Свалкастан или чистая страна?
О проблемах экологии в современном мире говорят все чаще. Наверняка многим эта проблема кажется далекой от реальности, но так ли это на самом деле?
Какие экологические проблемы угрожают столице? Почему их необходимо решать сейчас и чем может грозить накопление мусора. Об этом и многом другом нам рассказывает общественник, который уже 6 лет изучает вопросы экологии, организатор движения "Мы за чистую страну" Шасалим Шагалимов.
- Tn:
Здравствуйте, Шасалим Шамахмутович, расскажите, почему вы начали заниматься проблемами экологии?
- Шасалим Шагалимов
Все началось с первого субботника. В 2014 году мы с друзьями из клуба "Рыбаки и охотники Астаны" (РиО) поехали на рыбалку на Вячеславское водохранилище близ Астаны. Сказать, что я удивился количеству мусора, не сказать ничего. Обсуждая это с друзьями, я предложил провести здесь капитальный субботник. Друзья пообещали помочь, а мне предстояло решить вопрос организации.
- Tn:
И как, получилось?
- Шасалим Шагалимов
Конечно. Дело в том, что я уже начал активное участие в общественной деятельности и подключил ребят из РиО. Многие приехали с семьями, в итоге нас собралось 60 человек – 50 наших и 10 представителей акимата. За 2 часа мы собрали 9 тонн мусора. Теперь такие мероприятия проводим регулярно.
Даже в этом году, несмотря на пандемию, удалось организовать и провести 4 мероприятия. Правда, стоит отметить, что мусора с каждым годом становится все больше.
- Tn:
Почему?
- Шасалим Шагалимов
Субботник – это борьба с последствиями, а не с причинами. Корень проблемы, как и всегда, заключается в другом. Самый главный вопрос, который меня сейчас волнует, – это стихийные свалки. За последние три года моей общественной деятельности я регулярно выезжаю за город на субботники и могу с уверенностью сказать, что в радиусе 200 километров от столицы очень тяжело найти место, где ты не наткнешься на стихийную свалку.
Проблема здесь не только в недостатке полигонов или перерабатывающих заводов, но и в отсутствии этикета у населения. Нельзя, конечно, сказать, что все люди у нас такие, но чувства ответственности перед своими же соплеменниками все-таки не у всех хватает.
- Tn:
А как бы вы оценили глобальность проблемы? Откровенно говоря, меня, как городского жителя, эта проблема мало беспокоит. Может быть, из-за того, что из окна своей квартиры я не вижу стихийных свалок?
- Шасалим Шагалимов
Конечно. За примерами далеко ходить не нужно. Помните практику снежных полигонов? Зимой снег вывозится и сваливается недалеко от города. Казалось бы, что в этом такого? Снег ведь не мусор, весной растает, но нет. Я посещал этот полигон весной, с приходом тепла вместо подснежников обнажаются груды строительного мусора. Как это выглядит, можете посмотреть здесь.
Зимой это проконтролировать невозможно: в кузов грузится мусор, сверху насыпается снег, и такой "экологичный" груз вываливается на полигон. Весной, когда все это вскроется, действовать уже поздно – попробуйте найти это авто и компанию.
Часто вместо того, чтобы сдавать строительный мусор, его просто закапывают. По Коргалжынской трассе несколько таких мест. Я их недавно снимал. Сейчас вы этого и не почувствуете, но надо помнить, что все эти действия со временем отравляют почву. Последствия долгосрочные – отравляется почва и грунтовые воды.
- Tn:
Как вы предлагаете решить эту проблему?
- Шасалим Шагалимов
Для начала остановимся именно на строительном мусоре, это около 70 процентов от всего на стихийных свалках. На самом деле проблему можно решить очень просто. Во-первых, нужно перенаправить "черный поток" строительного мусора в легальное русло.
- Tn:
Каким образом?
- Шасалим Шагалимов
Прием строительного мусора должен быть бесплатным! Почему? Объясняю. На полигонах необходимо установить дробилки, которые будут измельчать строительный мусор и далее реализовывать как щебень на те же строительные нужды – строительство дорог, отсыпку площадки и так далее. Сейчас уже говорят о строительстве специального полигона для утилизации строительного мусора. Зачем, если его можно использовать.
- Tn:
Почему вы акцентируете внимание именно на этой проблеме?
- Шасалим Шагалимов
Потому что последствия гораздо ближе, чем вам кажется. Уже сейчас многие стройкомпании при работах используют мусор для выравнивания площадок под строительство. Далее его асфальтируют, но это ведь только косметическое решение ситуации. Теперь давайте представим, что в мусор попала хотя бы одна пальчиковая батарейка, которая отравляет 20 квадратных метров почвы. А ведь зачастую там и куски токсичного пластика, резина или даже градусник, что еще хуже. После такой маскировки мусор никуда не пропадает, и, больше того, частицы его попадают в грунтовые воды и отравляют почву вокруг.
