1. Главная
  2. Почитай

Имам, который стал Триллионером. Аляутдинов о бороде, коротких штанах и запретах в пост

Интервью на тему ✅ Имам, который стал Триллионером. Аляутдинов о бороде, коротких штанах и запретах в пост ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Шамиля Аляутдинова можно назвать, пожалуй, самым продвинутым имамом на всем постсоветском пространстве. Он современный, активно использует в своей деятельности все технические новшества. Несмотря на то, что живет он в Москве, и вроде бы в другой стране, тем не менее оказывает огромное влияние на умы многих казахстанцев через свой проект "Триллионер" (проект направлен на развитие личности, под словом "Триллионер" понимается человек неограниченных возможностей). Например, на его сайте вы найдете видеоролик, в котором житель Астаны рассказывает о том, какие произошли с ним перемены после семинара Аляутдинова. Имам Московской Мемориальной мечети известен не только своими мотивирующими речами, но и своим образом жизни. Даже в мусульманский пост он не прекращает заниматься спортом. "Если у меня мозги начинают тормозить, то я встаю в планку, прокачиваюсь на турнике, отжимаюсь, приседаю, активизирую кровоток. Все тело, мозг работают", - говорит имам. Шамиль Аляутдинов дал большое интервью корреспонденту Tengrinews.kz

TN:

Сейчас священный месяц Рамадан (Рамазан), мусульмане соблюдают пост. На днях я видел ваш прямой эфир, где вы, в частности, отвечали на вопросы о том, можно ли мыться в мусульманский пост, можно ли полоскать горло, чистить зубы. Я помню, что чуть ранее вас спрашивали по поводу интимных отношений в пост (половые сношения между супругами допустимы в Рамадан, но только ночью; а поцелуи и объятия разрешены в любое время - прим. Tengrinews.kz), занятии физкультурой. Я понимаю, что вам приходится отвечать на эти вопросы каждый год. Но ведь все правила этого поста установлены уже очень давно, веками сложились. Как вы думаете, почему возникают все эти вопросы до сих пор?

Шамиль Аляутдинов

Еще являясь студентом египетского университета "аль-Азхар" в 90-х, я отвечал начинающим на подобные вопросы. Прежде чем ответить, исследовал тему. Ответы на все эти вопросы есть в мусульманском богословии, сформулированы 14 веков назад. Когда я только стал имамом, отвечал устно. Потом понял, что меня на всех не хватит, и начал писать. Постепенно ответы переросли в статьи, потом в книгу - "Все о мусульманском посте и Курбан-байраме".

Почему у людей возникают такие вопросы? Новичков очень много. Наша аудитория на umma.ru и на моей страничке в Фейсбук постоянно растет, а в пост идет резкий ее рост. Периодически я читаю от своих подписчиков: "В этом году у меня первый пост, слушаю ваши проповеди, вот решил осмелиться…". Не все разом приобщились к посту. Каждый открывает это для себя на каком-то этапе жизни.

На днях одна семейная пара пришла в мечеть - разумные верующие, но несчастные в семейной жизни. Все из-за того, что муж давит на жену в соблюдении религиозности. Жена все это в себе накапливает, потом взрывается. Ну послушайте, религиозность должна не разрушать семью, а объединять. Я им сказал, что они должны взять себе за ритуал: утром обнять друг друга, поцеловать, сказать приятное, и тоже самое вечером. Религия помогает человеку быть счастливым, не только в вечности, но еще здесь, в земной жизни. К сожалению, многие люди этого недопонимают и перегибают палку. Вера должна наполнять нас энергией, силой и радостью. И Рамадан в этом - огромная для нас поддержка, опора и помощь.

