Взятый под стражу сотрудник Генеральной прокуратуры РК Куралбек Рахметов возглавлял межведомственную следственно-оперативную группу по расследованию дела бывшего главы финпола Алматы Амирхана Аманбаева и других членов организованного преступного сообщества, передает корреспондент Tengrinews.kz. Напомним, по делу ОПС Аманбаева проходило вместе с ним 33 человека. Их осудили за лжепредпринимательство, ОПГ на сроки от трех до 16 лет.
Взятый под стражу сотрудник Генеральной прокуратуры РК Куралбек Рахметов возглавлял межведомственную следственно-оперативную группу по расследованию дела бывшего главы финпола Алматы Амирхана Аманбаева и других членов организованного преступного сообщества, передает корреспондент Tengrinews.kz. Напомним, по делу ОПС Аманбаева проходило вместе с ним 33 человека. Их осудили за лжепредпринимательство, ОПГ на сроки от трех до 16 лет.
11 сентября Генеральная прокуратура РК сообщила, что межведомственной следственно-оперативной группой главного надзорного органа расследуется ряд уголовных дел в отношении их сотрудника Рахметова и следователя ДВД Алматы Решетова по заявлению ряда граждан по части 2 статьи 412 УК "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности"; по заявлению гражданина И. по части 2 статьи 274 УК "Распространение заведомо ложной информации".
По материалам досудебного расследования, предоставленным пресс-службой Генпрокуратуры РК, Рахметов и Решетов при отсутствии в действиях рядовых сотрудников правоохранительных и фискальных органов состава преступления якобы инкриминировали им участие в преступной группе, пособничестве в лжепредпринимательстве и злоупотреблении служебным положением. Рахметов и Решетов сейчас находятся под стражей.
"Мой супруг с марта 2015 года возглавлял группу по расследованию дела в отношении генерала Аманбаева и других, - рассказала на пресс-конференции в Алматы супруга Куралбека Рахметова Айнур Дандыбаева. - Тогда из-за большого объема и трудности дела он проводил все время на работе. В начале октября ему поручили второе уголовное дело, выделенное из основного, в отношении подчиненных Аманбаева - финполицейских и сотрудников налоговой. Ранее это уголовное дело расследовалось под руководством другого спецпрокурора, который в сентябре 2016 года принял решение о прекращении уголовного преследования в отношении всех фигурантов дела. Заместитель прокурора Алматы отменил это постановление. Было проведено служебное расследование в отношении спецпрокурора, он был уволен. Уголовное дело было передано моему супругу для дальнейшего расследования".
По словам Айнур Дандыбаевой, ее супруг после завершения расследования этого дела направил обвинительный акт в прокуратуру Алматы для утверждения и передачи в суд. Однако, как отметила Дандыбаева, заместитель прокурора Алматы вынес постановление о прекращении уголовного преследования.
"Я не пойму, что произошло за шесть месяцев. Почему первого спецпрокурора, который прекратил это дело, уволили из органов прокуратуры, второго спецпрокурора, который расследовал дело, проанализировал всю доказательную базу, попытался разобраться, арестовали? Я говорю о моем супруге, - задалась вопросом Айнур Дандыбаева. - Он обратился в прокуратуру Алмалинского района, где хотел разъяснить ситуацию, где его слушать не стали и арестовали".
Как рассказал адвокат следователя Джохар Утебеков, Рахметов подозревается по редчайшей в его практике статье. "Она применяется к следователю в случае какой-то наглейшей фальсификации, подлога, - считает Джохар Утебеков. - Но в данном случае человека судят лишь за то, что его официальная позиция не совпала с позицией прокуратуры. Речь о том, что Рахметов счел этих людей виновными, как следователь. Прокуратура с ним не согласилась, но это всего лишь расхождение мнений. Каких-то данных о том, что он что-то фальсифицировал или совершил подлог, в материалах дела нет. Его привлекают за расхождение точек зрения".
Представляющий интересы двух потерпевших по этому делу адвокат Рашид Тенезбаев, в свою очередь, рассказал, что Рахметов, когда расследовал уголовное дело в отношении Аманбаева и других должностных лиц, сам выделил в отдельное производство дело в отношении его подзащитных - бывших сотрудников финансовой полиции.