- Tn:
Давайте перейдем к фактам.
- Шасалим Шагалимов
Конечно. Изначально вам может показаться, мол, мне-то какое дело до этого? Где полигоны и где я? Это ошибочно. Приведу пример. Возле Коянды (пригород Нур-Султана – прим.) есть большая стихийная свалка в форме большой ямы.
Заброшенный карьер стал общей свалкой.
Эти огромные скопища гниющего мусора пропитываются дождями, и далее этот концентрат попадает в грунтовые воды или подземное озеро. Где гарантии, что в дальнейшем эти вещества не попадут в питьевую воду?
Похожий пример возле села Талапкер в Акмолинской области. Возле села когда-то вырыли карьер для строительства дороги. В итоге дорогу построили, а карьер остался. Угадайте, что произошло дальше?
- Tn:
Там появилась стихийная свалка?
- Шасалим Шагалимов
Ну конечно! Кроме обычного мусора туда теперь сливаются и отходы жизнедеятельности. Из-за арендованных вокруг земель жители села не могут пасти скот в другом месте. Как это отражается на мясе и молоке, догадайтесь сами.
Коровы пасутся прямо на мусоре.
- Tn:
Почему не решается эта проблема?
- Шасалим Шагалимов
В Уголовном кодексе есть 328-я статья "Загрязнение, засорение или истощение вод". Однако вместо уголовной статьи к нарушителями обычно применяют административную. Как это происходит? Допустим, за городом останавливают машину, которая вывозит мусор на необорудованное место. Максимум, что могут сделать сотрудники экологической полиции, предъявить нарушение административной статьи за нарушение правил благоустройства. Но в степи КоАП не работает, на место должен выехать участковый, который и зафиксирует нарушение. Получается диссонанс: столичный полицейский оштрафовать не может, а участковый – он же один на весь район, за всей территорией ему не уследить. Проще говоря, проблема не только в нарушителях, но и в несовершенстве законодательства. Это, кстати, перетекает в следующую проблему.
- Tn:
Какую?
- Шасалим Шагалимов
На сегодняшний день в городе есть всего 5 канализационных насосных станций (КНС). Еще у нас есть поселки-спутники: Косши, Талапкер, Коянды и так далее. У них таких станций нет вообще – как они решают эту проблему? Большинство просто сливают сточные воды за пределами поселков, на "нейтральной" территории между городом и поселком.
КамАЗ сбрасывает мусор за городом.
- Tn:
А какая ситуация в городе?
- Шасалим Шагалимов
Немногим лучше. В городе 700 машин по откачке отходов, которые должны сливать сточные воды на КНС. Недавно я посетил одну из них, за восемь часов работы в графике отметилось всего 14 машин. По моим расчетам, официально в городе работает 500 машин, остальные 200 сливают откачанные из септиков отходы в реки, степь и ближайшие лесопосадки. Самое страшное, что зачастую отходы сливаются в ливневую канализацию, которая должна принимать только талые и дождевые воды. После обильных дождей все это забивает ливневку и всплывает прямо на улицы.
Слив воды прямо на дороге.
Да, может, мы и не ощущаем остро проблему сейчас, но все это уже отражается на экосистеме. Охотники и жители сел уже несколько лет трубят о том, что вокруг города стало очень много зараженных паразитами животных: косули, зайцы, даже рыбы заражаются. Откуда берутся паразиты? Из вот таких сбросов отходов и мусора.
Другой вопрос - ливневые очистные сооружения (ЛОСы). В городе их 17, но знаете ли вы, что по регламенту ливневая вода очищается только от двух компонентов: нефтепродуктов, ила и песка. После очистки от них вода сбрасывается в Акбулак и Ишим, а теперь вспомните, что в ливневые канализации попадает не только дождь, но и отходы жизнедеятельности человека.
- Tn:
Есть ли исследования, которые подтверждают эту опасность?
- Шасалим Шагалимов
В середине лета я проводил анализы. Сам отвез воду из Ишима на экспертизу, которая показала превышение марганца в 4 раза и наличие органики в воде. Откуда органика? Разумеется, из ливневых стоков и незаконных врезок в ливневую систему. Проблема очень серьезная, масштабы ее вы можете оценить в снятом мною фильме.
- Tn:
Что вы можете предложить для решения проблемы?
- Шасалим Шагалимов
Проблема эта очень циклична. С поличным поймать таких нарушителей очень тяжело, поэтому решать ее нужно в правовом поле – регламентами и правилами по работе с канализационными стоками и ливневой канализацией. Правовой метод - единственный способ решить эту проблемы. Наказание должно быть только уголовным. Тогда это будет работать.