TN:

И все равно в комментариях люди пишут, мол, нам в пост даже нельзя глотать слюну…

Шамиль Аляутдинов

Ну это же чистой воды глупости! И эти глупости в 90-х - начале 2000-х даже по телевизору иногда озвучивались в некоторых передачах. То есть корреспонденты, особо не изучая вопроса или беря интервью у совсем некомпетентных людей, писали о том, что нельзя глотать слюну во время поста, что нельзя почесать ухо, нельзя купаться, чистить зубы. Столько надуманных "нельзя", просто надуманных! Моя задача - развенчать эти мифы, объяснить, как действительно правильно. В своих исследованиях я всегда опираюсь на авторитетные богословские источники, даю ссылки на аяты, хадисы и теологическую литературу (более подробно о том, что можно в пост, а что нельзя, читайте здесь).

TN:

В Казахстане многие люди считают себя мусульманами по рождению. Вместе с тем они могут вести достаточно свободный образ жизни. Например, всем известно, что ислам запрещает алкоголь. Есть определенная часть людей, которая употребляет его по праздникам, при этом считают себя мусульманами, посещают мечеть, следуют мусульманским обрядам, держат пост. Понятно, что нельзя заглянуть человеку в душу и измерить уровень его веры. Как вы считаете, лучше уж так, нежели вообще не интересоваться духовностью?

Шамиль Аляутдинов

За свою бытность имамом я даже встречал случаи, как люди становились очень религиозными, очень набожными верующими, но потом оказывались в тюрьме за продажу наркотиков. Жизнь человека - это процесс, который может идти как в хорошую сторону, так и в плохую. Если человек делает шаг в направлении к вере, просвещению, духовности, нравственности, к Богу, это очень хорошо. Если он сразу превращается в идеально набожного, сомневаюсь, что он таким и останется. Люди быстро не меняются. С начала 2000-х я увлекаюсь нейробиологией и знаю, что мозг меняет нейронные пути при очень усиленной, конкретной работе в течение 3-6 месяцев.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

Человек научился молиться, поститься и стал ангелом за неделю - не верю! Есть очень мощный хадис, когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада, однако (он в корне преобразится и) завершит жизнь делами обитателей Рая (где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется)". Вот вам ответ.

TN:

Время от времени у нас обсуждается тема бороды и коротких штанов. Знаю, что вас об этом много спрашивают, но все-таки хочется, чтобы и в нашем интервью это прозвучало. Эта мода на бороду, какой бы она ни была, и на короткие штаны имеет отношение к исламу?

Шамиль Аляутдинов

С конца 90-х я писал статьи, исследования, посвященные темам, на которых делали акцент радикалы и экстремисты: короткие штаны, дерганье пальцем в намазе, борода, паранджа и так далее. Впоследствии эти статьи были собраны в книгу - "Как увидеть Рай?".

Говоря о коротких штанах. Во времена пророка Мухаммада богатые люди надевали длинные одежды, которые волочились по земле, это указывало на их статус, этим они выражали свое высокое положение, гордо взирая на других. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: "Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле), и проявляет через это высокомерность (надменность; будто он - король, а все остальные - пешки), на того Бог не посмотрит в Судный День (не проявит к нему Свою милость)". Во время произнесения Пророком этих слов Абу Бакр уточнил: "О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?" Пророк ответил: "Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие". То есть важна не длина, а намерение.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

Я сам периодически пересекался с людьми, которые укоротили штаны, отпустили бороду и смотрят на тебя свысока, потому что у тебя нет бороды и штаны не короткие. Укорачивая штаны и отпуская длинную бороду, они, сами того не замечая, проявляют кичливость и высокомерие перед другими, тем самым совершая грех.

TN:

Ваше становление как личности и как богослова пришлись, по сути, на развал Советского Союза, на те самые лихие 90-е. Вы как-то говорили, что вашим родителям удалось оградить вас от дурного влияния улицы. Расскажите, как у них это получилось?

