23 октября на сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац состоится премьера первого в стране экологического спектакля по пьесе Евгения Дубовика "Приключения снежного барса" в постановке режиссера Есляма Нуртазина.
23 октября на сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац состоится премьера первого в стране экологического спектакля по пьесе Евгения Дубовика "Приключения снежного барса" в постановке режиссера Есляма Нуртазина.
В преддверии премьеры мы встретились с автором пьесы - артистом, режиссером, заслуженным деятелем Казахстана - Евгением Дубовиком, чтобы поговорить с ним о рождении замысла этого спектакля, о его содержании и о том, что сподвигло его к написанию сценария на такую актуальную тему, как сохранение природы и бережное отношение к животным и окружающей нас среде.
- Евгений Владимирович, как появилась идея спектакля "Приключения снежного барса"?
- Я могу ответить на вопрос как драматург, создавший данное произведение. Во-первых, каждый драматург ищет материал, который был бы интересен и актуален. Не секрет, что снежный барс является символом Казахстана, изображение этого красивого и сильного животного присутствует на гербе города Алматы. До исламской поры - во время периода тенгрианства - у наших предков были тотемы животных, которым поклонялись. И один из таких тотемов - снежный барс. Это очень величественное животное.
Во-вторых, я изучал, как ведет себя снежный барс в природе, читал много материалов, прежде чем приступить к написанию пьесы, и я влюбился в это животное - красивое, сильное, благородное и выносливое. Есть такое выражение "крыша мира", которое я использовал в своей работе над пьесой, ведь именно снежный барс является вершиной пищевой цепи животного мира. Безусловно, всем известно, что шкура снежного барса очень ценится на черном рынке, и браконьеры часто охотятся на них. И так как этот год посвящен защите снежных барсов, я связался с Международным фондом по защите снежных барсов, рассказал им о своей идее, и они проявили большую заинтересованность в появлении такой сказки, чтобы мы могли рассказать молодому поколению о снежных барсах, о популяризации вида этих животных, чтобы люди помнили и старались защитить их. Чтобы у людей появилась неприязнь к украшениям из натурального меха, потому что за этой модой стоят убийства сотен тысяч животных, и снежный барс, к сожалению, не является исключением.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о спектакле и главных героях.
- Главной целью спектакля является воспитание экологического патриотизма у подрастающего поколения зрителей и бережного отношения к природе и животному миру. Я писал современную сказку. Мы знаем, что есть сказки про Бабу ягу, Змея Горыныча, Ертостика, Жалмауыз кемпір и про Змея Айдахара, если возвращаться к казахскому фольклору, но есть направление современных сказок, где герои являются нашими современниками, с которыми происходят волшебные истории. Я хотел показать в своей сказке отрицательного героя в лице браконьера, а не Бабы яги или страшного чудовища, чтобы в сознании детей выработалось стойкое понимание и ощущение того, что браконьерство - это зло, что это - плохо, и от него нужно держаться подальше. Именно этот посыл и мессендж я посылал детишкам, подрастающему поколению и зрителям нашей страны, когда ставил себе цель написать эту пьесу.
- Что значит "экологический спектакль"?
- В спектакле говорится о сохранении, защите природы и животного мира. Взаимоотношение человека и природы всегда было, есть и будет главным и актуальным вопросом в нашем мире.
- Для какой возрастной категории рекомендуется спектакль "Снежный барс"?
- Само присутствие в спектакле "чуда" говорит о том, что это будет интересно подрастающему поколению от 6+ до 106. Этому спектаклю все возрасты покорны, поэтому мы рекомендуем посмотреть его всем - от мала до велика.
- Зачем детям театр сегодня?
- Знаете, разговор, что театр скоро умрет, поднимался всегда. Еще на заре 20-х годов, когда кинематограф только еще зарождался, все говорили, что театр умрет, но этого не случилось. Позже, в 60-х годах, когда бурно развивалось и получило большую популярность телевидение, все говорили, что вот настал конец театру, но этого тоже не случилось, потому что театр - это живая энергетика. Фильм сняли, и он всегда один и тот же, а спектакль - это всегда новый посыл, бьющиеся сердца. Зрители приходят и получают живые импульсы энергии от актеров, и это не просто абстрактные слова. Я как актер прекрасно знаю и понимаю, что, когда я работаю, зритель воспринимает каждое мое слово. Это так называемое состояние катарсиса, когда идет обмен энергиями от актера к зрителям, в этот момент откровения время останавливается и происходит просто удивительное обогащение души - обмен той самой духовной энергии. Искусство театра будет вечно, тем более для нас - театра для детей и юношества имени Н. Сац, ведь мы призваны воспитывать нашего маленького зрителя в доброте и любви к высокому искусству.
- С какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев Вашу постановку?
- Мы привыкли созерцать красоту природы, которая нас окружает. Мы слушаем пенье птиц, любуемся золотыми рассветами и нежными цветами и часто даже не задумываемся о том, как важно сохранять этот удивительный, неповторимый и хрупкий мир, в котором мы живем. Поэтому после просмотра спектакля зритель должен уйти с четким пониманием того, что нужно оберегать, любить и защищать природу и ее обитателей.