Почему сжигание мусора - это правильный путь
Зеленой экономике мировое сообщество сегодня уделяет большое внимание. Вопросы разумного потребления, бережного отношения к природе, переработки и утилизации отходов постоянно поднимаются на самых высоких уровнях. Казахстан в этом вопросе, хотя, к сожалению, и не впереди планеты всей, но работу по сохранению окружающей среды проводит.
Мы уже не раз писали о программах утилизации и переработки отходов, которые сейчас внедряются у нас в стране. Но мировая практика показывает, что даже при наилучших технологиях не более 40 процентов мусора можно использовать вторично. Остальное приходится отвозить на полигоны. Однако решение есть - технология сжигания мусора и получение при этом энергии. О проекте Waste-to-energy, который предусматривает строительство мусоросжигающих заводов в Казахстане, мы побеседовали с вице-министром МЭГПР Ахметжаном Примкуловым.
- Tengrinews:
Ахметжан Абдижамилович, своим первым вопросом я бы хотел внести ясность. Что такое проект Waste-to-energy?
- Ахметжан Примкулов
Waste-to-energy - это проект, который предполагает строительство заводов по термической утилизации отходов. То есть сжигание отходов. Проект в первую очередь нацелен на сокращение накопления отходов, сокращение стихийных свалок и полигонов, где накапливается большое количество метана, парниковых газов, СО2 и так далее. Но также при сжигании образуется энергия, которая будет поставляться в электросети.
Энергетическая утилизация на сегодняшний день является лучшей мировой практикой в области обращения с твердыми бытовыми отходами. Заводы начали строить еще в прошлом веке и возводят до сих пор. Сегодня в мире функционирует порядка 2 тысяч подобных мусоросжигающих заводов. Мы изучали международный опыт на эту тему. Население РК растет, и вместе с этим количество производимого нами мусора также растет. Это мировая тенденция, и в будущем она будет, к сожалению, только усиливаться. Поэтому мы считаем, что строительство мусоросжигающих заводов в рамках проекта Waste-to-energy - это единственно правильный путь.
- Tengrinews:
А какое количество мусора производится сейчас у нас в стране?
- Ахметжан Примкулов
В год в Казахстане образуется порядка 4-5 миллионов тонн твердых бытовых отходов, доля переработки - чуть более 18 процентов, остальное, а это свыше 80 процентов отходов, сейчас захоранивается на полигонах. Сегодня на мусорных полигонах уже накоплено порядка 120-130 миллионов тонн мусора. Однако у нас есть ориентир - 40 процентов доля переработки к 2030 году, при нынешних 18 процентах.
Еще 15 процентов - это использование органической части отходов. Итого, суммарно из отходов можно извлечь 45 процентов полезных продуктов, пригодных для повторного использования и рециркуляции. Эта цифра выбрана как ориентир в странах ЕС. К сожалению, остальные отходы сильно загрязнены, и сегодня практически нет наилучших технологий, с точки зрения цена-качество, для их переработки. Энергетическая утилизация является лучшей мировой практикой в области обращения с твердыми бытовыми отходами.
- Tengrinews:
Строительство скольких мусоросжигающих заводов предусмотрено по этому проекту и где они будут находиться? На какой они стадии строительства?
- Ахметжан Примкулов
Конечно, мы не сможем построить такой завод в каждом населенном пункте. Сейчас мы говорим про областные центры. На первом этапе определили такие города, как: Актобе, Алматы, Усть-Каменогорск, Нур-Султан, Караганда и Шымкент. Работа с потенциальными инвесторами уже начата. Также наше министерство сейчас активно прорабатывает этот вопрос с акиматами по наличию земельных участков и инфраструктуры.
- Tengrinews.kz:
Какие имеются критерии по месту строительства мусоросжигающих заводов?
- Ахметжан Примкулов
Место должно находиться вблизи полигона, чтобы транспортировка отходов была не затратной. Также должна быть точка подключения к электросетям, чтобы завод смог передавать производимую им энергию.