Шамиль Аляутдинов

Школьные годы пришлись на 80-е. Слава богу, я ни разу не выкурил ни одной сигареты, никогда не употреблял алкоголя, а уж тем более наркотиков, никаких романов у меня тоже не было. Бог миловал. Мои родители были обычными советскими людьми с высшим образованием. Когда мне было 13 лет, мама решила, что нужно пойти в мечеть. Хорошо помню тот день, когда я впервые зашел в мечеть. Это была Московская Соборная мечеть. Она никогда не закрывалась в советский период. Был солнечный день, и столько света внутри самой мечети, почти пустой и с немногочисленными окнами. С тех пор я стал учиться читать на старотатарском языке, по дореволюционным книгам, потому что современных религиозных книг не было вообще. Мне подарили Коран и коврик. Я научился тому, как молиться и поститься.

В школе я был пионерским активистом, при этом не круглым отличником, а просто хорошистом. Успел побывать председателем комсомольской организации. Была хорошая среда, окружение. А дома - моя бабушка, которая всегда молилась, и другие родные люди, которые знали, что такое молитва, пост. Все это и помогло избежать дурного влияния улицы.

TN:

Когда вы учились в египетском университете, у вас были сомнения в том, что вы выбрали верную стезю?

Шамиль Аляутдинов

Закончив школу, когда мне только исполнилось 18, я уехал на учебу в Египет. Для выезда за границу нужно было получать специальное разрешение из МИДа. Хорошо, что в окружении муфтия (Аляутдинов тогда работал его секретарем-референтом. - прим. Tengrinews) был человек, который помог мне поставить печать.

И вот учеба. Да, было сложно. Первые два с половиной года я не выезжал оттуда, но это очень мне помогло. Все те, кто на летние каникулы возвращался домой, особенно в первые годы поступления, не доучились. Вообще многие из тех, которые говорят, что они учились в Египте, не закончили обучение и не получили диплом университета. Безвылазно находясь там, я поставил себя в жесткие, аскетические рамки. 18 лет - это такой армейский возраст. Для меня это была настоящая армия с жарким климатом и жесткими условиями. В итоге я получил общерелигиозное образование в Академии университета "аль-Азхар" (четыре года обучения закончил за два) и с этим дипломом поступил на факультет шариата, где проучился еще четыре года.

Когда поступил на факультет шариата, первый год был крайне сложным. Арабско-русский словарь Баранова мне не помогал. Использовалось много специфической богословской терминологии. И тогда я купил плеер с микрофоном, который клал прямо на стол преподавателю и записывал лекции. В аудитории садился на первый ряд. Я покупал много книг. Средневековые труды тяжело было понять, текст играл смыслами. Приходилось перечитывать тему в разных многотомных первоисточниках. Моя голова не выдерживала. По окончании первого года на факультете я задумался: а не слишком ли все это тяжело, может быть, это не мое? Я заказал международный телефонный разговор с бабушкой. Она мне рассказала свой недавний сон, и этот сон стал для меня четким ответом. Я сказал себе: прешь как танк, идешь дальше и вообще ни на что не обращаешь внимания. И этот барьер действительно был пройден.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

Другой барьер заключался в распространенном убеждении, что священнослужитель не заработает себе на жизнь. Большинство студентов задавались вопросами: как я буду жить и чем кормить свою семью, если стану богословом? Это их тормозило. Когда Советский Союз развалился и в начале 90-х хлынуло много разных туристов, эти ребята сменили направление: кто-то начал возить товар из-за границы, кто-то устроился работать переводчиком, ведь там можно было заработать 100-300 долларов в месяц, а студент получал максимум 70 долларов, из которых нужно было выделить на еду, жилье и транспорт. Поэтому многие этим соблазнились.

В то время в Египте были на виду черные Peugeot 407, на них ездили чиновники (по популярности Аляутдинов сравнивает эти авто с черной "Волгой" в СССР. - прим. Tengrinews). Хотя мне никогда эти французские машины не нравились. Даже когда я стал зарабатывать и за 11 лет сменил 11 автомобилей, "Пежо" никогда не покупал. Тем не менее на тот момент они считались крутыми. Так вот, всякий раз проходя мимо такой машины, я сам себе внутренне говорил: "Дай Бог, в раю". Моя главная задача была выучиться.