- Tn:
Часто ли приходится сталкиваться с подобными недоработками в законодательстве?
- Шасалим Шагалимов
Очень часто. Вы обращаете внимание на растущие в городе деревья? Если живете в столице, то наверняка вы замечали, как много в городе засохших деревьев. Почему так получается? Потому что при заключении договора необходимо уделять внимание очень многим деталям. Дерево – это не бетонный столб. Чтобы оно росло, необходимо не просто посадить дерево, но и правильно выбрать участок, породу дерева, организовать полив, уход, защиту от вредителей. Опять же помните, что делают со строительным мусором? Корни деревьев, достигнув этого слоя, просто погибают.
- Tn:
То есть, выражаясь языком бизнеса, необходимо сопровождать проект?
- Шасалим Шагалимов
Конечно, об этом и речь. В своем Послании Президент озвучил поручение по высадке в стране 15 миллионов деревьев. Но, как показывает практика, можно просто натыкать палок и потом назвать это садом. В условиях сегодняшнего законодательства это звучит не так уж и смешно – примеров хватает. Не так давно я поднимал проблему высаженных деревьев в Ильинке, что близ столицы. Подрядчик высадил саженцы как попало, половина деревьев засохла в итоге. Ужасно, но с некоторых корней при высадке даже не сняли мешковину. Прям так, вместе с веревками покидали в лунки, засыпали, и все. А сколько таких случаев по стране?
С корней дерева даже не сняли мешковину. Как оно будет расти - никого не волнует.
- Tn:
Каким вы видите решение проблемы?
- Шасалим Шагалимов
Необходимо законодательно утвердить норму, которая будет обязывать подрядчиков не только высаживать саженцы, но и сопровождать растения в течение 3 лет гарантийного срока, пока деревья окончательно не приживутся.
- Tn:
А если не приживутся?
- Шасалим Шагалимов
Гарантийные обязательства. Если компания строит дом, то у него ведь есть гарантийный срок? Почему же это не касается такой важной миссии, как высадка деревьев? К такому делу должны допускать только серьезных подрядчиков, имеющих хорошую материальную базу. Допустим, он высадил 1000 деревьев, 100 из них не прижилось. На такой случай у компании должен быть питомник с саженцами деревьев, которыми этот пробел и нужно восполнить. Деньги-то выплачиваются за 1000 деревьев, а не за 900, поэтому это логично.
Взять хотя бы наш город. Системы учета и регистрации зеленых насаждений в столице нет до сих пор.
- Tn:
Какие еще важные проблемы вы бы хотели отметить?
- Шасалим Шагалимов
Отдельно я хотел бы выразиться о ситуации с налогом на транспорт.
- Tn:
А как это связано с экологией?
- Шасалим Шагалимов
У нас в стране очень много автомобилей с большим объемом двигателя. Как вы знаете, транспортный налог у нас немаленький. Из этого вытекает следующая ситуация: многие автолюбители специально занижают объем двигателя на бумаге, переписывают авто на тех, кому не нужно платить налог на транспорт: инвалидов и так далее. Наверное, ни для кого не секрет, что многие этот налог просто игнорируют. На минуточку, самые большие выбросы фиксируются от двигателей внутреннего сгорания.
- Tn:
Ваше предложение?
- Шасалим Шагалимов
Бюджет недополучает огромные деньги из-за этой проблемы. Масштабы громадные, так же как и наносимый автомобилями экологический урон. Опять же здесь есть и коррупционная составляющая – честно переписать авто или занизить объем вряд ли получится.
Я предлагаю полностью исключить транспортный налог и включить его в виде 1-2 тенге в стоимость бензина.
- Tn:
Как это решит проблему экологии?
- Шасалим Шагалимов
У государства не всегда есть возможность собрать транспортный налог. Представьте себе, собирать деньги с 12 миллионов автомобилей либо с пары десятков компаний, продающих топливо. Чувствуете разницу?
Здесь нет ничего кардинально нового, во многих странах эта система уже давно работает. Там люди понятия не имеют, что такое налог на транспорт. Кстати, в случае перехода на эту систему участниками налогообложения станут и иностранцы. Ездишь - платишь. Разве это не справедливо?
- Tn:
Вы ведь знаете, как внимательны наши люди к ценам на бензин?
- Шасалим Шагалимов
Конечно, знаю, иначе бы я не предлагал. Я уже проводил опросы в Сети, большинство автовладельцев меня поддержали. Налог должны платить все, никто с этим спорит, но система должна быть ориентирована на людей и работать для всех одинаково.