1. Главная
  2. Почитай

Директор "Яндекса" в Казахстане - об отечественных айтишниках и переводе сервисов на казахский язык

Интервью на тему ✅ Директор "Яндекса" в Казахстане - об отечественных айтишниках и переводе сервисов на казахский язык ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

На прошедшей в конце мая конференции Yet another Conference генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож презентовал новые продукты компании. Мультимедиа-платформа с голосовым помощником, сервис каршеринга, подписка на все сервисы компании и еще несколько других инновационных продуктов привлекли к себе внимание техногиков и любителей сервисов "Яндекса".

Мы решили узнать, когда презентованные сервисы будут доступны для казахстанцев. На этот и другие вопросы ответил генеральный директор "Яндекса" в Казахстане Артем Борисов. В интервью Tengrinews.kz он рассказал о казахстанских айтишниках, первом годе офиса в Алматы и переводе сервисов на казахский язык.

TN:

На YaC презентовали Яндекс.Станцию - умную колонку c голосовым помощником Алисой, которая понимает по-русски и помогает в повседневных делах. Продажи стартуют летом и только в Москве. И раз уж в Казахстане есть офис, можно ли в будущем ожидать, что купить ее можно будет и у нас? И будут ли работать сервисы, которые присутствуют в Станции (Амедиатека, фильмы на Кинопоиске и ivi.ru) в Казахстане?

Артем Борисов

На начальном этапе мы фокусируемся на российском рынке, и Яндекс.Станцию можно будет купить на территории России. При этом если вы вместе с ней переедете в другую страну, сервисы "Яндекса" в ней будут работать так же, как и в регионе вашего первоначального пребывания. Работа партнерских сервисов, например сторонних стримингов, зависит от того, как они предоставляют свои услуги на этой территории.

TN:

Около года назад вы запустили офис "Яндекса" в Казахстане. Хотелось бы узнать о впечатлениях от первого года. Какие планы у вас были? Достигли ли того, чего хотели?

Артем Борисов

Первый год у нас был в каком-то смысле тестовый. Запустили офис с небольшим количеством персонала, и задачи были больше коммерческие - мы помогали клиентам Я.Директ. Основная задача была стать ближе к клиентам, так как их число постоянно росло, но уже тогда мы видели большой потенциал казахстанского рынка и начали больше фокусироваться на запуске и развитии сервисов, которые интересны казахстанцам.

TN:

Помимо офиса, год назад запустился проект "Яндекс.Лицей" в Астане и Алматы. Насколько мы помним, обучение двухгодичное. Каковы промежуточные результаты? Как вам наши дети?

Артем Борисов

Дети способные, выпускники будут обязательно. По количеству не могу сориентировать, это станет известно ближе к концу обучения. Но что можно точно сказать - мы в этом году открываем еще четыре Яндекс.Лицея - в Актау, Уральске, Петропавловске и Астане. И они будут интегрированы с Назарбаев Интеллектуальными школами. И получается, что дети, которые раньше могли только в ограниченном количестве попасть в Яндекс.Лицей для изучения языка программирования Python, будут изучать Python уже в школе, на уроках информатики.

TN:

Несколько месяцев назад у вас была открыта вакансия "менеджер проектов" для Беларуси и Казахстана, в число обязанностей входила локализация продуктов. Нашли ли вы человека и как обстоит дело с локализацией продуктов для Казахстана?

Артем Борисов

Смотрите, что было сделано. Пользователи могут выбрать казахский язык как основной на главной странице Яндекса, в Яндекс.Почте, Яндекс.Погоде, и сейчас мы занимаемся допереводом на казахский язык большинства сервисов. Среди сервисов, которые мы уже запустили для Казахстана в этом году, можно выделить балл пробок для Алматы и Астаны, а также карту пыльцы для аллергиков, которая работает в ряде регионов Казахстана. В ближайшее время, как только будут какие-то обновления, мы обязательно сообщим. Сейчас у нас в работе новые сервисы, не буду раскрывать какие, они запустятся ближе к концу лета - началу осени. Отдельные, интересные, в том числе специально выделенные для казахстанцев.

Что касается человека, мы немного пересмотрели политику развития - я сейчас отвечаю и за развитие коммерческой функции, и за развитие поиска Яндекса, и за локализацию сервисов. У меня есть сотрудники, которые находятся удаленно в России. Немного пересмотрели структуру работы.

TN:

Примерно год назад вы говорили, что в некоторых поисковых запросах, запросы на казахском языке составляют примерно 30 процентов от общего поиска. Какая сейчас ситуация с запросами на казахском языке?

Артем Борисов

По нашей аналитике ситуация не сильно изменилась. Но мы знаем, что казахский язык очень важен, и мы смотрим в эту сторону обязательно. С точки зрения переводов, допереводов языка сервисов - следим за изменениями в алфавите.

TN:

Вы имеете в виду перевод сервисов "Яндекса" на казахский алфавит на латинской графике?

Артем Борисов

Как только будет окончательный вариант. Потому что, смотрите, недавно утвердили алфавит, потом через два месяца поправки были. Мы все-таки хотим начать работу, когда точно будет новый алфавит, новые правила языка. Там, насколько я помню, целая программа, расписанная по годам до 2025 года.

TN:

Озвучивалось мнение, что латинизация поможет развитию информационных технологий и будет способствовать повышению уровня цифровой грамотности населения. Как считаете, поможет это Казахстану в развитии информационных технологий?