TN:

Мы знаем, что в Казахстане у вас очень много друзей. И многие были приятно удивлены, когда увидели символику Астаны на вашем телефоне. О том, что это подарок от казахстанцев, вы уже рассказывали. А хотелось бы узнать вот о чем. Вы периодически организуете тренинги, стараетесь мотивировать людей на то, чтобы, как это сейчас модно говорить, "стать лучшей версией себя". Скажите, с какой главной проблемой к вам на тренинги приходят казахстанцы?

Шамиль Аляутдинов

Казахстанцы - самая активная часть моей аудитории. Мы проводили в Нью-Йорке, прямо на Бродвее, двухдневный семинар, и 30 процентов участников были казахстанцами. На семинаре в Дубае 30-40 процентов - казахстанцы. На семинар в Москве приходит хотя бы один-два человека из Казахстана. Семинар в Таиланде - чуть ли не полгруппы из Казахстана.

У казахстанцев сильно развито и выражено стремление учиться, становиться лучше, а также патриотизм, желание сделать что-то во благо своего государства, во благо будущего поколения. Мне приятно слышать, что после семинара у них жизнь становится лучше: у кого-то в семье наладилось, у кого-то в финансах, кто-то разобрался в самом себе.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

TN:

У вас пять детей, и вы как-то рассказывали, что всегда обходились без нянек и сами воспитывали своих детей. Но учитывая то, что у вас напряженный график - вы и имам, и руководитель мечети, и коуч, и график поездок у вас расписан до октября…

Шамиль Аляутдинов

Это еще не полное расписание.

TN:

Когда вы все успеваете? На своих семинарах вы часто говорите, что родители должны интересоваться, чем дети занимаются, что они любят, стараться узнать их внутренний мир. Как все успевать, если человек так активно занят работой?

Шамиль Аляутдинов

В 23 года я стал работать имамом мечети на Поклонной горе. Работал целыми днями, в мечети оставался и на ночь, сил не было, чтобы доехать до дома. Общаясь с прихожанами изо дня в день, выслушивая их, становишься как выжатый лимон. А получилось, что через год приходили те же самые люди, с одной и той же просьбой - помолиться за умерших, а я-то им год назад объяснял: необходимо научиться чему-то самим, выучить хотя бы короткую молитву, начать совершать намаз. Тогда я подумал: я на вас столько времени потратил, а вы за год не сделали даже малого шага в духовном развитии! Потом стал раздавать людям листы с распечатанными моими проповедями, затем появились аудиокассеты, видеокассеты… появились мои книги.

Когда я женился, мне было 25 лет, супруге - 20. Просто бабушка мне сказала, что пора жениться. Я тогда был весь в работе. Дети у нас с супругой рождались каждые два года. В 29 лет у меня родился первый ребенок. К тому моменту супруга как раз окончила университет. После того как вышла замуж, она больше никогда не работала. Нянечек, домработниц у нас никогда не было. В исключительных случаях могла помочь моя мама.


Супруга. Фото со страницы Аляутдинова в facebook

Когда у нас родилось уже четверо детей, не рассчитывали, что заведем еще. Но Всевышнему было угодно иное. Появился пятый ребенок. Конечно, мы, люди, стремимся к комфорту в жизни, но нужно понимать, что через нас дается возможность прийти в этот мир новым личностям. Мы через это раскрываемся, через них развиваемся, через них приближаемся к Богу.

Первые 15 лет после женитьбы я много времени проводил на работе. До 7 утра выезжал на работу, приезжал в 11 вечера. Дети утром еще спали, а вечером они уже спали. С супругой мы всегда, даже если я приезжал поздно, общались за ужином. Ежедневное общение между мужем и женой очень важно.

