к Аксункар Абдулиной, заведующей отделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Валиханова, заместителю директора по связям с общественностью и кандидату исторических наук.
По словам Аксункар Абулиной, казахская девушка воспитывалась в строгости, самыми лучшими чертами считались покорность, мягкость, умение сдерживать свои эмоции. Такой стиль воспитания отражался и на сексуальных отношениях, женщины стремились не проявлять своих эмоций. Это осуждалось в традиционном обществе, считалось, что главное предназначение секса - это заиметь детей. И женщина, выйдя замуж, стремилась побыстрее забеременеть.
В первую брачную ночь стелили белую шелковую простыню, и утром женгелер (снохи) вывешивали простыню и показывали всем, что девушка чиста. А если вдруг доказательств не оказывалось, то ее могли с позором прогнать и потребовать вернуть калым. В калым в основном входил скот: бараны, лошади, коровы. Женщина в имущественном плане в традиционном обществе была абсолютно бесправной. Ей не принадлежало ничего, даже приданое. Оно переходило полностью в собственность родителей жениха.
"Женщине было запрещено заниматься прелюбодеянием, это могло привести к страшным наказаниям, вплоть до нанесения тяжелых увечий. Не разрешалось только убийство. За это полагался штраф скотом. Запреты касались только женщин, мужчины могли более свободно выражать себя", - отмечает историк.
Во все времена были люди, которые переступали социальные запреты в силу разных обстоятельств. При нежелательной беременности, вне брака, женщины применяли методы выдавливания плода, стягивания живота. Эти сведения достаточно часто встречаются в литературе. Женщины пили отвары из трав, которые способствовали выкидышу. Средств контрацепции, естественно, тогда не было. Наоборот, женщина в браке старалась рожать и рожать. Самое большое достояние и почет ей доставались только в случае, если она была многодетной. Практически, выкормив одного ребенка, женщина сразу беременела следующим. От этого была большая младенческая и материнская смертность.
Если спровоцировать выкидыш все-таки не удавалось, девушки при родах могли умерщвлять своих детей. Или же их отдавали на воспитание бездетной родне. Но ни в коем случае девушка не могла одна воспитывать этого ребенка.
Также ребенка могли передать каким-либо родственникам как бесплатную рабочую силу, он работал у них поденщиком. Некоторые соглашались и брали на воспитание таких детей, чтобы заиметь свободные рабочие руки. Дальнейшая судьба женщины зависела от воли родителей, ее старались побыстрее выдать замуж. Но в этом случае ее отдавали фактически без калыма. Калым за нее не могли потребовать, потому что она считалась испорченной. Выбор женихов в таком случае был невелик, в лучшем случае ее могли выдать за пожилого человека, который соглашался взять ее, чтобы она не ходила опозоренная.
"Вывешивание простыни после первой брачной ночи у казахов, так же как и у других оседлых народов Центральной Азии, тоже было. После сватовства было положено выплатить часть калыма, и только после этого жених совершал первый визит в аул своей нареченной. Эта встреча называлась "урын бару", и он имел право провести ночь со своей нареченной. Но при этом они не должны были вступать в сексуальные отношения"
В течение какого-то времени он мог приезжать якобы тайно, хотя все об этом знали. Но согласно традициям все обставлялось так, как будто это тайные встречи. Он заходил не через дверь юрты, а сбоку - через откинутый полог. Если все-таки происходила интимная близость, то его наказывали. Женщины из аула могли его даже легонько побить, а он должен был отдать своего коня и заплатить штраф баранами. Свадьба в таком случае ускорялась.
В предыдущем материале мы узнали у Аксункар Абдулиной о том, какое место секс занимал в жизни наших предков - кочевых казахов.
Аксункар Абдулина также рассказала нашей редакции о роли келин в казахском обществе. Подробнее об этом читайте в наших следующих публикациях.
Показать комментарии