- Tengrinews.kz:
Правильно ли я понимаю, что мусоросжигательный завод - это своего рода ТЭЦ, которая использует в качестве топлива мусор вместо угля или газа? Тогда резонный вопрос: будет ли снижаться тариф на электроэнергию?
- Ахметжан Примкулов
Для экологов, безусловно, такая параллель абсолютна неприемлема. Мы ведь не говорим о классическом мусоросжигании, а обсуждаем получение зеленой энергии из неперерабатываемых отходов. Установки по энергетической утилизации выполняют операцию по восстановлению иерархии отходов, обеспечивая энергией, которая позволяет избегать использования ископаемого топлива и снижает выбросы парниковых газов. Энергетическая утилизация отходов обрабатывает отходы, которые в противном случае были бы захоронены, что является наихудшим вариантом для окружающей среды.
Тарифы снижаться, скорее всего, не будут. Все же основная цель этих заводов - это не производство электроэнергии, а сокращение накоплений отходов. Мы не строим новую энергетическую отрасль. К сожалению, мусоросжигающие заводы - это не альтернатива ТЭЦ, ГЭСМ и так далее. Там не такое большое количество энергии выделяется. Но мы говорим, что это один из видов деятельности, который позволяет заводам компенсировать свои расходы. Без этого дополнительного источника заводы функционировать не смогут. Так как на сегодняшний день тариф на вывоз и переработку отходов минимальный и эти деньги не позволяют заводам функционировать.
Amager Bakke — мусоросжигательный завод на острове Амагер, Копенгаген, Дания.
- Tengrinews.kz:
Старые мусорные полигоны также будут "ворошиться" и сортироваться?
- Ахметжан Примкулов
В законе отмечено, что старые полигоны "ворошиться" не будут. Потому что есть полигоны 50-60-х годов, и мы не знаем, что там захоронено. Это может быть опасно. В этой части мы также изучали международный опыт, и эксперты советуют старые полигоны рекультивировать, делать дегазацию и так далее. На заводах рекомендуется сжигать, так сказать, свежий мусор.
Но есть у нас и молодые мусорные полигоны, на которых захоронен отсортированный, прессованный мусор в брикетах. Вопрос по ним мы будем рассматривать в рамках проектных документов, индивидуально. Если потенциальный поставщик услуг покажет нам, что полигон безопасно можно утилизировать, то мы не против.
Мусорные полигоны все не исчезнут. Но мы говорим о том, что те объемы отходов, которые на них есть, должны сокращаться, а не увеличиваться. К примеру, в Нур-Султане в год накапливается 300 тысяч тонн отходов - почти под тысячу тонн в сутки. При таком положении вещей на 800 тонн отходов ежедневно полигон становится больше. Поэтому после запуска нашего проекта, включая переработку и сжигание, на полигоны должно направляться не более 200 тонн мусора.
- Tengrinews:
А как же зола при сжигании? Куда она будет направляться?
- Ахметжан Примкулов
При сжигании объем отходов уменьшается на 95 процентов. 5 процентов - это зола. У нас есть технологии для использования ее в дорожном строительстве. Что не пойдет туда, будем захоранивать на полигонах.
- Tengrinews:
А что касается экологии? Ведь при сжигании выбрасывается масса вредных веществ в атмосферу. Как это будет регулироваться?
- Ахметжан Примкулов
В законе, подписанном Президентом, мы сделали прямые директивы на европейские стандарты по качеству выбросов. Пятиступенчатая система очистки, как в европейских странах. Заводы будут оснащены автоматизированной системой мониторинга выбросов. Система в режиме онлайн будет передавать показатели качества выбросов на пульт в уполномоченный орган, то есть к нам в министерство. Без этих моментов заводы не будут функционировать. Также будет налажена строгая система контроля за сортировкой мусора, чтобы туда не попали те отходы, которые нельзя сжигать из-за опасных выбросов в атмосферу. Это, стоит отметить, довольно большой список веществ, не подлежащих сжиганию.
