Почему перерабатывающая отрасль становится драйвером экономики Казахстана
Уже не первый год Казахстан стремится к устойчивому развитию, в том числе и в области защиты окружающей среды. В стране активно поддерживают различные инициативы, имеющие направленность экофрендли (eco-friendly), что означает "безопасный для экологии". Так, с 2016 года функционирует Оператор расширенных обязательств производителей (РОП), именно он занимается организацией сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов в РК. О пятилетних итогах компании, планах на будущее и прозрачности работы мы говорили с председателем правления ТОО "Оператор РОП" Медетом Кумаргалиевым.
- TENGRINEWS:
Ушедший год оказался достаточно сложным для всего мира и для Казахстана. В этот нелегкий период была ли возможность уделять внимание экологии и переработке у нас в стране?
- Медет Кумаргалиев
Год действительно был для нас, впрочем, как и для всего мира, тяжелым. Конечно, пандемия оказала влияние на бизнес в области переработки. Мы видели, что некоторые предприятия начали увольнять людей. Тогда РОП принял решение выдавать субсидии предприятиям авансом. До этого у нас была выдача субсидий только по факту - после сбора мусора. Но мы верим, что наши партнеры выполнят свои обязательства в течение года и таким образом мы стараемся поддержать их в трудный период.
Общая сумма выданных нами в качестве аванса субсидий в 2020 году составила 1 миллиард 139 миллионов тенге. Благодаря этой "подушке безопасности" наши партнеры, а это более 60 предприятий, безболезненно прошли этот сложный период.
Благодаря этому в прошлом году показатель сбора отходов по Казахстану, по данным Министерства экологии, составил 18,6 процента. То есть из 100 процентов образованных отходов 18,6 процента мы сортируем и перерабатываем. Но мы ставим перед собой цель повысить этот показатель до 30 процентов.
- TENGRINEWS:
По всей видимости, на карантине вы зря время не теряли. В этом году Оператору РОП исполняется 5 лет. Какие главные итоги вашей деятельности вы бы озвучили?
- Медет Кумаргалиев
За последние пять лет в Казахстане по линии РОП было собрано и утилизировано свыше полумиллиона отходов автокомпонентов и вторичного сырья. Положительная тенденция роста наблюдается в части сбора и утилизации изношенных шин - утилизировано 102,743 тонны данного вида отходов, с 2017 по 2020 годы (9 месяцев) собрано и переработано 215 243 тонны отходов упаковки.
В течение 5 лет мы показывали результат своей деятельности. Смотрите, на момент внедрения РОП уровень переработки в РК составлял 2,7 процента. После внедрения РОП - сейчас – 18,6 процента. До внедрения РОП в отрасли переработки отходов работали 115 субъектов МСБ, сегодня их 171. В прошлом году Оператором был профинансирован экологический проект "Дарьял-У" - с побережья озера Балхаш на специально оборудованный склад были вывезены ПХД-отходы.
В этом году правительство, Президент, Мажилис дали нам кредит доверия - расширенное направление РОП. Но тут важный момент: это не расширенные возможности, а расширенный круг наших обязанностей. Теперь нам необходимо субсидировать стойкие органические загрязнители. К примеру, возьмем такое вещество, как трансформаторное масло. Оно является сильным загрязнителем. Наша обязанность субсидировать предприятия, которые будут его утилизировать.
- TENGRINEWS:
В нашем прошлом интервью, год назад, вы заявляли, что прорабатывается вопрос внедрения раздельного сбора ТБО в Актобе, Семее и Усть-Каменогорске. Как сейчас обстоит с этим дело?
- Медет Кумаргалиев
Проект находится на завершающей стадии. В рамках материально-технического дооснащения РОП приобретает мусоровозы, контейнеры, а также новую автоматизированную сортировочную линию. Скорость и глубина сортировки отходов в ручном режиме значительно менее эффективна. А теперь мы выйдем на новый уровень. Уже в сентябре этого года в этих городах будет полностью запущен раздельный сбор ТБО.
Нужно учитывать, что все приобретенное нами имущество переходит на баланс акиматов. Мы не просим возврат денег, но просим исполнения главного условия: это 30-процентная доля сортировки и утилизации отходов в городе. В противном случае заберем все обратно. По аналогичному принципу в этом году планируем оснастить еще 5 городов: Павлодар, Талдыкорган, Актау, Экибастуз, Текели.
- TENGRINEWS:
Я слышал, что в 2020 году раздельный сбор ТБО был также внедрен в нескольких нацпарках. Планируется ли увеличение географии по этому проекту?