"Почему? Потому что по структуре обвинения, если бы они все вместе пошли в суд, там чистейшее оправдание было бы. В отношении по крайней мере сотрудников финансовой полиции, включая Аманбаева и его заметителей Артыкбаева, Казыбаева, с поличным никто не ловил при получении взятки или других злоупотреблений полномочий. Поэтому в этой части Рахметов разделил уголовное дело на два. Основное дело направил в суд вместе с лжепредпринимателями, где Аманбаев выступал руководителем ОПС, а Артыкбаев и Казыбаев - руководителями ОПГ. Отсюда вытекает, что сотрудники финполиции, следователи, инспекторы, начальники управлений из обвинения Рахметова - они действовали в составе ОПГ, то есть способствовали лжепредпринимательству и злоупотребляли своими должностными полномочиями, исполняя незаконные указания Аманбаева, Казыбаева, Артыкбаева. Когда спецпрокурор, коллега Рахметова, расследовал уголовное дело, то прекратил его за отсутствием состава преступления", - сказал он.
По его данным, Рахметов сам инициировал ходатайство в прокуратуру Алматы об отмене постановления о прекращении выделенного в отдельное производство уголовного дела.
"Прокуратура по своей инициативе не прекращала, - пояснил Рашид Тенезбаев. - Рахметов указывал, что это постановление защита Аманбаева и других будут использовать в суде как способ защиты. Если Артыкбаев и Казыбаев давали распоряжения по прекращению уголовных дел, проверок следователям, инспекторам в составе ОПГ, то тогда у них должны быть исполнители. Если нет исполнителей, то и не могут быть руководители. В этой части это обвинение Рахметов таким образом построил. Когда Рахметов начал просить прокуратуру города о том, чтобы отменили постановление, он все это расписывал, естественно его ходатайство прокуратура удовлетворила, решила, что преждевременно принято это решение".
Тенезбаев также сообщил, что "в последующем со стороны надзорного органа в адрес Рахметова были замечания о том, что он нарушает на системной основе уголовно-процессуальное законодательство РК по линии ведения следствия". Адвокат считает, что у следователя не было фактических данных и обвинения.
"Мы неоднократно жаловались на Рахметова. Вот, в частности, с Хасеновым и Сатыбалдиевым (сотрудники финполиции, подзащитные Тенезбаева. - Прим. автора) прямо в лоб говорили, чтобы они давали показания на Артыкбаева и Казыбаева о том, что им давали указания о прекращении уголовного дела. Артыкбаеву тоже предлагалось дать показания на Аманбаева. Такими методами дела и расследовали. Когда он задерживал Сатыбалдиева, прокуратура отменила в этой части решение, сказав, что он незаконно привлекает к уголовной ответственности, есть ряд нарушений уголовно-процессуального законодательства. Он вновь по этим же обстоятельствам предъявляет ему обвинение, то есть новых обстоятельств не добыл, фактических данных не установил. Он что сделал? Он просто менял фамилии и имена в обвинительном акте по основному делу Аманбаева. Обвинение один в один. Он даже не выносил постановление о признании подозреваемыми и признал заведомо виновными", - заключил адвокат.
В Генеральной прокуратуре РК в ответе на официальный запрос Tengrinews.kz сообщили, что не могут предоставить информацию по делу Рахметова, поскольку это противоречит интересам расследования. "Надзор за делом осуществляется Генпрокуратурой. Расследование продолжается и направлено на обеспечение полноты и всесторонности исследования всех обстоятельств", - сказано в ответе.
22 февраля суд вынес приговор по делу об организованных преступных сообществах и группах, которые занимались лжепредпринимательством и обналичиванием денег, добытых преступным путем. Главные фигуранты дела - бывший глава финансовой полиции Алматы Амирхан Аманбаев (осужден на 14 лет), Сергей Ильин (осужден на 16 лет). Остальные 33 подсудимых, среди которых есть сотрудники прокуратуры и финансовой полиции, были лишены свободы на сроки от трех до 16 лет. Один фигурант дела - Евгений Бронников - был оправдан судом.
В доход государства у осужденных конфисковали вертолеты, автомобили, квартиры и крупные суммы денег.