Считается, что начало казахстанского кинематографа ознаменовал выход фильма "Амангельды" в 1938 году. Эта черно-белая картина о батыре стала огромным событием в истории культуры Казахской ССР. Однако на фоне Второй мировой и Великой Отечественной войн развитие казахстанского кино замедлилось.
Считается, что начало казахстанского кинематографа ознаменовал выход фильма "Амангельды" в 1938 году. Эта черно-белая картина о батыре стала огромным событием в истории культуры Казахской ССР. Однако на фоне Второй мировой и Великой Отечественной войн развитие казахстанского кино замедлилось.
Лишь спустя долгое время на большие экраны будут выходить пронзительные фильмы о войне, а после них причудливые комедии, которые впоследствии станут лицом казахстанской классики. И, конечно же, современные ленты, рассказывающие о бандитах южной столицы, также завоюют место в сердце зрителя. Редакция Tengri Life отобрала 10 лучших казахстанских фильмов разных эпох, которые снимались до сегодняшнего дня.
"Сказ о матери" (1963)
- Режиссер: А. Карпов
- Сценарий: А. Сацкий, Ж. Ташенов
- В главных ролях: А. Умурзакова, К. Байсеитов, И. Шалабаева
Действие фильма разворачивается во время Великой Отечественной войны. Мать безграмотна, не умеет ни читать, ни писать, но поскольку единственная возможность быть в курсе событий – это ожидание и чтение писем с фронта, она начинает заниматься самообучением и становится почтальоном. Не раз ей приходится приносить в другие семьи трагические известия, и она берет на себя ношу сострадания матерям, понимая их горе и пытаясь его облегчить.
"Ангел в тюбетейке" (1968)
- Режиссер: Ш. Айманов
- Сценарий: Ш. Айманов, Я. Зискинд
- В главных ролях: А. Умурзакова, А. Райынбеков, Л. Абдулкаримова
Народный любимец и яркий представитель послевоенного кинематографа в Казахстане Шакен Айманов – титан казахстанского кино. А его фильм "Ангел в тюбетейке" стал культовым. Сюжет этого фильма крутится вокруг семейных ценностей, объединения, силы материнской любви и личной жизни главного героя Тайлака.
Не желая больше мириться с холостяцкой жизнью застенчивого ангела - Тайлака, его мать Тана приезжает в город, чтобы найти сыну невесту. "Мужчина не имеет права жить один, рядом должна быть мать, на худой конец – жена", - с этих слов начинается семейная комедия, которую любят миллионы казахстанцев.
"Меня зовут Кожа" (1963)
- Режиссер: А. Карсакбаев
- Сценарий: Б. Сокпакбаев, Н. Зелеранский
- В главных ролях: Н. Сегизбаев, Г. Курабаева, М. Кокенов
Детский художественный фильм был также снят на киностудии "Казахфильм" по одноименной повести Бердыбека Сокпакбаева. Сюжет фильма повествует о жизни 12-летнего мальчике по имени Кожа. Он любознателен, добр, открыт, а также обладает решительным характером. Однако добрый нрав не исключает подростковых невинных передряг или скверных историй, в которые время от времени попадает герой.
"Почему у ласточки хвостик рожками" (1967)
- Режиссер: А. Хайдаров
- Композитор: Н. Тлендиев
- Художник: А. Хайдаров
Это первый мультипликационный фильм в истории отечественного кинематографа. Мы не могли исключить из списка работу режиссера Амена Хайдарова, который воплотил для маленьких зрителей народные сказки на экране. Так, сюжет мультфильма рассказывает о ласточке, которая во имя спасения ребенка едва не лишается своей жизни, однако во время погони страдает всего лишь хвостик. Отсюда и название.