- Медет Кумаргалиев
Сейчас на территории Иле-Алатауского национального парка раздельный сбор ТБО будет осуществляться по двум фракциям: "сухая" - перерабатываемое вторсырье (пластик, бумага, стекло, металл) и "мокрая" - пищевые и органические отходы. Всего на территории парка было установлено свыше 30 новых контейнерных площадок и закуплено 225 емкостей для сбора отходов. Информация о правилах раздельного сбора размещена на трех языках. 135 оцинкованных контейнеров предназначены для сбора вторичного сырья, остальные 90 "зеленого цвета" - для приема пищевых отходов. На все это мы выделили 33 миллиона тенге.
Вывоз отходов осуществляется специальной техникой, которая была спроектирована по нашему заказу на одном из предприятий в РК. Эти уникальные двухсекционные мусоровозы предназначены для горной местности и позволяют за один рейс забирать ТБО всех фракций. По такому примеру у нас на очереди другие национальные парки и объекты.
- TENGRINEWS:
В нашей прошлой беседе вы также затронули тему внедрения в стране фандоматов - автоматов по приему пустой тары. Есть ли подвижки по этому проекту?
- Медет Кумаргалиев
Подвижки есть, но данный вопрос, к сожалению, одним годом не решается. Мы работаем в этом направлении. Мы сделали научно-исследовательскую работу, направили ее в министерство экологии и по полученным замечаниям дорабатываем.
- TENGRINEWS:
Понятно. Также интересует еще один проект - Waste to Energy. Как обстоят дела с ним?
- Медет Кумаргалиев
В этом году мы планируем начать этот проект Waste-to-energy в Нур-Султане. Идет выбор площадки и инвестора для строительства завода по энергетической утилизации отходов. Заявленная мощность - 10 мегаватт, 300 тысяч тонн ТБО в год. Отходы также будут сортироваться, а неотсортированную часть будем сжигаем. К примеру, сейчас 82 процента отходов в столице закапывают на полигоне.
- TENGRINEWS:
Давайте теперь поговорим про бизнес в области переработки. В 2020 году в интервью вы заявляли, что на утилизацию отходов было выделено 5,2 миллиарда тенге. В этом году сумма как-то изменилась? Сколько новых предприятий открылось в 2020 году?
- Медет Кумаргалиев
Да, сумма значительно повысилась. На 2021 год мы выделяем почти 11 миллиардов тенге. Увеличен в 1,5 раза размер субсидий для сборщиков отходов упаковки. Условия стали привлекательными для отраслевого бизнеса. Так, если в 2020 году у нас было 64 контракта, то уже сейчас мы начали работу с 101 контрагентом. Также в два раза увеличилось количество предприятий, которые занимаются сортировкой и переработкой мусора. Все они получают наши субсидии.
- TENGRINEWS:
То есть, как я понимаю, вы также пересмотрели свой подход к сотрудничеству с предприятиями?
- Медет Кумаргалиев
Все верно. Мы провели ребрендинг наших бизнес-процессов, новая модель финансирования от "Оператора РОП" презентована как проект EcoQoldaý. Казахстан - это огромная территория, и, конечно, в связи с этим любой проект или бизнес - это 70 процентов логистики. Поэтому мы сейчас пришли к тому, чтобы финансировать транспортировку отдельно от субсидий. Таким образом, на 70 процентов увеличился объем субсидий.
К примеру, если весь цикл стоил 17 тенге за килограмм макулатуры, то сейчас - 32 тенге. РОП дает субсидию предприятию, занимающемуся сбором макулатуры, около 32 тенге за килограмм. Но ведь компания еще получает деньги, когда сдает сырье на переработку в АО "Казахстан Кагазы" или Nur Kagazy. Там платят около 50-60 тенге за килограмм. Таким образом, поставщик получает 90 тенге за килограмм макулатуры, я считаю, это прибыльный бизнес. Наша миссия - сделать все, чтобы отходы в Казахстане стали инвестпривлекательными.
- TENGRINEWS:
По всей видимости, сейчас заниматься бизнесом в области переработки мусора действительно выгодно. Поменялись ли критерии работы с новыми компаниями?