Я не замечал того, что много работал. Сейчас понимаю, что таким образом закладывал интеллектуальный, финансовый базис для следующего этапа жизни. Супруга с пониманием относилась к моей занятости. Слушая истории участниц моих семинаров, могу сказать, что многие жены подобного не понимают, не одобряют. Я спрашиваю их: "Муж курит?" - "Нет". - "Пьет?" - "Нет". - "Гуляет?" - "Нет". - "Зарабатывает хорошо?" - "Да". - "Сколько ему лет?" - "30". - "Ну послушайте, он в таком возрасте, когда должен активно работать и добиваться! Не надо встречать его со сковородкой в руках или с бензопилой и начинать пилить своими недовольными возмущениями. Это убийственно для ваших отношений с мужем!"

Как-то был случай, один мой сотрудник стал работать дольше, его жена завозмущалась и позвонила моей. Супруга ответила: "Знаешь, а Шамиль в таком режиме уже 13 лет работает".

В таком режиме я работал примерно 15 лет, потом сдвигал время: возвращался домой в 9 вечера, через год - в 6-7 вечера, еще через год - в 5. Последний год я работаю только с 7 утра до часу дня, иногда могу задержаться до двух, потом уезжаю с работы. Я добился того, что остаток своей жизни могу вообще не работать.

Возвращаясь к теме детей. У нас есть традиция: в летний период мы на месяц все вместе едем за границу, обычно к морю. Это всегда отдых с пользой, дети в это время изучают языки. Полдня они, например, проводят на курсах английского, а полдня мы всей семьей загораем у моря, общаемся.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

А еще последние два года я всегда ужинаю вместе с семьей, с детьми, для других меня в это время нет. В какие бы крутые места и поездки меня ни приглашали, это время священно.

TN:

У вас есть какое-то семейное правило по пользованию смартфонами, Интернетом?

Шамиль Аляутдинов

Когда "айфоны" только появились, я купил одну из первых моделей старшему сыну, который учился во втором классе. Потом я заметил, что он загружает в телефон игры. Стал объяснять ему, как они влияют на мозг: их вред равен вреду от употребления наркотиков или алкоголя. Любому ребенку нужно тысячи раз объяснить вред электронных игр, вред сигарет, и делать это надо убедительно, приводя живые примеры. Чтобы папа когда-нибудь играл в электронные игры - такого дети никогда в жизни не видели, чтобы папа когда-то кричал на маму, а тем более ударил, - никогда они такого не видели. Я могу повысить голос, особенно на мальчиков, если они опасно играют или обижают друг друга, но кого-то оскорблять, унижать - ни в коем случае.

Сейчас мой старший сын учится в казанском лицее для мальчиков. По учебе ему нужен был смартфон. Я купил ему "айфон", но не последнюю модель, а подешевле. У нас с ним один  iTunes на двоих: если я включаю себе музыку для спорта, у него iTunes отключается. Вроде как неудобство. Вы скажете: "Шамиль, у тебя, слава богу, все нормально с финансами, почему ты не можешь 169 рублей оплатить отдельно себе и сыну?" Копейка рубль бережет - одно из моих правил. К тому же я вижу, что мой сын слушает. У всех остальных наших детей кнопочные телефоны с маленьким экранчиком.

TN:

И напоследок скажите что-нибудь для тех, кто сейчас держит пост.

Шамиль Аляутдинов

На umma.ru в Рамадан мы запускаем марафон: люди ставят себе три цели на месяц и четко каждый день двигаются к ним, совершая конкретные действия. Вечером они пишут отчет о проделанном. Я также участвую в этом забеге и тоже каждый вечер пишу отчет. Вроде бы пост, голова плохо работает. Но если у меня мозги начинают тормозить, я встаю в планку (4 минуты), параллельно, пока стою в планке, могу кому-то ответить на моей страничке в Фейсбуке, прокачиваюсь на турнике, отжимаюсь, приседаю, активизирую кровоток. Все, мозг работает.


Фото со страницы Аляутдинова в facebook

Если вы знаете, чего хотите, то Рамадан - это благодатнейшее время для того, чтобы ускорить движение и получить наибольшие результаты. Поэтому желаю всем двигаться только вперед, вверх, радоваться жизни и быть счастливыми.

Беседовал Ренат Ташкинбаев




Join Telegram