Мы стоим на краю экологической пропасти - Самал Ибраева
Ежегодная динамика уничтожения живой природы фантастическая: более 50 процентов человечеством уже уничтожено. Согласно заявлению ООН, Земля движется к экологической катастрофе. Экологическая повестка выходит на первый план. Так, цель двухнедельного саммита, который сейчас проходит в Глазго, удержать прирост глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов по Цельсию и приложить усилия для ограничения роста температуры до 1,5 градуса.
Основательница и глава Национальной ассоциации экологического туризма "Елім-ай" Самал Ибраева обеспокоена экологическим кризисом, масштабным вымиранием живой природы по причине низкой экологической культуры туристов и бизнеса. Почему ассоциация в свете фантастической динамики уничтожения природы считает необходимым развивать экологический туризм, она рассказала в интервью.
- Самал Ибраева
Экотуризм – относительно новое направление, в свете пандемии ставшее особенно популярным. На сегодняшний день "экологический туризм" либо "устойчивый туризм", как его принято еще называть, имеет ряд определений. В целом он подразумевает "мягкое" воздействие на окружающую среду, а именно – создание инфраструктуры, минимизирующей негативное воздействие на природу. Также в основе экотуризма – помощь местному населению, обеспечение их активного социально-экономического участия и получение ими преимуществ от этой деятельности.
Сегодня экотуризм – тренд современности. По прогнозу экспертов, в будущем он может занять 25 процентов в общем объеме всего мирового туристского рынка. Потенциал для развития экотуризма в Казахстане имеется. На особо охраняемые природные территории страны приходится 26 миллионов гектаров. В стране насчитывается 13 национальных парков и 10 заповедников. В перечень особо охраняемых природных территорий республиканского значения входит 116 зон. В список всемирного наследия ЮНЕСКО – еще 5. Только за период 2019-2020 годов национальные парки страны посетило более 2 миллионов человек.
В то же время потенциал развития Казахстана и в целом Центральной Азии в направлении экотуризма еще не до конца раскрыт.
- Интервьюер:
Что тормозит развитие экотуризма?
- Самал Ибраева
Этому есть конкретные объяснения. В первую очередь, у нас отсутствует системный государственный подход в развитии экотуризма. В 2006 году данный термин закрепился в законодательстве. При этом до сих пор остается открытым вопрос по законодательному регулированию деятельности на особо охраняемых природных территориях. Также не решен вопрос единого центра координирования вопросов продвижения устойчивого туризма. Кто отвечает за стратегию развития внутреннего туризма? Исходя из своего опыта работы в экосфере, уверено могу сказать: без отдельного законопроекта, четкой траектории и позиции развития продвижение экотуризма невозможно.
В стране назрела необходимость разработки отдельного законопроекта об экологическом туризме. Мы, как ассоциация, готовы провести эту работу с депутатами, профильными министерствами, ищем поддержку у министерств и ведомств, которые близки к экологии и туризму. На данный момент синергии в работе не наблюдаю.
- Интервьюер:
А как обстоят дела с кадрами в 13 нацпарках?
- Самал Ибраева
Для всех нацпарков характерен острый дефицит кадров в инспекторском составе. Сегодня объем работы, определенный за каждым инспектором, в разы превышает нормы, установленные всеми утвержденными стандартами. Так, в текущих реалиях на каждого инспектора возлагается объем в 5-10 тысяч гектаров вместо положенных не более 2 тысяч гектаров. Безусловно, дефицит кадров и отсутствие материальных стимулов значительно снижают эффективность работы особо охраняемых природных объектов.
- Интервьюер:
Без должной культуры бережного отношения к природе экотуризм особого развития не получит. Изменился ли за это время уровень экокультуры у населения и бизнеса?
- Самал Ибраева
Сегодняшняя реальность – низкий уровень экологического просвещения, отсутствие проэкологического мышления среди подавляющего большинства населения Казахстана. Доминирующая часть населения и бизнеса в вопросах экологии все еще находится вне экологического информационного поля.
Достаточно вспомнить розовое озеро Кобейтуз. В один момент туда буквально хлынул огромный поток туристов. Люди в буквальном смысле заезжали в озеро на автомобилях, приезжали с лопатами и набирали грязь и соль, оставляли мусор. Другой пример – живописное Большое алматинское озеро, откуда волонтеры и просто неравнодушные жители не успевают вывозить мусор мешками. Таких примеров много.