- Медет Кумаргалиев
Да, мы полностью пересмотрели наш подход. Раньше, чтобы получить субсидии, от нас было необходимо предоставить 27 документов. Мы привлекали к работе своих аудиторов. Но Глава государства не раз заявлял о "слышащем государстве", и мы изменили свой подход. Мы отказались от аудиторов, оставили всего три документа. Стало намного проще, но при этом все результаты мы передаем в органы госдоходов! Наша философия такова, что мы хотим работать честно и прозрачно, с такими же компаниями.
Сегодня экология стала драйвером экономики. Раньше мусор, который просто так лежал и загрязнял нашу окружающую среду, сегодня является сырьевым сладким придатком. К примеру, сейчас изношенные, старые шины люди ищут, выкапывают и потом сдают. Раньше СТО платили, чтобы у них забрали покрышки, а сейчас им платят. Таким образом, предприятия, которые работают в сфере переработки ТБО, становятся драйверами экономики.
- TENGRINEWS:
Ну и, конечно, утилизация авто. Не могу не спросить про это. Это ведь, можно так сказать, ваш флагманский проект.
- Медет Кумаргалиев
Верно. Наша система авторесайклинга не имеет аналогов в ЦА. Центральный хаб переработки вышедших из утилизации транспортных средств находится в Караганде, а в каждом областном центре имеются пункты сбора старых авто.
В этой области также мы провели ряд улучшений по формату работы. Ранее человек за свой утилизированный автомобиль получал сертификат на некоторую сумму. Деньги обналичить было нельзя, но можно было использовать сертификат в счет суммы первоначального взноса по программе льготного автокредитования. Мы пересмотрели эти принципы, так как вдруг человек вообще не планирует приобретать автомобиль.
Сейчас мы предоставляем возможность получить наличные средства. Суммы выплат за старые авто теперь привязаны к МРП. За легковушку неполной комплектации - порядка 160 тысяч тенге, за комплект РОП выплатит 210 тысяч тенге. Мы получили положительную обратную связь от населения. Если в 2019 году мы собрали 35 733 вышедших из эксплуатации транспортных средства, то в прошлом году было принято свыше 41 тысячи старых автомобилей. На юге также был запущен дополнительный приемный пункт, итого у нас по Казахстану 18 локаций по приему старых автомобилей. За эти годы за сдачу старого авто мы выплатили населению порядка 18,4 миллиарда тенге.
- TENGRINEWS:
А что касается сельскохозяйственной техники? Я слышал, что в этом направлении также ведется работа по утилизации.
- Медет Кумаргалиев
Да, работу ведем по примеру нашей системы авторесайклинга. Сейчас мы строим в Костанае хаб по приему и утилизации сельскохозяйственной техники. С 1 ноября 2020 проект мы запустили прием старой аграрной техники, ее принимают в 11 городах. Квота на этот год составляет 2380 единиц, это 480 комбайнов и 1900 тракторов. Сельскохозяйственная техника принимается в обмен на скидочные сертификаты. Номинал скидочного сертификата варьируется от 560 тысяч тенге до 2 миллионов тенге в зависимости от вида и комплектации самоходной сельскохозяйственной техники.
- TENGRINEWS:
В завершение нашего интервью не могу не спросить про экологическое образование. Знаю, что РОП уделяет этому моменту большое внимание.
- Медет Кумаргалиев
В прошлом году нами был усилен этот блок работы. РОП запустил, я считаю, прекрасную инициативу "ЭкоАсар: марафон добрых дел", суть проекта заключается в том, что школьники сдают вторсырье, наши контрагенты выкупают его, а вырученные деньги идут на благотворительность. К примеру, в Нур-Султане удалось собрать и сдать на дальнейшую переработку 36 965 килограмм вторичного сырья на сумму 1 миллион 33 тысячи тенге. Дети купили ноутбуки для сверстников, которые оказались в затруднительном положении. Затем инициативу поддержали детские сады, которые направили деньги на обновление своих библиотек и помощь столичному питомнику для бездомных животных.
Таким образом, мы достигли сразу нескольких целей: показали ценность отходов, научили сортировке, и определенные воспитательные моменты присутствуют в подобных мероприятиях. Сейчас акция проходит в Семее и Карагандинской области. Параллельно наши экотренеры проводят семинары по раздельному сбору, готовятся методические материалы, выпустили первый сборник экосказок "Приключения Гринейков". Это большая системная работа, а не разовая акция. В этом году мы планируем запустить социальную карту, чтобы в каждом городе, где работают наши контрагенты, у населения была возможность сдачи вторсырья и поддержки подобного марафона добрых дел.
- TENGRINEWS:
Спасибо за интервью!
- Медет Кумаргалиев
Спасибо!