В поисках затерянных сокровищ
Как вы представляете себе археолога? Небритого, сожженного солнцем энтузиаста с кисточкой в загрубевших руках? До недавнего времени он действительно был таким. А теперь обзавелся хорошей техникой и офисом в уютном районе города. Руководитель организации "Археологическая экспертиза" Дмитрий Воякин больше похож на успешного бизнесмена, нежели на ученого. Однако романтика экспедиций и песен у костра никуда не пропала, тайны прошлого все так же манят исследователей, ведь не исключено, что в землях Казахстана археологов ждет находка века.
Вместе с тем, сегодня ученые заняты не только поисками новых артефактов, но и возвращением на родину старых, давно известных науке объектов культурного наследия. В списке вывезенных за рубеж находок официально числится почти 250 предметов, но по самым скромным оценкам в реальности их не менее тысячи.
- TN:
Дмитрий Алексеевич, скажите, как вы пришли в археологию?
- TN:
Насколько казахстанская земля богата на археологические артефакты? И есть ли вероятность того, что у нас скрыта находка века?
- TN:
Есть ли у археологов мечта - найти какой-то определенный артефакт в Казахстане?
- TN:
Как финансируется археология?
- TN:
И все же на науке в Казахстане, как мне кажется, не заработаешь состояния. Я не знаю, есть ли у вас дети, но если бы ваш ребенок стоял перед выбором - стать банкиром, нефтяником или стать археологом, для души - что бы вы посоветовали сделать?
- TN:
Можно ли продавать артефакты, или, если человек преследует такие цели, то он уже не археолог, а мародер?
- TN:
Какие артефакты попадают в руки мародеров?
- TN:
Кому мародеры продают добычу?
- TN:
Получается, что многие наши культурные ценности вывозятся за рубеж, в том числе и таким незаконным способом. Может ли Казахстан заявить на них свои права, если они уже выставлены на торги?
- TN:
Вы обращались к государственным структурам по этому вопросу?
- TN:
Что уже было сделано?
- TN:
То есть решение снимать копии с объектов было принято из-за безысходности?
- TN:
Ранее вы упоминали египетские пирамиды. Ходит множество легенд о том, что люди, которые занимались раскопками, заболевали страшными болезнями и умирали. Есть ли в Казахстане подобные места?
- TN:
Получается, что нет никаких суеверий?
- TN:
А есть ли у археологов приметы?
- TN:
Наверное, не все ваши коллеги столь прагматичны. Можете назвать самые странные приметы, о которых вы слышали?
- TN:
Вы говорили, что являетесь верующим человеком. Но науку и религию часто сталкивают лбами, потому что та же теория Дарвина отчасти была подтверждена археологами. Есть ли в этом противоречие?
- TN:
Слишком много удивительных открытий?
- TN:
Но в споре рождается истина.
- TN:
Спасибо за интервью! Беседовал Дмитрий Хегай