Что касается бизнеса, преимущественно большая часть казахстанского бизнеса по-прежнему является далеко "не экологичной", несмотря на то что мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки. Увы, в наших реалиях толкование экотуризма пока сводится к тому, чтобы как можно быстрее снять ответственность и передать развитие объектов экотуризма – нацпарков - в полувековое управление частному бизнесу. Выполняет ли бизнес все условия, которые он так красноречиво презентовал и которые формально и детально нигде не получили отражения, придерживается ли принципа "Не причинить вреда живой природе!"? Это все еще открытый вопрос в нашей стране. Так дальше продолжаться не может. "Потакание бизнесу" именно на особо охраняемых территориях приведет нас к экологической пропасти.
- Интервьюер:
Динамика уничтожения живой природы выглядит фантастически. Вас не пугает, что развитие экотуризма и увеличение потока туристов еще больше ухудшат экологическую ситуацию?
- Самал Ибраева
Да, бесспорно, ситуация уничтожения живой природы выглядит ужасающе. Аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год отмечают, что человечество уже привело к гибели 83 процентов всех диких млекопитающих и половины всех растений. Поэтому именно сейчас актуальным становится радикальный пересмотр в отношении влияния человека на природу. При системном подходе к развитию экотуризма, когда есть и работают законы, сертифицированы тропы, определена и соблюдается рекреационная нагрузка в нацпарках, вмешательство в экосистему остается минимальным.
- Интервьюер:
Получается, что основное направление работы ассоциации - это забота об экосистеме и порядок в нацпарках?
- Самал Ибраева
Не совсем так. Мы хорошо понимаем, что, проявляя заботу только к нацпаркам и игнорируя экологические проблемы в регионе, мы не добьемся должного результата. Вопросы экологии, как никогда раньше, должны быть в приоритете у любого государства. Как показывает конференция COP-26 в Глазго, в которой я принимаю участие как делегат от нашего государства, все страны крайне обеспокоены глобальными экологическими изменениями.
Обеспокоенность обоснованна. Вы посмотрите, что происходит в нашей стране: засуха, маловодье, обмеление реки Жайык, высыхание Сырдарьи… Все это сопровождается общественным резонансом со стороны населения. Ситуация с Талдыколем показала, насколько наше общество созрело и готово отстаивать свои права жить в стране, где берегут, а не уничтожают природу во благо бизнеса и других интересов.
Безусловно, это работа не одного дня. Все это требует ежедневной работы, немалых вложений и, главное, людей, которые любят свой край и свою страну.
- Интервьюер:
Ранее вы отметили, что в основе экотуризма - помощь местному населению. В чем она конкретно заключается?
- Самал Ибраева
Важно то, что, улучшая условия в нацпарках, мы улучшаем жизнь людей, проживающих вблизи нацпарков. Население этой местности крайне заинтересовано в туристах. Хороший пример – жители поселка Саты, расположенного в национальном парке "Көлсай көлдері озера". В настоящее время парк включен в список всемирной сети биосферных резерватов ЮНЕСКО. Население этой местности довольно хорошо понимает и ощущает на себе эффект от развития туризма и притока туристов и прикладывает усилия, чтобы туристу здесь было комфортно и хотелось вернуться. Для этих целей население свободно говорит на английском языке, всегда организовывает дружелюбный прием и показывает все наше казахское гостеприимство.
Альтернативный пример – урочище Бозжыра, местному населению которого так и не разъяснили, для чего это все, что это даст людям, которые живут там.
Желания чиновников или конкретного бизнесмена мало в таких вопросах. Здесь важно услышать мнение народа, выстроить диалог с жителями этой местности.
- Интервьюер:
Чем конкретно планирует заниматься ваша ассоциация?
- Самал Ибраева
Планируем принять активное участие в совершенствовании законодательных норм в области экологии, туризма, привлекая широкую общественность и экспертов в этой сфере. Все это будем делать с учетом международного опыта и уникальных особенностей наших охраняемых природных территорий. Так, по итогам нашей сессии на площадке EXPO 2020 в Дубае достигнуты определенные договоренности с международными фондами, представителями власти и бизнеса о том, чтобы в ближайшее время разработать стратегию развития устойчивого туризма.
Первоочередной нашей задачей также будет формирование единого регулирования и правил игры для всех организаций в сфере экотуризма, всех посетителей заповедников и национальных парков. Приоритетным направлением станет внедрение экологичных бизнес-процессов во всех нацпарках и вместе с этим кардинальное реформирование работы нацпарков. В основе этой работы и ее результатом будет транспарентность для граждан, охрана биологического и ландшафтного разнообразия. Усилия ассоциации также будут направлены на повышение уровня образования в экологической сфере. Для нас также важно развитие волонтерского движения в нацпарках. Мы намерены расширить сеть волонтерских экодвижений в регионах Казахстана.
Надеемся, что наши нацпарки и другие объекты экотуризма будут объединяться, активно взаимодействовать и делиться опытом друг с другом. В этом плане опыт Кыргызстана и Монголии нас впечатлил. Есть чему учиться.