В Казахском национальном академическом театре оперы и балета имени Абая (КНАТОБ) состоялась долгожданная премьера оперы "Кыз Жибек" Евгения Брусиловского. Обновленная постановка стала настоящим подарком к Новому году. Несмотря на пандемию, театр сделал все возможное, чтобы постановка состоялась.
В Казахском национальном академическом театре оперы и балета имени Абая (КНАТОБ) состоялась долгожданная премьера оперы "Кыз Жибек" Евгения Брусиловского. Обновленная постановка стала настоящим подарком к Новому году. Несмотря на пандемию, театр сделал все возможное, чтобы постановка состоялась.
Впервые опера "Кыз Жибек" была поставлена в 1934 году. Над ней работал известный композитор Евгений Брусиловский, либретто к опере написал Габит Мусрепов. Первыми исполнителями главных партий стали народные певцы Куляш Байсеитова, Курманбек Жандарбеков, Канабек Байсеитов.
За 80 лет постановка пережила несколько редакций. Для ценителей и знатоков казахской музыки будет приятным сюрпризом услышать полную версию оперы Евгения Брусиловского, музыкальный и текстовый материал, которой максимально приближен к ее первоначальному источнику. На этот раз в оперу вернули лирическую сцену "Сон Жибек", которая очень украсила спектакль.
"Самая первая партитура кардинально отличается от современных. Там очень много номеров. И оркестровка совсем другая, ввиду того, что тогда еще не было большого симфонического оркестра, партитура была создана для малого оркестра. Сейчас у нас, конечно, есть партитура, которая выкристализировалась годами и десятилетиями и обрела тот совершенный вид. Оркестровка и партитура, которую мы сейчас имеем, сделана для более большого симфонического оркестра. И я очень рад, что в нашей постановке каждая нота, каждый текст, который написал Мусрепов, и весь порядок номеров - все идет, как написано в исходной партитуре. В этом отношении у нас практически никакой редакции. Полностью все так, как написали композитор Евгений Брусиловский и либретист Габит Мусрепов", - говорит дирижер-постановщик оперы Канат Омаров.
Новая постановка "Кыз Жибек" изобилует танцевальными номерами. Над хореографическим решением работали главный балетмейстер и народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева и заслуженный деятель Казахстана Айгуль Тати.
"Новая постановка "Кыз Жибек" - это большой полноценный спектакль, в котором открыты многие музыкальные купюры. Благодаря этому в спектакль возвращается сцена "Сон Кыз Жибек". В новой постановке легендарной оперы нашей основной задачей было сохранить дух спектакля, наши традиции, менталитет, те образы, которые были заложены композитором и автором либретто, придав ему новый взгляд, новое видение посредством современных технологий, сценографии, интересных режиссерских решений. В опере замечательная музыка, много танцевальных фрагментов, которые несут как самостоятельную роль, так и вспомогательную", - рассказала главный хореограф Гульжан Туткибаева.
История несчастной любви красавицы Жибек (Венера Алпысбаева) никого ни оставит равнодушным. Подлость Бекежана (Дулат Токанов) и доверчивость Толегена (Нуржан Бажекенов) заставят зрителей сопереживать героям, радоваться и плакать вместе с ними.
"В новой постановке несколько линий, которые мы хотим показать. Первая - это лебединая верность, второе - когда человек теряет лицо, это уже с первого акта прослеживается и до самого финала, третье - это отношения родителей и детей, и четвертое - убийство, такая черная кульминация. Есть образ Кыз Жибек - очень яркий, Бекежан, на котором все держится стремительно, есть романтичный Толеген, которому мы сочувствуем. Самое главное, что хочется сказать: именно здесь сохранен полный рассказ эпоса, который написан и изложен в либретто Габита Мусрепова, вот в этом ценность этой постановки", - сказала директор КНАТОБ имени Абая Ая Калиева.
Премьера оперы "Кыз Жибек" приурочена к 115-летию композитора Евгения Брусиловского, первого режиссера спектакля Курманбека Джандарбекова и исполнителя главной партии Канабека Байсеитова.