Западные ученые на протяжении нескольких лет твердят, что половое воспитание необходимо: оно защищает детей от ранних беременностей и ВИЧ-инфекции. При этом в современном казахстанском обществе многие родители считают разговоры о сексе неудобными, а некоторые вообще игнорируют сексуальное воспитание.
Западные ученые на протяжении нескольких лет твердят, что половое воспитание необходимо: оно защищает детей от ранних беременностей и ВИЧ-инфекции. При этом в современном казахстанском обществе многие родители считают разговоры о сексе неудобными, а некоторые вообще игнорируют сексуальное воспитание.
Почему так сложилось? Какое место секс занимал в жизни наших предков - кочевых казахов? С этими вопросами редакция Tengri Lifestyle обратилась к Аксункар Абдулиной, заведующей отделом этнологии и антропологии института истории и этнологии имени Валиханова, заместителем директора по связям с общественностью и кандидатом исторических наук.
"Тема очень пикантная, и в исторической, этнологической науке Казахстана она не получила широкого освещения. Наверное, в связи с тем, что многие русские путешественники, которые оставили свои записи о жизни и быте казахов, такие как Харузин, Гродеков, Левшин, останавливались на многих моментах жизни традиционного общества, но в основном они описывали то, что было доступно их взгляду. Естественно, что в интимную сферу их никто не допускал", - рассказывает Аксункар Абдулина.
По словам эксперта, традиционное общество было более закрытым, чем современное. Поэтому конкретных описаний сексуальных отношений тех времен не осталось. В настоящее время в этнологической науке Казахстана нет отдельных исследований, посвященных этому вопросу. Но все-таки общее представление можно сложить, собрав по крупицам сведения из тех источников, которые имеются.
"Следует отметить, что для традиционного общества секс имел чисто функциональное значение. Это общество было нацелено на продолжение рода, и секс рассматривался прежде всего с этой точки зрения, чтобы обеспечить себе потомство в будущем", - говорит кандидат исторических наук.
Добрачные сексуальные отношения были под запретом, молодые люди знакомились с интимной жизнью только после свадьбы. Первая брачная ночь происходила после узату тоя, когда невесту привозили в аул жениха. Молодым из социально обеспеченных слоев ставили свадебную юрту, а если положение не позволяло и об отдельной юрте не могло быть и речи, родители жениха освобождали для молодых свою юрту и уходили на несколько дней к родственникам. Но, конечно, каждая супружеская пара стремилась иметь свое жилье.
Юрта имела свои функциональные части: правая сторона была мужской, левая - женской. Супружеская кровать (тосек) стояла на мужской стороне и днем женщины старались туда на заходить. Вся их жизнь протекала на левой, женской стороне, там же были и дети. Ночью женщина укладывала их спать, а сама переходила на мужскую часть.
"Кровать закрывалась занавеской "шымылдык", но все происходило в одной юрте, поэтому, сами понимаете, камасутра вряд ли могла быть в казахских степях".
Современного подхода к сексу как к предмету удовольствия в то время фактически не было. Тем более, что брак в традиционном обществе заключался не по воле самих брачующихся, а в основном по воле родителей. Дети в традиционном обществе полностью принадлежали своим родителям, и именно они определяли будущих супругов для своих детей.
"Половое созревание в традиционном обществе, впрочем, так же, как и сейчас, наступало у девочек примерно в 13 лет, у мальчиков в 15 лет. С этого времени дети переходили уже в другую возрастную категорию. То есть первый мушель (12-летний цикл) рассматривался как возраст первой инициации, переходная ступень от состояния ребенка уже к новому состоянию - девочки считались созревшими для замужества. Если рассматривать более ранние эпохи, то там браки были ранние. Девочек могли, например, выдавать замуж уже в 12-13 лет, после их полового созревания. А мальчиков женили с 14-15 лет", - рассказывает Аксункар Абдулина.
Детей старались рано женить, чтобы предотвратить добрачные сексуальные отношения.
"Мы сейчас мыслим с позиции современного времени, а они люди того времени, они были ближе к природе, и все что естественно, им не казалось чем-то запретным. Дети даже если и слышали звуки интимной жизни родителей, живя с ними в одной юрте, они может быть, что-то и понимали, но это воспринималось как что-то естественное. Они все это видели вокруг, занимаясь скотоводством, везде это происходило на глазах у детей," - добавляет этнограф.
Но вместе с тем, более подробное представление об интимной стороне жизни мужчины и женщины девочки могли получить только из разговоров со своей матерью. Перед тем как девочку выдавали замуж, особенно перед первой брачной ночью, ее инструктировали. Потому что главным предназначением женщины было дать здоровое потомство роду мужа.
Аксункар Абдулина также рассказала нашей редакции о роли келин и значении девственности в казахском обществе. Подробнее об этом читайте в наших следующих публикациях.
Показать комментарии