Завод во Франкфурте-на-Майне (на фото – справа) был введен в эксплуатацию в 1960-х годах.
- Tengrinews.kz:
Да, все эти моменты требуют строгого контроля. И это как раз один из моментов, из-за которого переживают общественники: сможете ли вы обеспечить столь серьезный контроль за соблюдением всех этих норм?
- Ахметжан Примкулов
Мы для этого и работаем! Я думаю, что мы сможем это сделать! Предполагается проведение общественных слушаний при выборе технологий с учетом объемов выбросов и так далее. Мы изучаем основные технологии, которые сейчас есть в мире. Хотя конечный выбор технологии за инвестором, все это будет обсуждаться с общественностью и уполномоченным органом. Технология должна соответствовать европейским директивам по выбросам, и только тогда мы ее позволим реализовать.
- Tengrinews:
Это зарубежные инвестиции? Какой интерес у инвесторов, если тарифы очень маленькие, а энергии не так много вырабатывается?
- Ахметжан Примкулов
Да, проект планируется строить только на частные инвестиции, в том числе зарубежные. Но без использования бюджетных средств.
Говоря о тарифе, в рамках закона мы заложили применение механизма возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к той электроэнергии, которую производит мусоросжигающий завод. Законом предусматривается гарантированная закупка электрической энергии в течение 15 лет расчетно-финансовым центром у мусоросжигающих заводов по аналогии с ВИЭ, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сектора утилизации отходов.
- Tengrinews:
Один инвестор - один завод?
- Ахметжан Примкулов
Каждый город мы будем объявлять отдельными лотами. Далее будет зависеть от количества участников и тех условий, которые предложит инвестор. Заинтересованность у инвесторов есть. Во время подготовки законопроекта мы прорабатывали с потенциальными инвесторами: Германия, Финляндия, Южная Корея, Китай и другие страны. Все они готовы с нами работать.
Завод Шпиттелау в Вене. Он снабжает теплом и энергией центр австрийской столицы вот уже 50 лет.
- Tengrinews:
Общественники опасаются, что проект Waste-to-energy, в частности строительство мусоросжигающих заводов, негативно повлияет на перерабатывающую отрасль в стране. Есть мнение, что мусоросжигание конкурирует с переработкой. Что вы можете им ответить?
- Ахметжан Примкулов
У любого начинания есть свои плюсы и минусы, а также есть те, кто будет недоволен переменами. Возможно, что для некоторых граждан наша инициатива представляется как некий костер или печка-буржуйка, где мы будем сжигать все подряд и коптить наше небо. Но на самом-то деле у нас совершенно другой подход и строгие стандарты качества. Мы идем по пути тех стран, которые уже давно внедрили у себя эту систему, и она улучшает экологию, а не загрязняет воздух.
Говоря о конкуренции с переработкой: сейчас в Казахстане работают более 200 компаний, которые занимаются переработкой ТБО. Здесь никакой конкуренции нет. Это противоречит нашему Экологическому кодексу. В Экологическом кодексе заложена четкая иерархия: в первую очередь сортировка, затем сжигание.
Никто раздельный сбор мусора в стране не отменяет. Он будет только увеличиваться. Отходы, прежде чем попасть в печку, должны пройти две стадии сортировки: извлечение перерабатываемых видов отходов (пластик, стекло, бумага и так далее); сортировка на предмет извлечения опасных для завода фрагментов (мусор, который нельзя сжигать).
- Tengrinews:
Завершающий вопрос: какие имеются сроки строительства заводов?
- Ахметжан Примкулов
До конца года мы планируем проведение аукционов по 6 регионам. В каком-то регионе начнется строительство завода в этом году, в каком-то - в следующем. В среднем срок строительства заводов - 2-3 года.
- Tengrinews:
Благодарю за интервью.
- Ахметжан Примкулов
Спасибо!
Беседовал Владимир Прокопенко