"Мой дом на зеленых холмах" (1985)
- Режиссер: А. Сулеева
- Сценарий: С. Бодров, А. Сулеева
- В главных ролях: С. Джаксылыков, Д. Ахимов, М. Мукашев
Мир нашего детства такой разный. Для Армана, маленького героя фильма, это бесконечные луга и белоснежные отары овец, пасущихся на крутых склонах зеленых холмов, спокойное тепло юрты, умный пес Актабан, безбрежный простор и ясное небо над головой. И вдруг этот знакомый мир сузился до размеров городской школы-интерната с непривычными законами, незнакомыми людьми, куда Арман пришел в первый класс.
"Игла" (1988)
- Режиссер: Р. Нугманов
- Сценарий: А. Баранов, Б. Килибаев
- В главных ролях: В. Цой, М. Смирнова
Фильм ознаменовал собой новый этап кинематографа Казахстана, который отражает реалии, а не любимые многими истории. Сюжет рассказывает о парне Моро, который, вернувшись в Алматы, не желает, чтобы его родители знали о приезде. В поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за ее странными знакомыми, Моро понимает, что некогда любимая Дина стала наркоманкой.
"Жизнеописание юного аккордеониста" (1994)
- Режиссер: С. Нарымбетов
- Сценарий: И. Исмаганбетова, С. Нарымбетов
- В главных ролях: Р. Айткожанова, Б. Альпеисов, А. Сатаев
Фильм Сатыбалды Нарымбетова удостоился шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской киноакадемии. Картина рассказывает о переживаниях мальчика: от фантазий до столкновения с суровой реальностью.
Место действия – послевоенный рудничный поселок в южном Казахстане, где взрослые живут своей нелегкой жизнью. Двумя годами тюрьмы заплатил отец юного героя за то, что пригласил в гости голодных японских военнопленных. Но, несмотря на огорчения и постоянные драки, у маленького Ескина есть одно замечательное преимущество – он умеет играть на аккордеоне.
"Кочевник" (2005)
- Режиссер: Т. Теменов, И. Пассер, С. Бодров
- Сценарий: Р. Ибрагимбеков
- В главных ролях: К. Беккер, Д. Эрнандес, Д. Скотт Ли, Д. Жолжаксынов, А. Есмагамбетова
"Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь свое отечество" – слоган к фильму получился воинственным. Фильм был снят тремя странами: Казахстаном, США и Россией. Главное повествование идет о жизни Мансура, ставшего позже Аблайханом. Он проходит все испытания ради того, чтобы стать подлинным полководцем большого народа, но при этом не теряет притягательных личных черт, благодаря любви к девушке-воину Гаухар.
"Рэкетир" (2007)
- Режиссер: А. Сатаев
- Сценарий: Т. Жаксылыков
- В главных ролях: С. Исембаев, В. Вдовиченков, Ж. Байжанбаев
90-е. Молодой человек по имени Саян подает большие надежды на то, чтобы стать именитым боксером. Однако он решает использовать свою силу не только на ринге, но и в жизни. Для молодого бандита все складывается неплохо, но наступает момент, когда Саян начинает понимать, что за все придется расплачиваться. Картина Акана Сатаева стала первым "народным" фильмом независимого Казахстана.
"Дос-Мукасан" (2021)
- Режиссер: А. Самахан
- Сценарий: Е. Шарипов
- В главных ролях: А. Сериков, А. Абдукадыров, А. Ли, Н. Погадаев, М. Амангелдин, А. Аскарулы
Премьера биографического фильма про основателей ансамбля "Дос-Мукасан" стала одним из важнейших культурных событий прошлого года. Эту киноленту смотрело как взрослое, так и молодое поколение – и для каждого лента была особенной.
История о том, как талант парней был признан всем институтом, студентами других вузов, любимым городом, родной республикой, огромным Союзом и, наконец, целым миром. Картина покорила очень многих.
Читать также: Ностальгия по-казахски: культовые отечественные сериалы нулевых.
20 казахстанских фильмов и сериалов, которые заслуживают вашего внимания. Читать тут.
Показать комментарии