Артем Борисов

Я бы не стал связывать эти две истории. Мне кажется в развитии технологий больше помогут какие-то образовательные мероприятия, обучение IT-сообществ. Например, мы недавно провели первый мастер-класс для программистов в Алматы. Больше 300 человек собрались и вместе прогнозировали погоду по нашей технологии "Метеум". Такие вот образовательные мероприятия, они, мне кажется, больше будут полезны для цифровизации экономики Казахстана и людей, которые вообще занимаются IT.

TN:

Сейчас очень часто обсуждают защиту персональных данных. Как у вас обстоят дела с этим? Часто ли поступают запросы от казахстанских государственных органов, чтобы компания предоставила какие-либо данные о пользователях?

Артем Борисов

Для нас защита данных пользователей является основным приоритетом. Информация о том, как мы обрабатываем информацию и защищаем ее, есть в нашей политике конфиденциальности. Она актуальна и для Казахстана.

Что касается запросов от казахстанских госорганов по этой теме, то, насколько мне известно, в казахстанский офис "Яндекса" таких запросов не поступало.

TN:

Как планируете дальше работать в Казахстане, планируете расширение офиса и штата?

Артем Борисов

Все возможно, у нас вообще часто происходило развитие так, что в городе/стране открывался маленький коммерческий офис, направленный на поддержку клиентов, и потом расширялся, когда понимали необходимость такого шага. И в том числе набирали людей в эти офисы. Поэтому я лично очень хочу, чтобы у нас в Казахстане так получилось. У нас вообще цель изначально быть ближе к казахстанскому пользователю. Для этого в том числе и открывали офис.

TN:

Есть ли вероятность, что в Алматы откроется IT-офис, где будут сидеть разработчики, как в Минске?

Артем Борисов

Да, почему нет.

TN:

Следите за рынком казахстанских айтишников?

Артем Борисов

Я говорил выше, что 25 мая мы провели первое мероприятие, в том числе чтобы посмотреть, как развито казахстанское IT-сообщество. Это обычно видно по обсуждениям, по вопросам, по вовлеченности публики на мастер-классе. На самом деле, по отзывам коллег, очень хорошие отзывы были у айтишников, которые присутствовали на встречах. Потому что вопросы были очень интересные. Так что, я думаю, если мы решим открывать офис разработки, проблемы с кадрами не будет.

TN:

Отличаются ли интересы казахстанских пользователей какой-то особенностью? Какие сервисы в Казахстане пользуются популярностью?

Артем Борисов

Медийные сервисы. Очень популярны Я.Музыка, Я.Видео, Я.Картинки, и это особенность Казахстана. Доля пользователей этих сервисов в Казахстане выше, чем в России, если сравнивать этот показатель с общим количеством посетителей главной страницы Яндекса. Примерно в два раза.

TN:

Люди покупают музыку, подписку или просто больше взаимодействуют с площадками?

Артем Борисов

И слушают, и покупают подписку, и заходят на страницы сервисов. Задают в поиске много вопросов, связанных с фильмами, музыкой, видео, часто ищут по фото, картинкам.

TN:

Из этого вытекает вопрос о казахстанском контенте.

Артем Борисов

Мы в Музыке уже активно развиваем это направление и увеличиваем количество казахстанских исполнителей, доступных на сервисе. В Яндекс.Музыке уже есть казахстанские исполнители, и я думаю, что в дальнейшем количество контента будет расти.

TN:

С определенными лейблами работаете или с каким-то базами данных?

Артем Борисов

В Казахстане достаточно интересный рынок, он сильно отличается от российского и других, поэтому приходится и с лейблами, и с крупными агрегаторами, и напрямую с исполнителями, по-разному.

TN:

Вы сказали, что казахстанский пользователь больше российского пользуется медийными сервисами. На YaC вы запустили подписку Я.Плюс, которая подразумевает особые условия для пользователей на всех сервисах "Яндекса". Казахстанским пользователям это было бы интересно. Яндекс.Музыка, фильмы на Кинопоиске, те же скидки на Такси. Но, к сожалению, действует подписка только на территории России. Когда планируете расширять ее на территорию Казахстана?

Артем Борисов

Яндекс.Плюс является очень новой историей для СНГ, похожего продукта на рынке не было. Сейчас мы сконцентрированы на развитии сервиса в России. Со временем мы, возможно, пойдем и в другие страны, и Казахстан точно будет в числе первых, о которых мы подумаем.

TN:

Мы говорили о сервисах "Яндекса", которыми предпочитают пользоваться казахстанцы. А какие из казахстанских проектов вам нравятся?

Артем Борисов

Я могу сказать лично свое мнение. Мне импонируют сервисы Chocolife. Аналога такого яркого проекта в России нет. Но это опять же личное, не мнение компании. Я вообще люблю проекты, которые немного отличаются от аналогичных в других странах, достаточно уникальные в определенной стране и близко привязанные. Много на самом деле есть. И egov.kz, само собой. На самом деле в Казахстане есть более удобные сервисы, которые не сравнятся даже с аналогичными российскими.

TN:

Как считаете, чего не хватает в России из того, что есть в Казахстане?

Артем Борисов

(Смеется) Какой интересный вопрос. Вот egov.kz - такого уровня сервиса государственных услуг и не хватает, как есть в Казахстане.

 

Беседовал Олжас Салмурза. 

Материал подготовлен при поддержке "Яндекс"



Join Telegram